Судьи 3 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот какие народы ГОСПОДЬ оставил в земле ханаанской, чтобы испытать израильтян — тех, кто не участвовал в сражениях с ханаанеями,
2 чтобы и у новых поколений израильских был опыт, чтобы научились воевать те, кто не умел прежде:
3 оставил Господь филистимлян (пять их областей с правителями), всех ханаанеев, сидонян и хиввеев, что живут на Ливане, от горы Баал-Ермон до Лево-Хамата.
4 Все эти народы были оставлены, чтобы испытать израильтян и узнать, будут ли они повиноваться заповедям ГОСПОДНИМ, данным их отцам через Моисея.
5 И жили израильтяне среди ханаанеев, хеттов, амореев, периззеев, хиввеев и евусеев:
6 брали в жены их дочерей, своих дочерей выдавали за их сыновей и богам их служили.
7 Так израильтяне стали творить зло перед ГОСПОДОМ, оставив ГОСПОДА, своего Бога, служа ваалам и Ашерам в рощах.1
8 Разгневался ГОСПОДЬ на израильтян, предал их в руки Кушан-Ришатаима, царя месопотамского Арама,2 и были они в рабстве у Кушан-Ришатаима восемь лет.
9 И когда израильтяне возопили к ГОСПОДУ о помощи, Он послал им избавителя:3 спас их Отниэль, сын Кеназа, младший брат Халева.
10 Был на нем Дух ГОСПОДЕНЬ, и он был судьей Израиля, правил им. Он пошел войной на врага, и ГОСПОДЬ предал в его руки Кушан-Ришатаима, царя Арама. Победил он Кушан-Ришатаима,
11 и прекратились войны в этой стране, был мир4 сорок лет, пока Отниэль, сына Кеназа, не умер.
12 А израильтяне снова стали творить зло пред ГОСПОДОМ, и Он направил против них Эглона, царя моавского за то, что они творили зло пред ГОСПОДОМ.
13 Эглон собрал к себе аммонитян и амалекитян, выступил в поход и одержал победу над израильтянами, завоевав Город пальм.
14 И были израильтяне в рабстве у Эглона, царя моавского, восемнадцать лет.
15 Возопили тогда израильтяне о помощи к ГОСПОДУ, и ГОСПОДЬ послал им избавителя — Эхуда, сына Геры, потомка Вениамина. Эхуд был левшой.5 Израильтяне отправили его с данью к Эглону, царю моавскому.
16 А Эхуд приготовил себе обоюдоострый меч в локоть6 длиной и привязал его под одеждой к правому бедру.
17 Доставил Эхуд дань Эглону, царю моавскому (это был тучный человек).
18 Он передал дань и отослал людей, что их несли,
19 а сам от идолов, что стояли в Гилгале, вернулся к царю Эглону и сказал ему: «Царь, есть у меня к тебе тайное слово!»7 Тот немедленно отослал8 всех своих приближенных, и они вышли.
20 Тогда Эхуд поднялся к нему в личные покои, в верхнюю прохладную комнату, и сказал: «Есть у меня для тебя слово от Бога!» Эглон поднялся с кресла,
21 а Эхуд выхватил левой рукой меч, привязанный у него на правом бедре, и вонзил ему в живот,
22 так что рукоять вошла вслед за клинком и меча не видно стало под жиром, потому что Эхуд не стал извлекать меча из тела.9 И вышли испражнения.10
23 А Эхуд выбрался во внутренний двор; дверь же верхней комнаты он закрыл и запер.
24 Когда Эхуд ушел, слуги подошли к дверям верхней прохладной комнаты, нашли их запертыми и решили, что Эглон уединился там, чтобы справить нужду.
25 Так они ждали, пока их не смутило, что Эглон так долго не открывает двери верхней комнаты. Тогда они взяли ключ и, отперев дверь, увидели, что владыка их лежит на полу мертвый.
26 И пока они были в замешательстве, Эхуд скрылся, прошел мимо идолов и бежал в Сеиру.
27 Когда Эхуд возвратился, он протрубил в рог на Ефремовом нагорье. Израильтяне спустились вместе с ним с гор, и он шел впереди них.
28 «Идите за мной! — призвал он их. — ГОСПОДЬ отдал вам в руки врагов ваших, моавитян!» Израильтяне последовали за ним, захватили берега подле бродов Иордана по дороге в Моав и никого из моавитян не пропускали.
29 И нанесли израильтяне поражение Моаву, около десяти тысяч моавитян было убито: все они были могучие воины и тучные, и никто из них не спасся.
30 В тот день израильтяне победили моавитян, и прекратились войны в этой стране, был мир восемьдесят лет.
31 После Эхуда был Шамгар, сын Анат;11 он нанес поражение филистимлянам, уничтожив около шестисот человек колом, которым погоняют волов. Он тоже, как и Эхуд, стал избавителем израильтян.

Толкование Далласской семинарии

4. О НАРОДАХ, ОСТАВШИХСЯ В ЗЕМЛЕ ХАНААНСКОЙ (3:1−6)

Суд 3:1−2. Итак, перечислению оставшихся в Ханаане народов предшествует указание на две причины, по которым Господь позволил им остаться. Это желание испытать израильтян и намерение научить искусству ведения войны всех тех, которые по времени своего рождения еще не прошли через этот опыт.

Суд 3:3. В этом «списке», как и в том, что приводится в стихе 5, имеются в виду Хананеи и Евеи. Первым соответствовали те, которые перечислены в 1:27−33. Вторым — как полагают — хорреи (по другим данным — хеттеи), которые прежде населяли королевство Миттанию в верхней Месопотамии. Та часть хорреев, которая более всего была известна в дни Иисуса Навина, называлась гаваонитянами; они образовывали конфедерацию из пяти «городов-государств», включая Гаваон (Нав 9:7, 17).

Евеи, указанные здесь, жили на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф (возможно, это то место в долине Бекаа, что находится километрах в двадцати на северо-запад от Баальбека). Филистимские правители, тоже объединившиеся в «пятиградие», возглавляли города на южном побережьи — Ашдод, Ашкелон, Екрон, Геф и Газу. Из-за выдающегося положения в то время города Сидона хананеи, известные и как финикийцы, назывались также Сидонянами.

Суд 3:4. Здесь в третий раз говорится о цели Господней испытать Израильтян (2:22; 3:1).

Суд 3:5−6. В своем приспособлении к «культуре язычества» сыны Израилевы прошли три последовательные стадии: а) они поселились и жили… среди Хананеев, б) они стали вступать с ними в смешанные браки и в) служить богам их. Одно вытекало из другого. (В связи с хананеями и евеями толкование на 3:3; в связи с хеттеями — на 1:26, а в связи с аморреями, ферезеями и иевусеями — соответственно на 1:3, 1:4 и 1:21.)

Б. Описание «притеснений» и «избавлений» в их чередовании (3:7 — 16:31)

1. ГОФОНИИЛ ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЬТЯН ИЗ РУК ХУСАРСАФЕМА (3:7-Н)

Описание судейства Гофониила — лаконично; никаких исторических подробностей относительно того, как «преодолела рука его Хусарсафема» (3:10), не приводится.

а. Отступление Израиля (3:7)

Суд 3:7. Напоминается о служении Израиля идолам. Это было его свободным выбором — отречься от Иеговы и, вместо Него, служить Ваалам (2:11) и Астартам (местом и предметами поклонения им были «священные рощи», «священные деревья», столбы с вырезанными на них изображениями; Исх 34:13; Втор 16:21; Суд 6:25). Астарта (так она называлась в Сирии; в Ханаане ее чтили как Ашторет) считалась супругой Ваала (толкование на 2:13).

б) Израиль под игом царя месопотамского (3:8)

Суд 3:8. Имя царя Месопотамии, точнее, верхней части ее, означало «Хусар — двойное зло». В оригинале место, где царствовал этот царь, названо Арам Нахараим (дословно — «Сирия двуречья»). Поскольку представляется странным, чтобы обитатели столь отдаленного места отправились грабить Израиль, тем более территорию Иуды, где жил Гофониил, некоторые богословы предполагают, что «Арам» — это несколько измененное название Едома (по-еврейски разница всего в одной букве), который на юге был чуть ли не соседом Иуды. Но в принципе ничего удивительного не видится в том, что честолюбивый месопотамский правитель вторгся в пределы Ханаана, особенно в то время, когда находившийся на юго-западе от него Египет (номинально контролировавший Ханаан) не был достаточно силен, чтобы вмешаться. Итак, сыны Израилевы попали под иго Хусарсафема на восемь лет.

в. Избавление рукой Гофониила (3:9−10)

Суд 3:9−10. В ответ на мольбы Израиля (Тогда возопили… к Господу) Иегова воздвигнул ему спасителя в лице Гофониила; сказано, что на нем был Дух Господень (сравните с 6:34; 11:29; 13:25; 14:6, 19; 15:14), и стал он судьею Израиля и пошел на войну. Прежде Гофониил был представлен как племянник Халева (1:11−15; сравните Нав 15:13−19). Этот первый в истории Израиля судья одержал силой Божией победу над Хусаром — «двойным злом».

г. Период мира (3:11)

Суд 3:11. И все те годы, что жив был Гофониил (сорок лет) Израиль не знал войн.

2. АОД ИЗБАВЛЯЕТ НАРОД ОТ ЕГЛОНА (3:12−30)

а. Отступление Израиля (3:12а)

Суд 3:12а. Но затем, последовало новое «схождение вниз по спирали.» (Сыны Израилевы опять стали делать злое пред очами Господа — сравните стих 7). Очевидно, подразумевается их неповиновение Моисееву завету и поклонение, вместо Иеговы, чужим богам (сравните 2:17, 19).

б. Под игом моавитян (3:12б−14)

Суд 3:12б−14. И снова засвидетельствовано о контроле свыше над делами человеческими — во фразе и укрепил Господь Еглона, царя Моавитского, против Израильтян. Моавитяне были потомками Лота (по линии старшей дочери его, вступившей с отцом в кровосмесительную связь; Быт 19:30−38). Они жили на территории восточнее Мертвого моря, в междуречьи Арнона и Зереда. Моавитяне захватили территорию колена Рувимова, лежавшую километрах в сорока на север от р. Арнон, а затем, следуя военной тропой Иисуса Навина, вошли в землю и овладели Иерихонским оазисом (городом Пальм).

В этой войне моавитян поддержали Аммонитяне и Амаликитяне. Первые были северо-восточными соседями моавитян, родственными им по линии младшей дочери Лота (Быт 19:38). Вторые же, давние злейшие враги Израиля (Исх 17:8−13; Втор 25:17−19), являлись племенем скотоводов, кочевавших южнее Беер Шивы. И служили сыны Израилевы (тут подразумевается колено Вениаминово и, может быть, часть ефремлян) Еглону восемнадцать лет.

в. Избавление рукой Аода (3:15−29)

Суд 3:15а. Отвечая на молитвы израильтян, Господь дал им спасителя Аода, вениамитянина, левшу. Любопытно, что в колене Вениаминовом было 700 левшей, и эта их особенность не мешала им быть отличными метателями камней из пращи (20:16).

Суд 3:15б−19а. Судя по тому, что израильтяне послали свои дары (дань, возможно, состоявшую из скота, золота, серебра и драгоценных камней) Еглону с Аодом, он был одним из авторитетных людей в колене Вениаминовом.

Меч с двумя остриями, который Аод сделал сам, вероятно, был чем-то вроде кинжала с небольшой рукоятью, достачно коротким (немногим более полуметра), чтобы спрятать его под одеждой. Вручив дары Еглону, Аод… проводил людей, доставивших их, но вслед за тем возвратился от истуканов… в Галгале и вновь попросил царя об аудиенции. «Истуканами» здесь названы весьма распространенные в древности «памятные камни»; возможно, речь идет о тех двенадцати камнях, которые, по повелению Навина, были подняты со дна Иордана и установлены на его берегу — «в память» перехода израильтян через эту реку (Нав 4:1−7).

Суд 3:19б−22. Аод заинтриговал царя тем, что имеет для него тайное слово, и получил возможность остаться с ним наедине. Заявив, что слово это от Бога, Аод быстрым движением выхватил спрятанный меч (кинжал) и по самую рукоять вонзил его в чрево царя; из-за того, что тот «был человеком очень тучным» (стих 17), тук закрыл острие. Быстрому исполнению задуманного Аодом способствовало то, что оружие он спрятал в «неожиданном месте» (на правом бедре), и извлек он его левой рукой.

Суд 3:23−26. Аод продумал свою акцию до конца. Заперев за собой двери горницы, он выиграл время и ушел ни в чем не заподозренный. Полагая, что царь уединился «по естественной надобности», слуги не беспокоили его, и, лишь прождав довольно долго, отперли дверь; царя они нашли мертвым и не сразу, видимо, сообразили, что он заколот (стих 22). Аод, между тем, благополучно миновал «памятные камни» в Галгале и нашел убежище в Сеирафе (на территории Ефрема).

Суд 3:27−29. Не теряя времени, он созвал звуком трубы израильских воинов и повел их на пришедших в смятение моавитян. При этом Аод не приписывал заслуг себе, но заявил, что предал Господь врагов ваших Моавитян в руки ваши. Его стратегическим решением было перекрыть моавитянам доступ к переправе через Иордан, чтобы они не могли возвратиться в свою землю. И побили… Моавитян около десяти тысяч человек… и никто не убежал.

г. Долгий период мира (3:30)

Суд 3:30. Поражение моавитян было столь полным, что теперь они оказались в подчинении у Израиля. Благодаря Аоду — освободителю земля не знала войн восемьдесят лет, самый долгий период в правление судей.

3. САМЕГАР ОСВОБОЖДАЕТ ИЗРАИЛЯ ОТ ФИЛИСТИМЛЯН (3:31)

Суд 3:31. Судейство Самегара, по-видимому, имело место годы спустя после освобождения от моавитян в результате победы, одержанной над ними Аодом, но до того, как Аод умер. Ибо следующая глава начинается с сообщения о том, что «злое» израильтяне стали делать снова после смерти Аода.

О том, что и Самегар был судьей, говорит то, что он также спас Израиля, хотя о нем не известно ничего, кроме того, что шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном. (Может быть, Самегар возглавил отряд воинов, каждый из которых был вооружен палкой длиной около 3-х метров, с металлическим наконечником, которой пользовались, чтобы погонять волов. Возможно, с помощью этого необычного оружия израильтяне отразили нападение филистимлян.)

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Или: столбам Ашеры — символы богини-матери, супруги верховного языческого божества Эль в древней ханаанской мифологии.
8  [2] — Евр. Арам-Нахараим — Арам среди двух рек.
9  [3] — Отниэль становится первым судьей-избавителем; поскольку он упоминался прежде в связи с Иисусом Навином, этот рассказ служит переходом от эпохи завоеваний Иисуса Навина к эпохе судей.
11  [4] — Букв.: и успокоилась страна от войны; то же в ст. 30; 5:31 и 8:28; ср. Нав 11:23; Нав 14:15.
15  [5] — Букв.: не владел правой рукой.
16  [6] — Евр. гомед — эта мера длины упоминается только здесь, традиционно: локоть — около полуметра; LXX: пядь — около 22 см.
19  [7] — Или: дело.
19  [8] — Букв.: и он сказал: «Тихо
22  [9] — Букв.: живота.
22  [10] — Или: меч вышел из заднего прохода.
31  [11] — Или: Аната.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.