1 Царств 14 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 И тогда Ионафан, сын Саула, сказал своему слуге-1оруженосцу: «Давай переберемся на ту сторону ущелья, к филистимской страже». Но отцу своему он об этом не сказал.
2 Саул тогда находился на окраине Гивы, под гранатовым деревом, что в Мигроне. Народу с ним было около шестисот человек,
3 среди них — Ахия, сын Ахитува, брата того самого Ихавода, чьим отцом был Финеес, а дедом — Илий, священник в Силоме, носивший эфод. Народ не знал, куда отправился Ионафан.
4 С обеих сторон ущелья, через которое Ионафан решил перебраться к филистимской страже, были острые скалы; одна из них называлась Боцец, а другая — Сенне.
5 Одна скала возвышалась с северной стороны, со стороны Михмаса, другая — с южной, со стороны Гивы.
6 Ионафан сказал слуге-оруженосцу: «Давай подберемся к дозору этих необрезанных. Может быть, ГОСПОДЬ будет за нас, ведь ГОСПОДЬ волен даровать победу любому отряду — и большому, и малому».
7 «Делай, что сочтешь нужным, — ответил оруженосец, — решай, а я буду с тобой, куда бы ты ни пошел».
8 Ионафан сказал: «Мы отправимся к ним открыто.
9 Если они скажут: „Подождите, мы сами к вам подойдем!“ — мы будем стоять внизу и не поднимемся к ним.
10 Но если они скажут: „Идите к нам!“ — мы тут же поднимемся, это будет знаком, что ГОСПОДЬ предал их в наши руки».
11 Когда они вдвоем показались филистимской страже, те стали говорить: «Вот и евреи вылезают из нор, в которых прятались!»
12 А стоявшие на страже кричали Ионафану и его оруженосцу: «Поднимайтесь сюда, мы вам кое-что расскажем!» Ионафан приказал своему оруженосцу: «Теперь следуй за мной, ГОСПОДЬ предал их в руки Израиля!»
13 Ионафан взобрался на гору, цепляясь руками и ногами, а следом за ним — и оруженосец. Ионафан стал разить филистимлян, а оруженосец добивал их.
14 В том первом бою Ионафан со своим оруженосцем убили около двадцати человек на поле размером с половину участка, какой вспахивает за день пара волов.
15 И всё войско филистимлян пришло в смятение: испугались воины в полевом стане, дозоры и основные отряды. Земля затряслась, их охватил ужас, посланный Богом.
16 Дозорные Саула в Гиве Вениаминовой увидели, что полчище врагов тает, разбегаясь во все стороны.
17 Саул приказал народу, что был с ним: «Сделайте перекличку и посмотрите, кого из наших нет». Они построились и в перекличке недосчитались Ионафана с оруженосцем.
18 Саул велел Ахие: «Принеси ковчег2 Божий» (в то время ковчег Божий был с израильтянами).
19 Но пока Саул говорил со священником, смятение всё сильнее охватывало стан филистимлян. И тогда Саул, сказав священнику: «Ничего не предпринимай»,3
20 созвал на битву весь народ, что был с ним. Филистимляне тем временем стали разить мечами друг друга, так велико было их смятение.
21 Видя это, те евреи, что прежде были заодно с филистимлянами и сопровождали их в походе, перешли на сторону израильтян, что были с Саулом и Ионафаном.
22 Услышав, что филистимляне бегут, все израильтяне, прятавшиеся по Ефремову нагорью, погнались за ними и вступили в сражение.
23 В тот день ГОСПОДЬ даровал Израилю победу, а сражение дошло до самого Бет-Авена.
24 Израильтяне были изнурены битвой, но Саул наложил на народ заклятие: «Проклят тот, кто вкусит еды до вечера, пока я не отомщу своим врагам!» И никто ничего не ел.
25 В зарослях, через которые проходило войско, на земле был мед.
26 Все, проходя через эти заросли, видели текущий мед, но никто его не коснулся, не поднес руки ко рту, опасаясь проклятия.
27 Только Ионафан не слышал, как отец наложил на народ заклятие; он протянул посох, который держал в руке, обмакнул его в соты и поднес ко рту, поел — и взор его просветлел.
28 Кто-то из народа ему заметил: «Отец твой наложил на народ заклятие: мол, проклят тот, кто вкусит еды до вечера, и потому народ изнурен».
29 Ионафан ответил: «Отец зря смутил народ. Смотри, как просветлел мой взор, когда я съел немного этого меда.
30 Если бы народ сегодня подкрепился захваченной у врагов добычей — насколько больший урон он бы нанес филистимлянам!»
31 В тот день филистимлян разили от Михмаса до Аялона, и народ был совершенно изнурен.
32 Вечером народ кинулся на добычу: люди хватали овец, коров, телят, резали их на земле и ели прямо с кровью.
33 Саулу сообщили: «Народ грешит против ГОСПОДА — ест с кровью». «Отступники! — воскликнул он. — Прикатите мне сейчас большой камень».
34 Затем Саул приказал: «Идите сейчас же ко всем и скажите людям: пусть каждый приводит сюда ко мне своего быка и свою овцу, пусть режут их здесь и едят. Так вы будете есть без крови, не греша против ГОСПОДА». И стал каждый в ту ночь приводить туда своего быка, там их и резали.
35 Саул устроил там жертвенник ГОСПОДУ — это был первый жертвенник ГОСПОДУ, который он поставил.
36 Затем Саул сказал: «Догоним филистимлян сегодня же ночью, нападем на них до утренней зари, никого не оставим в живых! » Люди отвечали: «Делай, что сочтешь нужным!» А священник сказал: «Давай обратимся к Богу».
37 Саул спросил у Бога: «Идти ли мне на филистимлян, предашь ли Ты их в руки Израиля?» Но Бог не ответил ему тогда.
38 Саул велел: «Пусть подойдут все начальники народа, мы дознаемся, что за грех произошел сегодня.
39 Жив ГОСПОДЬ, Спаситель Израиля: будь виновен даже мой сын Ионафан, он будет казнен!» Но никто из народа не отвечал ему.
40 Тогда он велел всем израильтянам: «Встаньте по одну сторону, а я со своим сыном Ионафаном — по другую». Народ ответил Саулу: «Делай, что сочтешь нужным!»
41 Саул попросил ГОСПОДА, Бога Израилева, указать виновного, и жребий указал на Ионафана и Саула, а народ был оправдан.
42 Тогда Саул сказал: «Пусть жребий укажет, кто виновен — я или сын мой Ионафан». Жребий указал на Ионафана.
43 Саул спросил Ионафана: «Расскажи мне, что ты сделал?» Ионафан признался: «Я отведал немного меда с конца своего посоха, и за это теперь меня казнят?»
44 Саул отозвался: «Пусть так-то и эдак поступит со мной Бог и добавит к тому еще, если тебя, Ионафан, не казнят!»
45 А народ отвечал Саулу: «Казнить Ионафана — того, кто принес Израилю эту великую победу?! Не бывать тому! Жив ГОСПОДЬ, ни один волос не упадет с головы его на землю! Ведь он действовал сегодня по воле Божьей». Так народ спас Ионафана от смерти.
46 Саул прекратил преследовать филистимлян, и филистимляне возвратились к себе.
47 Саул упрочил свою царскую власть над Израилем. Он воевал с врагами по всей округе: с Моавом, с аммонитянами, с Эдомом, с царями Цовы, с филистимлянами — и, с кем бы ни выходил на бой, оставался невредим.4
48 Он собрал войско, разбил амалекитян и спас Израиль от разорения.
49 Сыновьями Саула были Ионафан, Ишви и Малкишуа. Были у него и две дочери: старшую звали Мерав, младшую — Михаль.
50 Жену Саула звали Ахиноам, дочь Ахимааца. Военачальника его звали Авнер, сын Нера, который был дядей Саула:
51 Киш, отец Саула, и Нер, отец Авнера, были сыновьями Авиэля.
52 Во время правления Саула продолжалась жестокая война с филистимлянами. Всякий раз, когда Саул видел достойного человека, могучего воина, он брал его к себе на службу.

Толкование Далласской семинарии

5. ТАЙНАЯ ВЫЛАЗКА ИОНАФАНА (ГЛ. 14)

1Цар 14:1−14. Готовясь к возобновлению военного столкновения с филистимлянами, Саул расположился лагерем на окраине Гивы (стих 2), и с ним было около шестисот воинов. И тогда-то Ионафан предпринял тайную вылазку в стан противника, расположившегося у Михмаса. Его сопровождал лишь его оруженосец. Ионафан, уповавший на Господа, Которому, как он сознавал, нетрудно одержать победу, независимо от числа людей, через которых Он действует (стих 6), ожидал, что Господь подаст им знак, осуществлять ли задуманную военную операцию.

В реакции филистимлян, заметивших его и его оруженосца, пробиравшихся по расщелине между двух скал, Ионафан усмотрел благоприятный для себя знак (стих 12) и, приказав оруженосцу следовать за ним, стал карабкаться вверх, к филистимлянам. Тех, волей Божией, охватила паника; они, вероятно, вообразили, что за этими двумя следует целое неприятельское войско, скрывавшееся в ущельях, и побежали. Ионафан и его оруженосец стали убивать бегущих и побили их на небольшом поле около двадцати человек.

1Цар 14:15−23. Между тем, паника, посеянная среди филистимлян, разрасталась. Ужас великий от Господа охватывал все большее число людей. Когда стражи Саула… увидела бегущих филистимлян и доложила о том царю, то Саул догадался, что кто-то из его войска предпринял «независимую акцию», послужившую причиной этого бегства. Обнаружив отсутствие Ионафана и оруженосца его, он понял, что «акция» исходила от них.

И тогда сказал Саул Ахии, священнику, чтоб на поле битвы доставлен был ковчег Божий (стих 18), все еще находившийся в Кириаф-Иариме (7:1) — как символ Господнего присутствия в среде Его сражающегося народа. Затем царь повелел священнику молитвенно сложить руки, дабы уразуметь волю Божию (стих 19). И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним; эта фраза в стихе 20, очевидно, свидетельствует о том, что Господь дал понять евреям, что предаст филистимлян в их руки, на что те ответили дружным торжествующим криком.

По всей вероятности, в войске филистимлян было немало евреев (стих 21), которые (а также… все Израильтяне, скрывавшиеся в горе Ефремовой, — стих 22; сравните 13:6) пристали теперь к своим в сражении. И Саул одержал в тот день великую победу (стих 23).

1Цар 14:24−48. Однако еще до того, как это произошло, Саул наложил на свое войско необдуманное заклятие, обязав никого не вкушать пищи до вечера, до полного поражения филистимлян. Обнаружив мед на лесной поляне, голодные воины не решились, однако, взять его в рот из страха перед заклятием. Но не знавший о нем Ионафан ел мед и, когда утолил мучивший его голод. просветлели глаза его (стих 29) Остальные же вскоре после того накинулись на добычу, и закалали захваченный у филистимлян скот прямо на земле и ели с кровью, т. е. в прямое нарушение закона (Лев 17:10−14). Сильно встревожился Саул, когда узнал об этом, и поспешно воздвиг жертвенник, призвав народ перестать грешить; закалайте здесь… пред Господом… не ешьте с кровью, повелел он воинам (стихи 34−35).

Думая продолжать преследование филистимлян, Саул обратился затем к Богу с вопросом, идти ли ему в погоню, но Бог не ответил ему (стих 37). Заподозрив, что причина этого — в нарушении кем-то данного им, Саулом, обета, царь попытался провести расследование, и, вот, установил, что нарушителем был его сын Ионафан.

Лишь вмешательство воинов Ионафана спасло героя битвы от казни (стих 45). В стихах 47−48 перечислены победы, одержанные Саулом, над окрестными народами и их царями, помимо филистимлян; под царями Совы подразумеваются арамеи (сирийцы). Победа Саула над амаликитянами была, однако, омрачена неповиновением царя Господу (15:20−23).

1Цар 14:49−52. Царская семья состояла из самого Саула, его жены Ахиноами, трех их сыновей — Ионафана, Иессуи и Мелхисуи (в 1Пар 10:2 Иесссуи назван Авинадавом), а также двух дочерей — Меровы и Мелхолы (которая впоследствии стала женой царя Давида; 1Цар 18:27) и Авенира — начальника войска Саулова.

По всей вероятности, Иессуи и Ешбаал (1Пар 8:33) — не одно и то же лицо; представляется, что Ешбаал был самым младшим сыном Саула, родившимся уже после вступления того на царство. Поэтому он и не упомянут в 1Цар 14:49, но включен в более полный перечень сыновей Саула в 1Пар 8:33 (толкование на 2Цар 2:8).

Из стиха 51 следует, что Нир и Кис были родными братьями; выше (в стихе 50) Нир назван дядей Сауловым. Противоречие, возникающее при сравнении с 1Пар 8:33, где говорится, что «Нер», или «Нир», «родил Киса», может быть снято допущением, что в Первой книге Паралипоменон речь идет о каком-то более отдаленном предке Саула.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: юноше; то же ниже в подобных случаях.
18  [2] — В некоторых рукописях: эфод.
19  [3] — Букв.: сказал: «Убери руку твою».
47  [4] — Так в LXX; в масоретском тексте: сеял беду.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.