К Евреям 11 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вера — это твердая убежденность в том, на что мы надеемся, и уверенность в реальности невидимого.1
2 Именно за веру свою наши праотцы получили одобрение Божие. 2
3 Верою познаём мы, что Вселенная сотворена словом Божьим и что всё видимое создано из невидимого.
4 Верил3 Авель, потому и принес Богу жертву лучшую, чем у Каина. По вере своей был он признан праведным — Бог подтвердил это, приняв его дары.4 Верой продолжает говорить нам Авель и теперь, по смерти своей.
5 Верил Енох и был взят на небо не познавшим смерти. Никто тогда не мог его найти, потому что Бог забрал его к Себе живым. Ему и до того, как это произошло, было открыто,5 что он Богу угоден.6
6 Без веры же угодить Богу невозможно. Всякий к Нему приходящий должен верить и в то, что Он существует, и в то, что вознаграждает Он тех, кто искренно ищет Его.
7 Верил Ной и потому, предупрежденный о сокрытом от его глаз будущем, исполненный страха Божьего, построил ковчег, дабы спасти семейство свое. Вера его стала приговором миру, а сам он по вере обрел7 праведность.
8 Верил и Авраам, когда Бог призвал его и сказал, чтобы шел он в ту землю, которую должен был унаследовать. Повиновался Авраам и пошел, не зная еще, куда он идет.
9 С верою поселился он как пришелец в земле обетованной и жил там в шатрах с Исааком и Иаковом,8 сонаследниками того же самого обещания.
10 Он жил мыслями о городе, стоящем на прочном основании, городе, Архитектор и Строитель которого — Сам Бог.
11 Верою смог Авраам уже в глубокой старости стать отцом, когда и у Сарры не могло уже быть детей.9 Знал Авраам, что верен Обещавший.10
12 Так от одного человека, притом не способного к чадородию,11 произошли потомки столь многие, как звезды на небе, и неисчислимые, как песчинки на берегу моря.
13 Все эти люди верили до самой своей смерти. И хоть не получили они при жизни обещанного, всё же видели вдали исполнение всего, потому радовались и говорили о себе как о скитальцах и пришельцах на этой земле.
14 Те, которые так говорят, прямо показывают, что живут мечтой о подлинном своем отечестве.12
15 Если бы они думали о покинутой ими земле, давно бы могли вернуться (времени у них было предостаточно ).
16 Но они, мы знаем, стремились к лучшему — к небесному, а потому и не стыдится Бог называть Себя их Богом. Он и град обетованный приготовил им уже.
17 Верил Авраам, когда подвергся он испытанию13 и готов был принести в жертву Исаака. Единственного сына приносил он в жертву, хотя о нем дано ему было обещание:
18 «Рожденные от Исаака будут признаны твоими потомками14
19 «Силен Бог, — убеждал себя Авраам, — и из мертвых восставить Исаака». Он из мертвых, образно говоря, и получил его.15
20 Верил и сам Исаак, когда благословлял Иакова и Исава и думал об их будущем.
21 Иаков тоже верил, благословляя перед смертью сыновей Иосифа — он, опираясь на посох свой, поклонился Богу.16
22 Вера побудила Иосифа упомянуть перед смертью об исходе сынов Израиля из Египта и распорядиться о своем погребении.17
23 Верили и родители Моисея, скрывавшие его после рождения целых три месяца: они видели, что младенец их прекрасен, и не устрашил их царский указ.
24 Верил и сам Моисей, когда, став взрослым, отказался называться сыном фараоновой дочери.
25 Быстротечным удовольствиям греховным предпочел он страдание вместе с народом Божиим.
26 Поношение, подобное тому, которое позднее выпало на долю Христа, счел он для себя большим богатством, нежели сокровища египетские — в грядущем он видел истинное воздаяние.
27 Верил он — потому оставил Египет, не страшась гнева царского. Был тверд он, словно уже видел Невидимого.
28 Он верил — и совершил Пасху. Повелел он тогда окропить кровью двери каждого дома, чтобы тот, кто истреблял первенцев, не тронул их.
29 И израильтяне верили — потому и перешли посуху Красное море,18 египтяне же, вознамерившись сделать то же, были накрыты19 волнами.
30 Верили ходившие семь дней вокруг Иерихона — и пали стены его.20
31 И Раав, блудница, верила: как своих21 приняла она израильских лазутчиков — и не погибла с теми, кто не покорился22 Богу.
32 Нужно ли продолжать? Мне не хватило бы времени, начни я рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и о других пророках.
33 Силою веры своей покоряли они царства, утверждали справедливость, обретали всякий раз обещанное им и даже заграждали пасти львам.
34 Они угашали мощь огня, невредимыми оставались на поле брани,23 их слабость обращалась в силу. Были они стойкими в сражениях и обращали в бегство армии чужеземцев.
35 Другие были воскрешены из мертвых и возвращены своим женам и матерям. Были и такие, которые не пожелали быть избавленными любой ценой от напастей, а предпочли подвергнуться мучениям и даже умереть, чтобы воскреснуть к лучшей жизни.24
36 Многие претерпели надругательства и побои, были закованы в кандалы и брошены в тюрьмы.
37 Их побивали каменьями, распиливали надвое, умирали они от меча. Стойко перенося все лишения, притеснения и муки, они скитались, ничего не имея на себе, кроме овечьих или козьих шкур.
38 Те, которых не был достоин весь мир, скрывались в пустынях и горах, в пещерах и горных ущельях.
39 По вере их Бог засвидетельствовал Свое особое расположение к ним,25 но ни один из них не вошел в обладание обещанным,
40 и это потому, что замысел Божий был лучше — он и нас касался: не без нас должны были они оказаться у цели.26

Толкование Далласской семинарии

IV. ЧАСТЬ III: ОТКЛИК ВЕРОЮ (главы 11−12)

Через этот — последний большой раздел послания — красной нитью проходит призыв отвечать единственно приемлемым путем, а именно — верой, на все те обстоятельства жизни, которых касается автор. Хотя значение веры уже выявлено им, он считает необходимым еще полнее рассмотреть этот фактор во всей бесценности его. Как и прежде, за истолкованием (глава 11) следуют предупреждение и увещание (глава 12).

А. Жизнь веры (глава 11)

В заключение предыдущего раздела автор лишь коснулся темы жизни по вере (10:37−39). Что это означает на практике, он объясняет теперь в словах и образах, которые его читатели могли оценить вполне, потому что именно вера лежала в основе всего, что происходило с героями ветхозаветной истории, хорошо им известной. И поскольку эти люди руководствовались верой, так же следовало поступать и читателям послания.

1. ПРОЛОГ (11:1−3)

Евр 11:1−3. В коротком прологе автор говорит о характере веры, о видении вещей верою и о высоко чтимых приверженцах ее. Небезынтересно привести 11:1, как звучит этот стих в переводе на англ. язык: «Вера не сомневается в том, что является предметом наших надежд, и уверена в том, чего мы не видим».

Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «Вера есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом».

Древние, т. е. великие люди былых времен, в глазах читателей бывшие образцом для подражания, во всем руководствовались верою, тем самым высоко свидетельствуя о ней.

Верою познаем, что веки (миры) устроены словом Божиим… Действительно, разум не подсказывает нам этого, и свидетелей тому не было. Следовательно, это познание есть дело веры.

Последняя фраза стих 3 — так что из невидимого произошло видимое — наводит на мысль об особой в этом преднамеренности Божией; это было Его волей, чтобы видимый людям мир «явился» из сферы невидимой им, и чтобы, таким образом, действительное происхождение мира познавалось только верою.

2. БОЖИЕ ПРИНЯТИЕ ВЕРЫ (11:4−16)

Верою достигается принятие человека Богом и получение им награды от Него.

Евр 11:4. Авель входит в число тех «праведных», о которых читаем в 10:38. Богу он угодил тем, что верою принес Ему жертву лучшую. Верою Авель не только получил свидетельство, что он праведен, ею он и по смерти говорит еще; иными словами, даже смерть не уничтожила свидетельства такого человека, как Авель. Подобно ему, и читатели послания были «приняты» Богом на основании их лучшей — новозаветной — жертвы. Неверующие же братья их, подобно Каину, не обрели такого благоволения в глазах Божиих.

Евр 11:5−6. Енох, с другой стороны, жил по вере (как следовало жить и тем, к кому обращался автор) и тем угодил Богу. Если бы Христос возвратился на протяжении их жизни, то и они, как Енох, не увидели бы смерти. Но в любом случае угодить Богу они могут только одним способом — не переставая верить, что Он есть, ибо ищущим Его всерьез Бог воздает.

Евр 11:7. О том, что Бог действительно вознаграждает «ищущих» Его, свидетельствует история Ноя, который сделался наследником праведности по вере. И еще он «наследовал» новую землю после потопа, как читатели послания могли бы наследовать «будущую вселенную» (2:5). Фраза для спасения дома своего перекликается с мыслью, постоянно подчеркиваемой автором, о спасении-наследии «христианского дома». В ней, кроме того, содержится намек на то, что искренняя вера человека может принести спасительные плоды в его собственной семье.

Евр 11:8−10. Урок, преподанный читателям жизнью Авраама, состоял в том, что им следовало уповать на «будущую вселенную», а к нынешней своей жизни относиться как к странничеству, путешествию. Авраам, великий патриарх, обитал на земле которую имел получить в наследие как на чужой. Подобно ему, получат наследие и читатели послания, если станут ожидать города имеющего основание (намек на небесный и вечный Иерусалим; сравните Откр 21:2, 9−27).

Евр 11:11−12. Автор представляет Сарру как первую «героиню веры», которая, вопреки, казалось бы, физической невозможности (будучи бесплодной, в преклонных годах), стала матерью. И как она знала, что верен Обещавший, так следовало знать это и помнить читателям послания (сравните 10:23). Верою содействовала Сарра поразительному «размножению семени» своего мужа, от которого, физически в старости омертвелого, родилось в конечном счете так много.

Евр 11:13−16. Впечатляющим завершением темы являются эти стихи: автор показывает, что людям возможно умереть в вере (или с верою), даже не получивши обетований. То, что станет реальностью в будущем, прежние святые видели верою издали, а себя считали странниками и пришельцами на земле. Они искали своего отечества, но не то, которое покинули. Так и читателям послания не следовало возвращаться к покинутой ими религии предков, но стремиться к лучшему, то есть к небесному. Если бы они поступили по примеру патриархов, то Бог и их не устыдился бы, как не стыдился тех, называя себя их Богом.

3. О РАЗНООБРАЗИИ ОПЫТА ВЕРЫ (11:17−40)

Начиная отсюда, тема жизни по вере рассматривается под новым углом зрения. При всем многообразии обстоятельств и событий, происходящих в человеческой жизни, вера остается тем постоянным фактором, сквозь призму которого все может быть принято и понято. Для христианина вера воистину становится орудием познания мира (сравните стих 3).

Евр 11:17−19. Возвращаясь к Аврааму, автор поднимает вопрос искушения в вере. Читателям было чему научиться на примере того величайшего испытания, через которое должен был пройти патриарх, когда Бог повелел ему принести в жертву Исаака. Прежде всего, это, казалось бы, противоречило обетованию, полученному Авраамом от Бога, но вера патриарха в то, что Бог силен из мертвых воскресить помогла ему с честью пройти через это испытание.

В сердце своем Авраам уже принес Исаака в жертву, почему и получил его в предзнаменование. В греческом оригинале не «в предзнаменование», а «в притче» («в образе»); заклан был не Исаак, а овен — «образ» Исаака. Единородного же своего патриарх как бы получил обратно из мертвых.

Так же и христиане, знакомые с этим посланием, должны порой воспринимать вещи за пределами своих жизненных обстоятельств, в которых Божии обещания будто не осуществляются, осознавая, что обещания эти все-таки будут исполнены в их воскресении.

Евр 11:19−22. С верою смотрели в будущее и перечисляемые здесь патриархи. Веря в осуществление обетовании Божиих, данных Аврааму, Исаак благословил Иакова, а не Исава. И на том же основании умирающий Иаков благословил обоих сыновей Иосифа.

Читателям тоже следовало воздавать честь Богу до конца своих дней, не ослабевав в вере в будущее, уготованное им. Автор напоминает, что и Иосиф при личине своей (зная об обетованиях Господа Аврааму) с уверенностью говорил о будущем исходе сынов Израилевых из Египта). С такою же уверенностью смотреть в свое будущее всем нам.

Евр 11:23. Переходя к жизни Моисея, автор начинает тему противостояния веры и враждебности, которые были так хорошо знакомы его читателям. Верою Моисей скрываем был родителями, сохранившими ему жизнь. Обрадованные драгоценным Божиим даром — ибо видели они, что дитя прекрасно — они поверили, что Бог уготовал их сыну нечто лучшее, чем смерть по рождении. Потому и не устрашились они царского повеления, и Бог вознаградил их веру, дав Моисею прожить выдающуюся жизнь.

Евр 11:24−26. Классический пример того, как верою отдается предпочтение поношению Христову перед временным греховным наслаждением, автор видит в жизни Моисея, истинного героя веры, с его разумным приятием эсхатологических упований народа израильского.

Что такое «поношение Христово»? Это такое поношение, которое терпели читатели послания, какое терпел Сам Христос; такое, когда кто терпит от своих, от тех, кому делает добро; когда, страдая, человек прибегает к Богу. Такое «поношение» Моисей познал сполна. И читателям его следовало, по мысли автора, принять поношения, отказавшись от греховной жизни, которой не скорби сопутствуют, а удовольствия; и они смогут поступить так, если поверят в ожидающую их награду.

Евр 11:27−28. Далее. Моисей верою (как бы видя Невидимого), вывел народ из Египта, ие испугавшись гнева царского. Совершив пасху, включавшую пролитие крови, Моисей уберег Израиля от Божиего суда. Так и читателям послания не следовало бояться «гнева» окружавшего их мира и поддерживать свою «отделенность» от него. Свои отношения с Богом им следовало продолжать на основании пролития крови нового завета. Тогда и они были бы избавлены от Божиего суда (сравните 10:19−31).

Евр 11:29−31. У читателей послания были основания уповать на победу над врагами (сравните 1:13−14). Уроки гибели египтян в Чермном море и падения стен Иерихонских говорили им о победах, какие способна одержать вера. Если в церкви, которой писалось послание, было (что не исключается) какое-то число язычников, то для них утешительным мог послужить пример Раав блудницы, пощаженной при разрушении Иерихона.

Евр 11:32−35а. Слишком их много было, героев веры, в ветхозаветные времена, чтобы автор мог подробно говорить о каждом. Потому он лишь мимоходом перечисляет деяния некоторых из них. Фразу «укреплялись от немощи» в стихе 34 следует понимать как немощь их становилась силой. В апогее же перечисления жены, которые получали умерших своих воскресшими; ибо в этом свидетельство высочайшей победы веры, перед каковой и смерть отступает (3Цар 17:17−24; 4Цар 4:17−37).

Евр 11:35б−38. От явных побед веры мысль автора обращается к тому, что может показаться ее поражением. Но это именно кажущиеся поражения. Ибо те, кто замучены были, пошли на это сознательно, вместо того, чтобы позаботиться о сохранении себе жизни, так как знали, что их страдания поведут к лучшему (более славному) воскресению. Так и читателям стойко надо было переносить испытания, ожидая воздаяния в будущем мире.

Физические страдания, перечисленные в стихах 36−37, 38б, соответствуют примерно десяти видам гонений, выпавших на долю людей веры, а к этому надо еще прибавить неприятие со стороны близких и соотечественников, каковое могли уже познать на себе и читатели. Сердечно замечает в этой связи автор послания, что весь мир не был достоин этих гонимых им людей.

Евр 11:39−40. стих 39 надо понимать в том смысле, что все сии, получившие похвальное свидетельство о вере своей, еще не получили обещанной награды; их эсхатологические упования еще не осуществились. Ибо там, где они находятся, они ждут, пока не достигнут совершенства все их братья в Господе, проходящие земную жизнь. В этом и заключается нечто лучшее, предусмотренное Богом для нас (т. е. для живущих еще на земле), что откладывается осуществление их упований. Ибо Бог предусмотрел всех увенчать славою в одно время; таково значение фразы дабы они не без нас достигли совершенства.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: убежденность в вещах невидимых; друг. возм. пер.: средство для познания действительности невидимого.
2  [2] — Букв.: ибо через нее получили (доброе) свидетельство старшие/древние.
4  [3] — Здесь и далее до ст. 32 букв.: верою.
4  [4] — Букв.: о дарах его свидетельствовал Бог.
5  [5] — Букв.: ибо до переселения своего он получил свидетельство.
5  [6] — Быт 5:24.
7  [7] — Букв.: унаследовал.
9  [8] — См. в Словаре Исаак и Иаков.
11  [9] — Букв.: была бесплодна. Некот. рукописи опускают эти слова.
11  [10] — Друг. возм. пер.: верою и сама Сарра получила силу к принятию семени и не по времени возраста (родила), потому что она посчитала верным Обещавшего.
12  [11] — Букв.: омертвелого.
14  [12] — Букв.: что они ищут отечества.
17  [13] — Или: когда был искушаем.
18  [14] — Букв.: в связи с Исааком тебе семя (т.е. потомство) будет названо. Быт 21:12 (LXX).
19  [15] — Друг. возм. пер.: он и получил его как прообраз (воскресения).
21  [16] — Быт 47:31 (LXX).
22  [17] — Букв.: о костях своих.
29  [18] — Син. пер.: Чермное море.
29  [19] — Букв.: поглощены.
30  [20] — Букв.: через веру/верою пали стены Иерихона по семидневном обхождении.
31  [21] — Букв.: с миром.
31  [22] — Или: не поверил/не доверился.
34  [23] — Букв.: избегали острия меча.
35  [24] — Букв.: чтобы достичь лучшего воскресения.
39  [25] — Букв.: и все они получили доброе свидетельство через веру.
40  [26] — Или: достичь совершенства.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.