Откровение 5 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 В правой руке у Сидящего на престоле увидел я исписанный с обеих сторон и запечатанный семью печатями свиток.1
2 Тут же увидел я ангела могущественного. Он громко вопрошал: «Кто достоин снять печати эти и раскрыть свиток?»
3 Никто, однако, ни на небе, ни на земле, ни под землей не мог раскрыть свиток и посмотреть в него.
4 И от того, что не был найден достойный раскрыть2 этот свиток и посмотреть в него, опечалился я и горько заплакал.
5 Тогда один из старцев утешил меня: «Не плачь, вот Лев из колена Иуды, Потомок3 Давида. Он одержал победу и может снять эти семь печатей и раскрыть свиток».
6 После этих слов его увидел я Агнца со следами заклания,4 вместе с четырьмя живыми существами стоял Он между престолом и старцами. Семь рогов было у Него и семь глаз, иначе сказать, [семь] духов Божьих, посланных по всей земле.
7 Он подошел и взял из правой руки Сидящего на престоле свиток.
8 Когда взял Агнец свиток, четыре живых существа и двадцать четыре старца пали перед Ним (у каждого из них была кифара и золотые чаши, полные фимиама — молитв народа Божия),5
9 и запели они новую песнь:

«Ты вправе взять6 свиток и снять все печати с него:
в жертву Ты был принесен
и кровью Своей для Бога людей искупил,
людей всех колен, всех языков, народов, племен.

10

Сделал Ты их царством7 святых,
священниками Бога нашего,
дабы царствовать им8 на земле».

11 Видел я тогда и слышал хор9 ангелов, окружавших престол (было их тьмы тем и тысячи тысяч), и тех живых существ, и старцев.
12 Ликуя, пел этот могучий хор:10

«Достоин Агнец закланный принять власть,11
богатство, мудрость!
Ему — могущество и честь, хвала12 и слава!»

13 И услышал я, как всякое творение на небе и на земле, под землей и в море — все живые существа во Вселенной13 — вторили:

«Сидящему на престоле и Агнцу —
хвала и честь, слава и могущество
во веки веков!»

14 И в ответ четыре живых существа провозгласили: «Аминь», а старцы пали ниц и поклонились [[Живущему во веки веков]].14

Толкование Далласской семинарии

Б. Книга с семью печатями (глава 5)

1. ВИДЕНИЕ КНИГИ (5:1)

Откр 5:1. Глава 4 в сущности является вступлением к тому главному, что произойдет в главе 5, а именно — к развертыванию свитка (книги), запечатанного семью печатями. Эта «книга» представляется Иоанну в виде обычного в древности пергаментного свитка, исписанного с обеих сторон и состоящего из семи частей, отделенных друг от друга печатями; по снятии каждой из печатей он развертывался все далее, являя свое содержание, которое соответствовало тому, что происходило после снятия печатей.

2. ВОПРОС: КТО ДОСТОИН? (5:2−5)

Откр 5:2−5. Иоанн увидел Ангела сильного (сравните 10:1; 18:21) и услышал, как он спросил громким голосом: Кто достоин раскрыть сию книг и снять печати ее? Здесь первое из 20 упоминаний в книге Откровения о «громком голосе». Последнее — в 21:3. (Заметим, что от греческого слова «библион» («книга») и произошло наименование Священного Писания — «Библия».)

Много плакал Иоанн, потому что нигде не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу. Но вот один из двадцати четырех старцев сказал ему: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов (сравните Ис 11:1; Откр 22:16). Старец ставит апостола в известность, что Он уже победил и может снять семь печатей.

3. АГНЕЦ (5:6−7)

Откр 5:6−7. Того, Кто представлен ему как «лев» (стих 5), Иоанн видит Агнцем, как бы закланным (это «как бы», очевидно, предполагает знаки (раны) заклания на Явившемся). Он стоял в центре престола, в окружении четырех животных и двадцати четырех старцев. Агнец имел семь рогов и семь очей.

Оба символа, конечно, относятся к Иисусу Христу: в первый раз Он приходил на землю как «агнец», приносимый в жертву за грех, а во второй раз придет как лев, чтобы судить вселенную. «Львом» Христос назван только здесь, а «Агнцем» в книге Откровения Он назван 27 раз, и более в Новом Завете — нигде.

Поскольку рог — это символ власти (3Цар 22:11), семь рогов символизируют полноту власти и силы правителя (Дан 7:24; Откр 13:1). «Семь очей» соответствуют семи духам Божьим (сравните Зах 3:9; Зах 4:10), которые, в свою очередь, есть символ Духа Святого (сравните Откр 1:4; Откр 4:5). Лишь Агнец, победивший грех, «был достоин», и потому Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле (сравните Дан 7:9, 13−14).

4. ПОКЛОНЕНИЕ АГНЦУ (5:8−14)

Откр 5:8. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли (точнее — арфы) и золотые чаши, полные фимиама, которые олицетворяли молитвы святых, т. е. верующих (сравните Пс 140:2), возносимые старцами к престолу Божию. (Из музыкальных инструментов в книге Откровения говорится только о «гуслях» («арфах») и «трубах»)

Откр 5:9−10. В этих двух стихах передается содержание песни, которую пели «живые существа» и старцы: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан, и кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и сделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле; песня названа новой, возможно, потому, что содержащееся в ней славословие отличается от «первого» — в 4:11.

Судя по первому лицу множ. числа — нас — употребляемого поющими, старцы сами — из тех, кто были искуплены, и в этом подтверждение, что они представляют Церковь или святых в целом. В «новой песне» они благодарят Бога за то, что по милости Его истинно верующие из всех народов уже теперь образуют на земле царство Иисуса Христа, ибо каждый из них приносит Богу свою душу и являет собой нравственный пример миру; и каждый из них — священник, приносящий Богу бескровную жертву хвалы и служащий Ему. Впереди же у них — соучастие в 1000-летнем царствовании Христа на земле.

Откр 5:11−12. К старцам присоединяется множество ангелов, которые говорили громким голосом: достоин Агнец, закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение.

Откр 5:13−14. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, присоединилось к ликующим небесным сонмам, говоря: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. Торжественное и торжествующее это славословие завершает Аминь, произнесенное четырьмя «животными», и затем актом поклонения двадцати четырех старцев, павших перед Живущим во веки веков и поклонившихся Ему.

Итак, видение неба в главах 4 и 5 является подготовкой к тем драматическим событиям, которые последуют, начавшись со снятия первой из семи печатей. Откровение, данное Иоанну, свидетельствует также о том, что небо как духовная сфера — это реальность, а не плод воображения. В двух этих главах раскрываются, кроме того, неописуемая слава и бесконечное величие Божества, пребывающего в этой небесной сфере.

В последующих главах будет явлено все превосходящее могущество Бога, которое выразится в Его судах над миром, погрязшем в грехах и богохульстве. Хотя верующим сегодня и не дано увидеть то, что видел апостол Иоанн, или то, что было явлено апостолу Павлу (2Кор 12:1−3), каждый христианин может принять как достоверные те потрясающие воображение картины, которые предстают перед ним на страницах книги Откровения. Да подготовят они его к той славе и к тем чудесам мира иного, которые однажды он увидит собственными глазами.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: книгу; то же в ст. 2−5 и 7−9.
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: и читать.
5  [3] — Букв.: Корень; образно в евр. отпрыск, потомок. См. в Словаре Колена Израиля.
6  [4] — Букв.: Агнца, словно закланного.
8  [5] — Букв.: святых.
9  [6] — Букв.: достоин Ты взять.
10  [7] — В некот. рукописях: нас царями.
10  [8] — В некот. рукописях: нам.
11  [9] — Букв.: голос многих.
12  [10] — Букв.: говорил голосом громким.
12  [11] — Греч. дюнамис — сила, власть, способность к действию.
12  [12] — Или: благословение; то же в ст. 13.
13  [13] — Букв.: и всё, что в них.
14  [14] — Так в TR.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.