Судьи 17 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Жил на Ефремовом нагорье человек по имени Миха.1
2 Он однажды сказал своей матери: « Когда пропали у тебя тысяча сто шекелей серебра, я слышал, как ты проклинала вора. Но вот видишь — это серебро у меня, это я его взял». Мать ответила: «Да будет сын мой благословен ГОСПОДОМ!»2
3 Миха возвратил матери тысячу сто шекелей серебра, и она сказала: «Я посвятила это серебро ГОСПОДУ — посвятила ради тебя, чтобы сделать из него резное изображение и литую статую.3 Поэтому передаю их тебе!»
4 Но сын вернул4 серебро матери, и та передала двести шекелей серебряных дел мастеру, который сделал из них резное изображение и статую. Их поставили в доме Михи.
5 Было у этого человека, Михи, святилище.5 И он сделал эфод и домашних божков,6 а одного из своих сыновей сам посвятил в священники.
6 Не было в то время царя в Израиле, каждый делал то, что считал правильным.
7 Был тогда в Ханаане юноша из Вифлеема Иудейского,7 из колена Иуды (он был левитом, но некоторое время жил как человек пришлый в Вифлееме).
8 Оставил он Вифлеем Иудейский и стал искать, где бы ему еще пожить человеком пришлым. В своих странствиях он пришел на Ефремово нагорье, к дому Михи.
9 Миха спросил его: «Откуда ты?» Он ответил: «Я левит из Вифлеема Иудейского, хожу, ищу, где поселиться».
10 Миха сказал ему: «Оставайся у меня, будь мне отцом и священником! Я буду платить тебе по десять шекелей серебра в год и еще обеспечу одеждой и едой». Левит согласился
11 и решил остаться у этого человека. И стал левит ему как сын.
12 Миха посвятил левита, он стал у него священником и жил в доме Михи.
13 А Миха говорил: «Теперь я знаю, что ГОСПОДЬ даст мне успех, ведь у меня левит служит священником».

Толкование Далласской семинарии

А. Религиозное отступничество: поклонение Михи идолам и переселение сынов Дановых (главы 17−18)

1. ИДОЛОПОКЛОНСТВО МИХИ ЕФРЕМЛЯНИНА (ГЛ. 17)

а. Истукан и кумир Михи (17:1−5)

Суд 17:1−5. Словно в насмешку над собственным именем, ибо Миха значит «Кто равен Иегове?» — этот ефремлянин соорудил в своем доме языческое святилище, обслуживать которое поставил священника по своему выбору, т. е. опять-таки в нарушение закона. Частично этому послужило «стечение обстоятельств»: услышав, как мать его… изрекла проклятие на вора, укравшего у нее тысячу сто сиклей серебра, Миха признался, что это он взял его.

В награду за «честное признание» мать поспешила «нейтрализовать» действие своего проклятия благословением: благословен сын мой у Господа, произнесла она. Последующие ее действия (она отдала серебро плавильщику, и тот сделал из него истукан и литый кумир) шли в прямой разрез с запрещением изготовлять «кумиров», о чем записано в книге Исхода (20:4). Поступок матери Михи свидетельствует о том, насколько сильным было влияние хананеев-язычников на израильтян в то время.

В 18:18 перечислены четыре предмета языческого культа, который держал в своем домашнем святилище Миха. (На изготовление двух из них мать Михи дала двести сиклей серебра — стоимость его в пересчете на современные деньги составляла несколько тысяч долларов.) Помимо «истукана» и «кумира», это были ефод (весьма возможно, тоже предмет поклонения; сравните 8:24−27; он мог быть, однако, и одеждой священника) и домашний божок — терафим (сравните Быт 31:17−50). Одного из сыновей своих Миха посвятил в домашние священники (позднее он обзавелся еще одним священником; 17:12).

б. Характеристика времени судей (17:6)

Суд 17:6. Живший в первые годы монархии, автор, «оглядываясь назад», дает понять, что «религиозное бесчинство» Михи было характерным явлением в Израиле, не знавшем централизованного правления, «не имевшим царя» (сравните 18:1; 19:1; 21:25).

в. Миха нанимает в священники левита (17:7−13)

Суд 17:7−13. Молодой левит, который временно жил в Вифлееме Иудейском, на территории колена Иудина, пришел в горную страну ефремлян, где Миха предложил ему стать у него священником (будь у меня отцом звучит как предложение почетного положения в доме; сравните Быт 45:8; 4Цар 6:21; 13:14). Тот согласился и стал у Михи как один из сыновей его.

Теперь, когда у него был собственный левит (стих 13), Миха, в голове которого представления о том, что угодно, а что неугодно Богу, безнадежно перепутались, радовался, что Господь будет ему благотворить. Между тем, Моисеевым законом подобная практика была запрещена (Чис 3:10). Вина лежала, конечно, и на молодом левите, принявшем предложение Михи… Отход от Божиего закона, подобный этому, был типичным явлением в дни судей.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Михайху; то же в ст. 4.
2  [2] — Вероятно, этими словами мать Михи пытается отменить проклятие.
3  [3] — Или: изображение, (то есть) литую статую; то же в ст. 4.
4  [4] — Или: «Я возвращаю тебе серебро» — (с такими словами) Миха вернул…
5  [5] — Букв.: дом Божий; или: место поклонения.
5  [6] — Букв.: терафимов, т. е. идолов, «хранителей и покровителей дома».
7  [7] — Другой одноименный город Вифлеем находился в Завулоне.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.