1 Царств 16 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ спросил Самуила: «Долго еще ты будешь скорбеть о Сауле? Я отверг его, отрешил от царства Израильского! Наполни рог елеем и иди, куда Я тебя пошлю, — к Иессею из Вифлеема. Я присмотрел себе царя среди его сыновей».
2 «Как же я пойду? — спросил Самуил. — Услышит об этом Саул и убьет меня». ГОСПОДЬ ответил: «Возьми с собой молодую корову из стада и скажи: „Я пришел принести жертву ГОСПОДУ“.
3 Пригласи Иессея на жертвоприношение, а Я дам тебе знать, что делать. Так ты помажешь того, на кого Я тебе укажу».
4 Самуил поступил, как велел ГОСПОДЬ. Пришел он в Вифлеем, и при входе в город встретили его встревоженные старейшины и спросили: «С миром ли ты пришел?»
5 Он ответил: «С миром — я пришел принести жертву ГОСПОДУ. Совершите обряд освящения — и вместе пойдем на жертвоприношение».
Затем он совершил обряд освящения над Иессеем и его сыновьями, пригласив и их на жертвоприношение.
6 Когда они пришли, он увидел старшего сына Иессея Элиава и подумал: «Вот он, помазанник пред ГОСПОДОМ!»
7 Но ГОСПОДЬ сказал Самуилу: «Не смотри на его красоту и высокий рост, не его Я избрал.1 Ведь Я смотрю не так, как смотрит человек: люди смотрят на внешность,2 а ГОСПОДЬ взирает на сердце».
8 Иессей позвал Авинадава и провел его перед Самуилом, но тот сказал: «Не этого избрал ГОСПОДЬ».
9 Иессей провел Шамму, но Самуил сказал: «И не этого избрал ГОСПОДЬ».
10 Семерых сыновей провел Иессей перед Самуилом, но тот сказал Иессею, что нет среди них избранника ГОСПОДНЯ.
11 Самуил спросил у Иессея: «Это все твои сыновья?» Тот ответил: «Есть еще младший, он пасет овец». Самуил сказал Иессею: «Пошли за ним, приведи его, мы не сядем, пока он не придет».
12 Иессей послал за ним, его привели, он оказался румяным,3 миловидным, с красивыми глазами. ГОСПОДЬ сказал: «Не медли совершить4 помазание над ним — это он!»
13 Самуил взял рог с елеем и помазал его среди братьев его; Дух ГОСПОДЕНЬ сошел на Давида и с того дня пребывал на нем. Самуил же возвратился в Раму.
14 А Саула Дух ГОСПОДЕНЬ покинул, и стал его мучить злой дух, посланный ГОСПОДОМ.5
15 Слуги Саула говорили ему: «Теперь тебя мучит злой дух, посланный Богом.
16 Пусть наш господин только прикажет своим слугам, что пред тобой, разыскать человека, умеющего играть на лире. И когда на тебя нападет злой дух, посланный Богом, этот человек будет играть, и тебе станет легче».
17 Саул повелел своим слугам: «Найдите и приведите ко мне человека, искусного музыканта».
18 Один из слуг сказал: «Я видел у Иессея из Вифлеема сына, который хорошо играет на лире. Он достойный человек и воин, рассудителен и красив, и ГОСПОДЬ пребывает с ним».
19 Саул отправил гонцов к Иессею с приказом: «Пришли ко мне сына своего Давида, который пасет у тебя стадо».
20 Иессей нагрузил на осла мешок зерна,6 мех вина, добавил одного козленка и отослал всё это с сыном своим Давидом к Саулу.
21 Давид прибыл к Саулу, стал служить ему, и тот его очень полюбил и сделал своим оруженосцем.
22 Вскоре Саул передал Иессею через гонцов: «Пусть Давид служит мне, он снискал мое благоволение».
23 И когда дух, посылаемый Богом, нападал на Саула, Давид брал лиру и играл, и Саулу становилось легче, он успокаивался — злой дух отступал от него.

Толкование Далласской семинарии

В. Саул и Давид (главы 16−26)

1. БЛАГОВОЛЕНИЕ САУЛА К ДАВИДУ (ГЛ. 16−17)

а. Избрание и помазание Давида (16:1−13)

1Цар 16:1−13. Бог послал Самуила помазать в цари израильские того, кого прежде определил как «мужа по сердцу Своему» (13:14) и как одного из «ближних» Саула, который, однако, «лучше его» (15:28).

Как царь Израиля Давид был избран от вечности. Не непригодность Саула в этом качестве заставила Господа «изменить курс». Но план Его действий, в котором с самого начала было предусмотрено все, осуществлялся таким путем, чтобы конечному торжеству его способствовало и самое неповиновение человеческое (в данном случае — Саула). Бог позволил людям поставить над собой царя по своему выбору. Но теперь, после того, как ошибочность этого выбора сделалась очевидной, Он продемонстрировал им превосходство Своей мудрости, «воздвигнув» израильского царя во исполнение собственной совершенной воли.

По прошествии довольно долгого времени, в которое Самуил не переставал печалиться из-за того, что произошло с Саулом, Господь повелел пророку идти в Вифлеем, где Он усмотрел… царя из сыновей Иессея (16:1−3).

Иессей был внуком Руфи и Вооза (Руфь 4:18−21), т. е. относился к «ветви обетования» (таблицу «Предки Давида, начиная от Авраама»). Как жены Иакова положили начало царскому дому (Быт 35:11; 49:10), так от Руфи пошла династия Давида (Руфь 4:11).

Не обманным путем побуждал действовать Самуила Бог, но — совершить действительное жертвоприношение, без чего и нельзя было осуществить столь значительную церемонию как помазание нового царя (16:2). Истинная причина жертвоприношения лишь до времени была скрыта за ним. Старейшин Вифлеема поначалу встревожил приход Самуила (стих 4); вероятно, они думали, что он пришел совершить «суд» над их городом за какую-то провинность, либо — по причине не спадавшего напряжения в противостоянии власти пророка царской власти.

После того, как семеро сыновей Иессея не были признаны Господом угодными Ему, дошла очередь до младшего пастуха Давида, который и был помазан Самуилом по повелению Господню (стихи 11−13); это было тайное помазание, при пока еще правившем Сауле. И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после (стих 13) — во удостоверение высшей воли. (Внешне это не дало Давиду никаких привилегий, но под действием Святого Духа он созревал нравственно и духовно, готовясь занять предназначенное ему место.) Позднее Давид был открыто помазан царем над Иудеей (2Цар 2:4), а потом — над Израилем (2Цар 5:3).

б. Давид — придворный музыкант Саула (16:14−23)

1Цар 16:14−23. Тогда как Давида Дух Господень не оставлял, от Саула Он отступил. Из этого следует, что ветхозаветное время присутствие Святого Духа не о спасении свидетельствовало, а лишь о действии силы Божией в тех, кого Бог избирал на служение Себе (сравните Суд 3:10; 6:34; 13:25; 14:6; 1Цар 10:10; 16:13). Когда Святой Дух «отступил» от Саула, его, по попущению Господа, стал мучить злой дух (стих 14; сравните стихи 15−16; 18:10; 19:9).

Был ли это «дух» греховных страстей или тот, который вызывал душевное расстройство, очевидно, что речь идет о воздействии на Саула демонической силы (сравните Иов 1:12; 2:6; 3Цар 22:19−22). В мучительном своем состоянии царь находил облегчение и успокоение, лишь слушая музыку, и потому он распорядился, чтобы привели к нему музыканта, особо искусного в игре на гуслях (16:15−17). Бог позаботился о том, чтобы им оказался Давид; так юный пастух попал в царский дворец (стихи 18−21). Духом Святым дана ему была способность отгонять своей игрой злого духа от царя (стих 23).

О гуслях (по другим переводам — «арфа»; имеется в виду старинный струнный инструмент) уже упоминалось как о музыкальном инструменте пророков (10:5). Позднее Елисея, искавшего откровения свыше, «коснулась рука Господня», когда ему играли на гуслях (4Цар 3:15). Так же и сыновья Асафа, Емана и Идифуна пророчествовали, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах (1Пар 25:1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: Я отверг его.
7  [2] — Или: глаза.
12  [3] — Или: рыжеволосым.
12  [4] — Букв.: встань и соверши.
14  [5] — Букв.: от Господа. Для древних израильтян было характерно такое понимание Бога, в основе которого лежит идея теоцентризма: представление о том, что Бог ответствен за всё, что происходит в мире: и худое, и доброе; ср. 18:10; 2Цар 24:1 и последующие стихи. Выражаясь современным языком, это было допущено Богом. См. также Иак 1:13.
20  [6] — Или: приготовил хомер зерна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.