2 Тимофею 3 глава

Второе послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Хочу, чтобы знал ты, что в последние дни тяжкие наступят времена:
2 люди тогда станут себялюбивыми, будут падки на деньги, хвастливы, высокомерны и злоречивы, родителям непокорны, будут неблагодарны и нечестивы.
3 Бессердечны будут они и беспощадны в своей враждебности; станут клеветать на ближних, впадут в невоздержанность, жестокость, ненависть ко всему доброму
4 и в вероломство. Будут люди безрассудны, надменны. Собственные удовольствия любить они будут больше, чем Бога.
5 Оставаясь по видимости благочестивыми, они будут на деле отрицать живую силу благочестия. Таковых сторонись.
6 Иные из них, становясь вхожими в дома, переманивают на свою сторону непутевых женщин, отягощенных грехами, живущих1 разными своими капризами.2
7 Такие женщины всегда чему-то учатся, но всё-таки никак не могут познать истину.
8 Лжеучителя их противятся истине (как противились некогда Моисею Ианний с Иамврием).3 Умы их развращены, веру свою они предали.4
9 Но немногого добьются они: безумие их станет явным для всех, как это и с теми было, кто противился Моисею.
10 Но ты, Тимофей, всегда верно следовал всему моему: моему учению и образу жизни, моим целям,5 вере моей, терпению и духу любви. Ты подражал моей стойкости
11 в гонениях и страданиях, что выпадали мне в разных местах: в Антиохии, скажем, в Иконии и Листре. Все эти гонения я перенес, и в каждом из них приходил мне на помощь Господь.6
12 Вообще же, всякого, кто стремится жить благочестиво во Христе Иисусе, ждут гонения.
13 Зато злые и лживые люди будут становиться всё хуже и хуже, обманываясь и обманывая других.
14 Но ты держись того, чему научен и во что уверовал. Ведь тебе известно, откуда черпалось всё то, чему учили тебя:7
15 с детства ты знаешь Священное Писание,8 которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса.9
16 Всё Писание боговдохновенно,10 в нем есть всё, чтобы учить людей истине, обличать во грехе, исправлять ошибки, одним словом, вести11 к праведности,
17 чтобы сделать Божьего человека способным и готовым ко всякому доброму делу.

Толкование Далласской семинарии

V. Предсказание грядущего безверия (3:1−9)

2Тим 3:1−5. Как и в предыдущем письме, Павел предупреждает Тимофея о катастрофе, предсказанной на последние дни (сравните 1Тим 4:1−3); этим термином обозначается весь период времени между 1 веком и возвращением Христа. В этом «хронологическом промежутке» миру, согласно предсказанию, предстоит увидеть времена тяжкие — по причине распада общества. Павел перечисляет (сравните Рим 1:28−32) 19 «примет» человеческого характера в эти дни, предупреждая о них верующих.

Люди будут: 1) самолюбивы (филаутои — «эгоисты, думающие лишь о себе»); 2) сребролюбивы (сравните 1Тим 6:9−10); 3) горды, 4) надменны, 5) злоречивы. Далее следует несколько слов, которые начинаются с отрицательной частицы «не», знаменующих отсутствие в людях соответствующих добродетелей. 6) Родителям непокорны; 7) неблагодарны; 8) нечестивы, 9) недружелюбны; 10) непримирительны (т. е. не любящие просить прощение и не умеющие прощать). Следующее слово — диаболои, обычно переводимое как «диавол» (1Тим 3:6−7; 2Тим 2:26); тут оно передано в значении 11) клеветников; 12) невоздержаны; 13) жестоки; 14) не любящие добра.

Две следующие приметы переданы по-гречески с приставкой про, означающей явную предрасположенность (тут — к тому или иному пороку): 15) предатели (продотаи — «склонные к предательству»); 16) наглы (пропетеис — буквально «склонные к дерзости»); 17) натащены; 18) более сластолюбивы (т. е. более любящие удовольствия), нежели боголюбивы; 19) имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (сравните Тит 1:16).

Хотя обо всем этом говорится в плане предсказания «на последние дни», ясно, что апостол подразумевал и уже происходившее в Ефесе. Но со временем все это будет нарастать, Тимофею надо было знать о людях с такими свойствами и не иметь с ними ничего общего. Конечно, Павел подразумевал лишь официальные контакты своего ученика как епископа, поскольку сам же наставлял его «быть приветливым ко всем» (2:24).

2Тим 3:6−7. Здесь Павел обращается к специфической ситуации, возникшей в Ефесе. Это из той, все возраставшей в числе, прослойки городского общества, которой особенно зримо свойственны были перечисленные апостолом пороки, проникали лжеучители в церковь. Они действовали хитрыми методами: …вкрадываются в дома и обольщают тех, о которых знали, что они легковерны. В Ефесе это были женщины, утопающие во грехах, водимые различными похотями. Вновь мы видим связь между лжеучениями и нравственной развращенностью, и Павел подчеркивает это.

Сильное плотское начало в упоминаемых им женщинах и их духовная незрелость делали их легкой добычей для лжеучителей (сравните Еф 4:14). Благодаря своему якобы желанию учиться они попадались на удочку любой ереси. Беда их состояла в том, что и, видя истину, они не в состоянии были распознать ее (тут буквально «дойти до полного познания истины»; сравните 2:25).

2Тим 3:8−9. О противлении Ианния и Иамврия Моисею говорится не в Ветхом Завете, а в имевшем широкое распространение еврейском предании о двух чародеях фараона, которые выступили против Моисея, но потерпели поражение (Исх 7:11; Исх 9:11). Проведение параллели между лжеучителями и египетскими чародеями и — с другой стороны, как бы между Тимофеем и Моисеем — должно было вселить бодрость в молодого служителя.

Его оппоненты были люди, развращенные умом (сравните 1Тим 6:3), противившиеся истине и невежды в вере (по гречески буквально «как учителя веры неугодны Богу»). Соответственно и влияние их на церковь, какой бы серьезный характер оно ни носило, было лишь временным явлением (они немного успеют). Как и в случае Ианния и Иамврия, их безумие обнаружится пред всеми (т. е. станет ясно всем).

VI. Являть верность в проповеди (3:10 — 4:8)

А. Верность перед лицом противления (3:10−13)

2Тим 3:10−11. В противоположность лжеучителям Тимофей всегда следовал примеру Павла в его учении, образе жизни (житии, расположении), вере и в таких добродетелях его, как умение великодушно относиться к людям, любовь и терпение. Он знал обо всем, что вынес Павел, благовествуя. В соответствии с греческим оригиналом начало 11 стиха правильнее было бы прочитать так: «А какие страдания постигли меня… Что за преследования я перенес». Престарелый апостол не стыдился повторять о них своему ученику, дабы они послужили ему примером. Упоминание об Антиохии (Писидийской), Иконии и Листрах должно было пробудить в Тимофее ранние воспоминания, связанные с Павлом (Деян 13:14, 51; Деян 14:6, 21; Деян 16:1).

2Тим 3:12−13. Для Тимофея, как и для каждого христианина, важно было осознать, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (сравните Ин 15:18−21) — поэтому-то и напоминал ему Павел о собственном своем прошлом. Подразумевая «последние дни», апостол писал, что в дальнейшем обстановка будет ухудшаться, а гонения — усиливаться. Злые же люди и обманщики (здесь буквально «чародеи», с оттенком «шарлатанов») будут преуспевать, вводя в заблуждение и заблуждаясь. Ибо заблуждение питает само себя.

Б. Верность Божиему Слову (3:14 — 4:5)

2Тим 3:14−15. И снова горячо звучащий призыв к Тимофею, чтоб продолжал пребывать в том, чему научен, и что… вверено ему. Оно пришло к нему из двух источников, которые Павел оценивает равно: его собственное свидетельство Тимофею (зная, кем ты научен) и священные писания, которые в то время состояли из ветхозаветных книг.

Полного доверия Тимофея обоим этим источникам было достаточно, чтобы удержать его от любого уклонения от истины. В этих стихах опять-таки чувствуется намек на то, что спасение Тимофея совершилось до его знакомства с Павлом (Деян 16:1). Он знал «писания» с детства, а они умудряют, что спасение дается верою во Христа Иисуса.

2Тим 3:16−17. Вновь хочет подчеркнуть апостол решающую роль записанных Божиих откровений в повседневном служении своего ученика. Все Писание богодухновенно, т. е. вдохновлено Богом, напоминает он; это значит, что слова Божии передавались через людей, руководимых и направляемых Святым Духом, так что в записанном ими ошибок быть не могло. В сущности это всегда принималось евреями как факт.

Затем Павел говорит о «полезности» Писаний применительно к любому аспекту Тимофеева служения, будь это научение (наставление верующих в Божией истине), обличение согрешающих (1Тим 5:20; 2Тим 4:2), исправление совершивших ошибку, или наставление в праведности (направление новообращенных на пути Божии).

Вооруженный Писанием Божий человек (здесь имеется в виду тот, кто призван осуществлять духовное руководство другими людьми) делается совершен (артиос — «способный, специалист наделенный полным знанием», здесь — по части того, как отвечать на духовные нужды). Для большей убедительности Павел добавляет: ко всякому доброму делу приготовлен (сравните 2:21).

Через это послание Павел возлагал нелегкий груз служения на молодого своего ученика, но делал это не безответственно. Он уверен был в преданности Тимофея истине, в его знании Писания, но еще более был уверен в том, что Бог через слово Свое способен помочь Тимофею во всякой его нужде.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
6  [1] — Букв.: водимых.
6  [2] — Букв.: страстями/желаниями.
8  [3] — Согласно иудейскому преданию, Ианний и Иамврий были теми египетскими чародеями, которые пытались противопоставить свои чудеса тем, что творил Моисей (ср. Исх 7:11−22; Исх 8:5−19; 9:11).
8  [4] — Букв.: люди развращенного (или: поврежденного) ума, не выдержавшие испытания в том, что касается веры.
10  [5] — Букв.: (моей) цели.
11  [6] — Букв.: и из всех избавил/вызволил меня Господь.
14  [7] — Друг. возм. пер.: зная, от кого/кеми (в оригинале — местоимение мн. ч.) ты научен.
15  [8] — Букв.: Священные Писания.
15  [9] — Или: во Христе Иисусе.
16  [10] — Друг. возм. пер.: всякое Писание боговдохновенное.
16  [11] — Букв.: и ценно/полезно для учения, для опровержения, для исправления, для наставления.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.