Откровение 18 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его.
2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!
Стала столица развратная обиталищем бесов
и пристанищем всякого нечистого духа,
пристанищем всякой птицы нечистой
[и всякого нечистого зверя], ненавистного.

3

От вина блудной страсти ее1 опьянели все народы;
даже цари земли блудили с ней;
купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

4 Потом услышал я другой голос с неба. Он говорил:

«Выйди из нее, народ Мой,
чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее
и не подвергнуться каре, ее ожидающей.

5

До небес выросла гора грехов ее —
все их припомнил Бог, все неправды ее.

6

Воздайте же ей, как она воздавала,
и вдвое воздайте за дела ее.
В чаше, в той самой, в которой она подавала вино,
дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7

Сколько превозносила она себя и роскошествовала,
столько же воздайте ей мучением и скорбью;
за то воздайте, что в сердце своем она говорит:
„Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть“.

8

Но обрушатся на нее однажды2 кары, смерть, скорбь и голод;
будет сожжена она огнем,
велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней, когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она.
10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

„Горе, горе тебе, великая столица,
могущественный город Вавилон!
В час единый свершился суд над тобой!“

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них,
12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят.
13 И корицы не купят больше и пряностей,3 фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих
14 ( будет сказано о том: „Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе“).4
15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:5
16

„Горе, горе, столица великая,
в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,
золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17

В миг единый6 в ничто обратилось богатство твое!“


И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели7 — все они стали поодаль
18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?»
19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

„Горе, горе тебе, столица великая!
У кого были корабли на море,
твоими они все обогащались драгоценностями —
вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!“

20 А вы, небеса, ликуйте!8

И вы, народ Божий,9 апостолы и пророки, ликуйте!
Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой10 будет повержена великая столица Вавилон
и не будет уже найдена после того.

22

Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;
не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;
не найдут у тебя ни одного человека,
который продолжал бы заниматься ремеслом своим;
и шума жерновов не услышат более в тебе.

23

Не будут уже светильники светить в тебе,
и голосов жениха и невесты не будет слышно в тебе.
И всё потому, что выше всех считали себя
купцы твои на земле,11
потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24

Будет, будет наказан Вавилон,
потому что кровь пророков на нем,
кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Толкование Далласской семинарии

2. УНИЧТОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВАВИЛОНА (глава 18)

Откр 18:1−3. Дальнейшее откровение относительно гибели Вавилона дается Иоанну Ангелом, сходящим с неба, т. е. еще одним Ангелом, которого не следует отождествлять ни с одним из упоминавшихся прежде. Все эти слуги Божьи имеют немалую власть и в этой книге нередко являются вестниками очередного откровения. Этот Ангел имел власть великую; земля осветилась от славы его (18:1). Сообщение Ангела сводилось к следующему: Пал, пал Вавилон.

В главе 18 перед читателями предстает большой процветающий город, один из мировых центров политической и экономической жизни. В результате суда Божия, который обрушится на него, он станет жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего напоил этот город все народы. Действие религии, не знающей истинного Бога, можно уподобить действию наркотиков, делающих людей безумными… Для города, благодаря которому многие купцы земные разбогатели, настал последний час.

Откр 18:4−8. Вслед за сообщением Ангела раздался голос с неба, вероятно, голос Самого Господа, Который призвал верный Ему народ выйти из города и таким образом избежать последствий суда, грядущего на него (стихи 4−5). Тот же голос повелевает, очевидно, обращаясь к царям, назначенным Богом исполнителями воли Его, — Воздайте ей… Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей.

За то, что превозносила себя и развратничала физически и духовно, за то в один день грядут на нее все казни: смерть, и плач, и голод, и будет сожжена огнем. То обстоятельство, что в главе 18 неоднократно подчеркивается гибель великого города в одночасье, наводит на мысль о том, что разорение Вавилона «десятью царями» будет окончательно довершено землетрясением, о котором говорится в 16:18−19.

Откр 18:9−20. Цари земные, так или иначе связанные с «великим городом», придут в отчаяние при виде его гибели. Они восплачут и возрыдают… говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! И купцы земные станут оплакивать падение города, с которым не смогут уже более вести торговых дел.

Стихи 12−13 описуют богатство и процветание Вавилона, и этим более подчеркивается «светская ипостась» его, нежели религиозная. Вплоть до 20 стиха говорится об отчаянии и причитаниях всех, так или иначе «причастных» к Вавилону, а в 20 стихе небо и святые и пророки Божии призываются к радости, потому что в отмщение за них и как бы от их имени совершил Бог суд над Вавилоном.

Откр 18:21−24. Последнее и страшное разрушение его сравнивается по стремительности своей с падением жернова… в море (стих 21). Перечисляется все то, чем славен был Вавилон и чего более не увидит он и не услышит: музыканты, играющие на арфах и флейтах, художники и искусные творения их рук, веселые свадьбы; умрут, перестанут существовать торговля его и промышленность. Причина столь сурового суда над этим городом в безграничном превознесении его власть имущих и в том, что волшебством его введены в заблуждение все народы (сравните 18:23 и 17:2), а в нем самом найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле (сравните 18:24 и 17:6).

Остается вопрос, какой город подразумевается здесь? Широко распространено мнение, будто это Рим, город, занимающий выдающееся место в истории как столица древней империи и «резиденция» Папы Римского — главы Католической церкви. Сторонники другой точки зрения считают, что это действительно восстановленный в будущем Вавилон, расположенный некогда на реке Евфрат, которая к концу времен вновь будет сделана судоходной. По тщательном изучении всех аргументов «за» и «против» предпочтительной видится вторая точка зрения. Но среди толкователей Библии единодушия на этот счет по-прежнему не существует.

События, описанные в 17 главе, очевидно, совершатся в середине последнего семилетия, тогда как события 18 главы произойдут в конце его, непосредственно перед вторым пришествием Христа. Разрушение Вавилона явится завершающим драматическим аккордом «времени язычников», которое началось с нападения вавилонской армии на Иерусалим в 605 году до Р. Х. (Лк 21:24).

Итак, главы 17 в 18, сообщающие дополнительные сведения о политическом и религиозном состоянии земли в последние семь лет, подводят читателя к восприятию самого главного события в книге Откровения — второго пришествия Христа.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. возм. пер.: от вина блуда ее, навлекающего ярость Божью; букв.: от вина ярости (или: страсти) блуда ее.
8  [2] — Букв.: придут в один день.
13  [3] — Или: благовоний.
14  [4] — Букв.: и больше не найдут их.
15  [5] — Букв.: торговцы этих (вещей), обогатившиеся от нее, будут стоять поодаль из-за страха мучений ее, плача и скорбя.
17  [6] — Букв.: потому что в один час; то же и в ст. 19.
17  [7] — Или: путешественники.
20  [8] — Букв.: ликуй о ней, небо!
20  [9] — Букв.: святые; то же и в ст. 24.
21  [10] — Или: яростью.
23  [11] — Букв.: потому что купцы твои были вельможами земли.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.