Откровение 9 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Затрубил пятый ангел — и увидел я еще одну звезду, упавшую с неба на землю; дан был ключ ей от устья1 бездны.
2 Когда открыла она устье бездны, из этого устья, как из огромной печи, поднялся такой дым, что померкли от дыма того солнце и воздух.
3 А из дыма вышла на землю страшная саранча; наделена она была силой,2 как у скорпионов на земле.
4 Но сказано ей было, чтобы не причиняла она вреда ни траве земной, ни зелени какой, ни дереву какому, а только тем людям, у которых нет на челе печати Божией.
5 Да и таких не убивать ей было дано, а только мучить целых пять месяцев (мучение же от нее подобно тому, что бывает от укуса скорпиона, если он ужалит человека).
6 Во дни мучений этих будут люди искать смерти — и не найдут ее; захотят умереть — но смерть будет бежать от них.
7 Саранча эта видом своим похожа была на коней, приготовленных к битве. На головах у нее нечто вроде золотых венцов было, а лица на человеческие походили.
8 Волосы ее напоминали женские, а зубы как львиные были.
9 И была у нее броня, похожая на железную, и шум от крыльев ее подобен был топоту многих коней и грохоту колесниц,3 несущихся к полю боя.
10 У нее были хвосты и в них жала, как у скорпионов. В этих хвостах и была ее сила и власть причинять людям пять месяцев зло.
11 Царем над саранчой этой был ангел бездны (его еврейское имя Аваддон, по-гречески же это имя — Аполлион).4
12 Прошло первое горе, но вот идут за ним другие два.
13 Затрубил шестой ангел — и услышал я голос, исходивший от [четырех] рогов золотого жертвенника, что стоял пред Богом.
14 Голос этот сказал шестому трубившему ангелу: «Освободи четырех ангелов, связанных у великой реки Евфрат».
15 И были освобождены те четверо ангелов, которых приготовили к этому часу, дню, месяцу и году, чтобы убить третью часть людей.
16 Было там две тьмы тем5 конного войска (я слышал число всадников).
17 В видении моем ясно разглядел я коней и сидевших на них. Была на них броня: огненно-красная, гиацинтового6 цвета и желто-серного. Головы конские походили на львиные, а из пастей их вырывались огонь, дым и сера.
18 Тремя этими карами: огнем, дымом и серой, исходившими из пастей их, — и была убита треть всех людей.
19 Сила коней тех не в пасти их только, а и в хвостах их, ибо хвосты их подобны змеям с головами, так что и хвостами своими уязвляли они людей.
20 А остальные люди, которых не убили все эти кары, они так и не отвратились от того, что сотворили руками своими, не перестали поклоняться бесам и идолам своим: золотым и серебряным, медным и каменным, как и деревянным, которые ни видеть не могут, ни слышать, ни ходить.
21 Не раскаялись эти люди ни в убийствах, которые совершили, ни в колдовстве не раскаялись, ни в блуде, ни в воровстве своем.

Толкование Далласской семинарии

9. ПРИ ЗВУКАХ ПЯТОЙ ТРУБЫ (9:1−11)

Откр 9:1−6. События, разыгрывающиеся после того, как пятый Ангел вострубил, излагаются Иоанном довольно подробно, и это заставляет думать, что в совершающихся по принципу нарастания судах Божиих над грешным человечеством они играют особую роль.

Судя по всему звезда, падшая с неба на этот раз, — не обломок какого-то космического тела, а личность (в стихе 11, по-видимому, именно эта «звезда» названа «царем., ангелом бездны»; сравните Ис 14:12−17; Лк 10:18). Речь, по всей вероятности, идет о сатане, низвержением с неба на землю в начале периода великой скорби (Откр 12:19). Ему был дан ключ от кладезя бездны — места обитания демонов (сравните Лк 8:31; Откр 9:11; Откр 11:7; Откр 17:8; Откр 20:1, 3). В «бездне» демоны до определенного момента как бы заперты на ключ, т. е. лишены свободы действий.

И вот теперь Бог попускает, чтобы через таинственный «колодезь», который соединяет «бездну» с земной поверхностью, демоны выбрались из своей «темницы» и появились над землею. В последующее в за великой скорбью правление Христа на земле и сам сатана будет заключен в упомянутую бездну, где будет находиться 1000 лет (Откр 20:1−3).

Итак, сатана «отпирает» бездну и выпускает оттуда демонов, чтобы они причиняли немыслимые страдания живущим на земле. «Саранча из бездны», подобно обычной саранче, представлена в образе дыма или облака, окутывающего землю и застилающего солнце. Эти апокалипсические существа имеют жала скорпионов. Им дана власть вредить людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.

В ветхозаветное время саранча была настоящим бедствием, так как уничтожала на больших площадях весь урожай, обрекая людей на голодную смерть (Исх 10:12−20; Иоиль 1:4−7). Но эта саранча не пожирала растительность, зато ей было дано мучить людей в продолжении пяти месяцев (Откр 9:10). Можно предположить, что в образе чудовищной саранчи появятся на земле демоны. Их власть над людьми будет такова, что и горячо желающие умереть не смогут лишить себя жизни.

Откр 9:7−11. В глазах Иоанна саранча, вышедшая из бездны, подобна коням, приуготовленным на войну; существа эти не могут не внушать ужаса, ибо лица у них, как человеческие… на головах… как венцы, похожие на золотые… волосы, как у женщин, зубы, как у львов; на них были брони, как бы железные; шум от крыльев их сравнивается с шумом колесниц, влекомых множеством коней.

Апостол описал то, что он видел, не «расшифровав», однако, своего видения. Напрашивается вывод, что, явившись среди людей, злые духи будут прельщать и мучить их, и совершенно беззащитны, окажутся перед ними неверующие. Существует точка зрения, согласно которой «ужаленные саранчой» будут терзаться постоянным недовольством, беспокойством, смятением духа. В отличие от предыдущих казней, по-видимому, непродолжительных по времени, эти мучения продлятся пять месяцев.

Управлять всей этой ратью демонов будет ангел бездны, еврейское имя которого Аваддон, а греческое — Аполлион. Оба слова означают одно и то же — «Погубитель».

Все эти события, как и предшествующие им, наглядным образом подтверждают сказанное о времени великой скорби Иисусом Христом, что «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф 24:21).

10. ПРИ ЗВУКАХ ШЕСТОЙ ТРУБЫ (9:12−21)

Откр 9:12. Трижды возвестил «горе» Ангел, «летевший посреди неба», подразумевая явления, которые будут вызваны звучанием трех последних труб (8:13). Первое горе (саранча) прошло; вот идут за ним еще два горя, — провозглашает апостол. Это не значит, что каждый из судов прекращает свое действие с началом следующего; по всей видимости, Иоанн имел лишь в виду следование одного «суда» за другим, как они представали ему в его видении.

Откр 9:13−15. События, вызванные звуками шестой трубы, представляются последним военным конфликтом между народами мира, который описан и в Откр 16:12−16 (сравните Дан 11:40−45). При звуках этой трубы Иоанн услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом (заметим, что речь идет о жертвеннике для воскурения благовоний, и что «рога» — символ могущества); голос повелел шестому Ангелу освободить четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.

Этих ангелов не следует отождествлять с теми четырьмя, о которых говорится в 7:1; тут речь идет о злых ангелах-демонах, которые до этого момента были связаны. Из греческого текста следует, что они «были приготовлены» именно на этот час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей на земле. (Не случайно, по-видимому, указание на р. Евфрат — местонахождение «нечестивого Вавилона»: именно от среды особо нечестивых, отвергающих христианскую веру и ее спасительное действие, начнется страшная деятельность злых духов при звуках шестой трубы.)

В дни, отмеченные снятием четвертой печати (Откр 6:7−8), погибла четвертая часть людей на земле, теперь же обрекалась смерти третья часть оставшихся. Таким образом, только в результате этих двух судов Божиих погибнет около половины населения земного шара. И пророчество это нужно принимать буквально. Еще раз напомним сказанное в этой связи Самим Христом (Мф 24:21). Перед Иоанном предстали в его видении события действительно беспрецедентные, и если бы они не были приостановлены вторым пришествием Христа, то все люди на земле погибли бы (Мф 24:22).

Откр 9:16. С освобождением четырех ангелов, «связанных при реке Евфрате», на историческую арену выступит двухсотмиллионное войско (именно так расшифровывается русское две тьмы тем). Богословы редко понимают эту цифру буквально, хотя есть серьезные основания именно буквально принимать цифры, приводимые в книге Откровения. Но и при символическом толковании этого числа ясно, что речь идет о несметной военной силе. Любопытно в этой связи отметить, что в свое время китайцы заявляли, что смогут выставить двухсотмиллионную армию солдат (газета «Тайм», май 1965 г.).

Некоторые считают, что под этими 200 миллионами вообще подразумеваются демоны, а не люди, но слышанное Иоанном едва ли подтверждает такую точку зрения. Дальше мы прочитаем (16:2), что эта армия, идущая с востока, пересечет пересохшее русло Евфрата. О страшном нашествии с востока и севера при конце времен говорится и в книге пророка Даниила (11:44).

Откр 9:17−19. Войско, представшее Иоанну, видится ему «конным», одетым в разноцветную броню (красную, как огонь; синюю, как гиацинт; желтую, как сера). Возможно, это — восприятие в отсветах адского пламени и горящей серы, смешанной с дымом. Фантастический вид коней, как и их способность, убивать не только «ртами», из которых выходили огонь, дым и сера, но и «жалящими» хвостами, наводит на мысль, что это не были привычные нам кони. Нередко считают, что так апостол воспринял современную нам военную технику, включая танки и ракеты.

Но понимать ли это место буквально или иносказательно, несомненно, одно: Иоанну дано было увидеть грядущие события — повсеместные ужаснейшие разрушения и массовую гибель, вызванные столкновением гигантских враждебных армий. Второй раз повторяется здесь, что в результате этого катаклизма умерла третья часть людей (стихи 15, 18).

Откр 9:20−21. И вот, несмотря на эти немыслимо страшные суды Божии, люди в массе своей не покаются и будут продолжать поклоняться бесам (в буквальном и переносном смысле слова) и олицетворяющим их идолам; они будут продолжать убивать друг друга, чародействовать и блудодействовать, воровать и тому подобное.

«Суды труб Господних» явно будут совершаться по принципу нарастания их губительного действия, и, тем не менее, апостол Иоанн не оставляет нам свидетельства о том, что в результате их изменится в лучшую сторону «сердце человеческое» — в значении «сердца человечества». «Суд шестой трубы» поразит человечество ужасом, но, повторяем, раскаяния в массе его не пробудит.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: от колодца/отверстия.
3  [2] — Или: властью; то же в ст. 19.
9  [3] — Букв.: подобен шуму колесниц конных многих.
11  [4] — Или: Губитель.
16  [5] — Т.е. 200 миллионов.
17  [6] — Т.е. фиолетового.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.