1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Анна молилась и говорила:

«Ликует о ГОСПОДЕ сердце мое,
вознес ГОСПОДЬ рог мой,1 силой меня наделив.
Уста широко открываю в торжестве над врагами!
Радуюсь, что Ты избавил меня!

2

Ты, ГОСПОДИ, един свят,
нет подобного Тебе!
Нет твердыни, равной Богу нашему!

3

Не множьте гордых речей,
да не выходят из уст ваших слова дерзкие!
ГОСПОДЬ — Бог всеведущий,
людские дела — на весах у Него.

4

Ломаются луки могучих воинов,
а бессильные обретают силу;

5

прежде сытые работают за кусок хлеба,
а голодавшие теперь в том нужды не имеют;2
бесплодная семерых родила,
а многодетная — увядает.

6

От ГОСПОДА — и смерть, и жизнь;
Он низводит в Шеол, Он же из него выводит!

7

От ГОСПОДА — нищета и богатство,
унижение и почет.

8

Из праха поднимет Он бедняка,
из пепла — нищего,
среди князей усадит их,
в наследство даст славный престол.
У ГОСПОДА — устои3 земли,
на них утвердил Он вселенную!

9

Поступь верных Ему укрепит ГОСПОДЬ,
а неверные4 сгинут во мгле:
не своею мощью силен человек!

10

Сокрушит ГОСПОДЬ противников Своих,
обрушит на них гром с небес.
Он будет вершить суд на земле от края и до края!
Да ниспошлет Он силы царю Своему,
рог помазанника5 Своего да вознесет!»

11 Элкана пошел домой в Раму, а мальчик остался служить ГОСПОДУ при священнике Илии.
12 Сыновья Илия были нечестивцами и знать не хотели ни ГОСПОДА,
13 ни священнического долга перед народом.6 Когда кто-нибудь приносил жертву, то, пока мясо еще готовилось, приходил слуга священника с трезубой вилкой,
14 опускал ее в котел, в кастрюлю, в сковороду или горшок, и всё, что попадалось на вилку, священник забирал себе. Так обходились они со всеми израильтянами, приходившими в Силом.
15 И еще до того как сожгут на жертвеннике жир, подходил слуга священника к приносящему жертву и требовал: «Дай священнику мяса на жаркое, вареного он не возьмет, а только сырое».
16 И когда человек отвечал: «Пусть сначала сожгут жир, а потом забирай, что пожелаешь», — тот возражал: «Нет, отдавай сейчас, а если не дашь — возьму силой!»
17 Очень велик был грех этих юношей перед ГОСПОДОМ: с презрением относились они к святыне, жертвоприношению ГОСПОДУ!
18 Самуил служил ГОСПОДУ — был он еще совсем мальчиком и носил льняной эфод.
19 Верхнюю одежду на него шила ему мать, принося ее каждый раз, когда они с мужем приходили для ежегодной жертвы ГОСПОДУ.
20 Илий благословлял Элкану и его жену: «Пусть даст тебе ГОСПОДЬ потомство от этой женщины вместо этого сына, которого вы передали ГОСПОДУ!»7 Затем они возвращались к себе домой.
21 ГОСПОДЬ не оставил Анну: она зачала и родила еще трех сыновей и двух дочерей, а мальчик Самуил рос пред ГОСПОДОМ.8
22 Илий был уже очень стар. Он слышал обо всём, что творят его сыновья, как поступают с израильтянами, как предаются блуду с женщинами, прислуживающими у входа в Шатер Откровения.
23 И спросил их Илий: «Что это вы творите? Слышу я от народа слова о ваших дурных делах.
24 Нет, сыновья мои, недобрые вести я слышу, а ведь их слышит и весь народ ГОСПОДЕНЬ.
25 Если человек согрешит против человека, то Бог может за него заступиться, а если человек согрешит против ГОСПОДА, кто за него вступится?» Но не слушали они предостережений отца, потому что в воле ГОСПОДНЕЙ было предать их смерти.
26 А мальчик Самуил подрастал, и был он угоден и ГОСПОДУ, и людям.
27 Пришел к Илию человек Божий и передал ему, что говорит ГОСПОДЬ: «Разве не открылся Я твоим праотцам,9 когда они были еще в Египте, в рабстве10 у фараона?
28 Из всех колен Израилевых Я избрал твой род себе в священники, чтобы они восходили к Моему жертвеннику, чтобы воскуряли благовония, чтобы носили эфод передо Мной, и все жертвоприношения11 сынов Израилевых Я поручил роду отца твоего.
29 Что же вы попираете12 жертвы и дары, назначенные Мной для Святилища? Ты чтишь своих сыновей превыше Меня, вы жиреете от лучших приношений народа Моего, Израиля!
30 Поэтому так говорит ГОСПОДЬ: „Я воистину обещал, что род твой, род предков твоих, вечно будет предстоять Мне“. Но теперь ГОСПОДЬ изрек: „Не быть тому вовек! Тех, кто чтит Меня, буду чтить и Я, но те, кто относится ко Мне с презрением, будут посрамлены.
31 Настают времена, когда истощу Я твою силу, силу твоего отеческого рода, и никто в нем не будет доживать до старости.
32 С досадою и завистью в глазах ты будешь смотреть на ниспосланные Израилю блага,13 но никогда впредь не будет в роду твоем старца.
33 Впрочем, не отторгну твоих потомков от жертвенника Моего — глазам твоим на муку, душе на страдание. Но все, кто родится в твоем роду, будут умирать во цвете лет.14
34 Вот знамение тебе, которое коснется обоих сыновей твоих, Хофни и Финееса: в один день умрут оба.
35 А Я взращу Себе священника верного, по сердцу будут Мне его дела, по душе, род его Я укреплю, и будет он всегда предстоять помазаннику Моему“.
36 И тот, кто останется в твоем роду, придет к нему с поклоном ради крупицы серебра, ради хлебной лепешки и скажет: „Прошу, поставь меня хоть на какое-нибудь священническое служение, чтобы был у меня кусок хлеба“».

Толкование Далласской семинарии

Б. Песнь Анны (2:1−10)

Перед нами один из самых ранних и наиболее волнующих ветхозаветных гимнов. Мессианский характер этого гимна настолько очевиден, что Мария, мать Иисуса, «строит» на его основе собственную Песнь хвалы Господу (Лк 1:46−55).

I. РАДОСТЬ АННЫ В ГОСПОДЕ (2:1)

1Цар 2:1. Говоря о «врагах» своих, Анна, в первую очередь, имела, вероятно, в виду свою соперницу Феннану; теперь, когда Господь дал ей стать матерью, Анна в состоянии отразить ехидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии (широко разверзлись уста мои на врагов моих). Рог — символ силы (животные, как известно, пользуются рогами при нападении и защите); этот образ употреблен Анной в том смысле, что Господь восстановил ее женскую силу и достоинство.

2. ХВАЛА АННЫ ГОСПОДУ (2:2−8)

1Цар 2:2−8. Благодаря тем Своим атрибутам, которые перечисляет Анна, — святости, силе и твердости, всезнанию (стихи 2−3), Бог все и вся держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами. Пути и суды Его неисповедимы. Дерзкие, сильные, сытые впадают в ничтожество по воле Его, а немощные обретают силу. Бесплодная рождает (семь раз — символ полноты всякого явления), провозглашает Анна, а многочадная теряет силу (в этой фразе, возможно, продолжение «спора» Анны с ее соперницей Феннаной). Господь умерщвляет и оживляет… делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (стихи 6−7).

3. УПОВАНИЕ АННЫ НА ГОСПОДА (2:9−10)

1Цар 2:9−10. Мысль о том, что незавидна участь тех, кто полагается на собственную силу, проходит через всю песнь Анны (стихи 3, 9). Она поет о том, что угодных Ему людей (святых Своих) Бог благословляет, а не соблюдающих закона и не имеющих веры Он обращает в ничто (стих 9). Никто на земле не избежит суда Его (стих 9). Словами воистину пророческими завершает Анна свою песнь: Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего.

Упоминание о «царе» в гимне «домонархической» поры заставило некоторых исследователей Библии думать, что в уста Анны он был вложен каким-то редактором книги в позднейшее время. Но это вовсе необязательно, тем более если верить в возможность пророческого предвиденья. Тем более что представление о грядущем царе из среды Израиля не было чуждо еврейскому сознанию — ведь впервые откровение на этот счет было возвещено еще в дни Авраама (Вступление). Словом «помазанник», сопутствующим слову «царь», переведено еврейское машиах («Мессия»).

Это первое в Ветхом Завете упоминание о некоем человеке-помазаннике. Хотя едва ли оправданно напрямую связывать пророчество Анны с Иисусом Мессией, вполне очевидно, что «совмещение» здесь этих двух понятий — «царь» я «помазанник» — указывает на то, что помазанник, которому Бог даст особую силу (вознесет рог его), будет облечен царским достоинством (Пс 88:20−24). Правомочно думать, что предсказание Анны, в первую очередь, относилось к царю Давиду.

В. Обстановка в Силоме (2:11−36)

1. ВОЗРАСТАНИЕ САМУИЛА (2:11, 26)

1Цар 2:11, 26. Итак, родители оставили маленького Самуила у Илия, а сами вернулись домой, в Раму. Очевидно, в последующие годы ребенок проходил под руководством священника особую подготовку — как физическую и нравственную, так и духовную — к предстоявшему ему служению. В стихе 26 читаем, что по мере того, как Самуил приходил в возраст он обретал все большее благоволение у Господа и у людей. В похожих словах евангелист Лука напишет впоследствии о возрастании Иисуса (Лк 2:52).

2. НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИЛИЯ (2:12−17, 22−25)

1Цар 2:12−17, 22−25. Самуил появился на свет по молитве своей благочестивой матери. Но важно уразуметь, что ответ на эту молитву был продиктован и некоей высшей причиной. Ибо слова из Суд 21:25 — «В те дни… каждый (в Израиле) делал то, что ему казалось справедливым» — относилось и к священникам. Сам Илий, судя по всему, безнравственным человеком не был, однако, он полностью утратил контроль над своими сыновьями, которым, между тем, предстояло наследовать его священнический сан; об этих молодых людях сказано, что они не знали Господа (в том смысле, что не признавали заповедей Его и повелений).

Так, при принесении израильтянами мирных жертв, они дерзко нарушали и последовательность и неукоснительные правила совершения ритуала (для чего посылали слугу из дома священника — отрока, и делали это «его руками»): вместо положенных священнической семье частей жертвы (Лев 7:28−34), сыновья Илия брали то, что им больше нравилось (стихи 12−17). Женщин, собиравшихся у входа в скинию, они — по примеру хананеев — превращали в своего рода «храмовых блудниц» (стихи 22−25).

3. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДОМ РОДИТЕЛЕЙ САМУИЛА (2:18−21)

1Цар 2:18−21. В повествовании противопоставляются, словно бы иллюстрируя слова Анны из гимна о «святых» и «беззаконных», семья Самуила и семья Илия. Отдав сына Господу, Анна не переставала заботиться о нем (стих 19). О ней же самой не переставал печься Господь. Как это часто бывает с людьми, истинно верующими, Он дал ей много больше, чем она просила: трех сыновей, помимо Самуила, и двух дочерей.

4. ОТВЕРЖЕНИЕ ГОСПОДОМ ДОМА ИЛИЯ (2:27−36)

1Цар 2:27−36. Не удивительно, что Бог отверг священство Илия и его сыновей. Некто из провозвестников Божией воли (человек Божий) явился к Илию и напомнил ему об обстоятельствах избрания Левия (отца твоего) на первосвященическое служение (стихи 27−28), и он же объявил ему о том, что за нарушение условий священства оно от дома Илия отнимется (стихи 29−33). И в наказание дому этому впредь мужчины его не будут доживать до старости. Вместо потомков Илия, Господь, однако, поставит Себе священника верного (стих 35), потомки которого (дом) тоже будут верно служить Ему — в присутствии помазанника Божиего, т. е. царя.

В историческом плане это пророчество осуществилось, когда священство было отнято от Авиафара, потомка Ифамара, сына Ааронова, и передано Садоку, потомку Аарона по линии Елеазара (3Цар 2:27, 35). В полном же смысле оно исполнилось лишь в Иисусе Христе, в Чьем лице «объединились» верный Священник и Помазанник (Царь) — Пс 109; Евр 5:6; Откр 19:16.

Г. Призвание Самуила (глава 3)

Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (стих 1). Но вот Господь нашел в народе Своем того, кто пришелся Ему по душе, и к нему, юному Самуилу, Он обратился со словом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Рог — символ могущества и силы; ср. ст. 10.
5  [2] — Так по друг. чтению, букв.: перестают (работать).
8  [3] — Букв.: столбы.
9  [4] — Или: нечестивые.
10  [5] — Здесь, как и в ст. 36, речь идет о будущей монархии и царе как помазаннике Божьем.
13  [6] — Друг. возм. пер.: по обыкновению священники так обходились с народом.
20  [7] — Или: выпросили у Господа.
21  [8] — Букв.: с Господом, ср. Исх 34:28, Втор 18:13.
27  [9] — Букв.: дому отца твоего.
27  [10] — Букв.: в доме, в знач. под властью.
28  [11] — Или: все сжигаемые огнем жертвоприношения.
29  [12] — Или: так жадно смотрите на
32  [13] — Так по друг. чтению. Масоретский текст: ты увидишь бедствие Святилища Моего, и пусть будет благо Израилю.
33  [14] — Букв.: мужами. Друг. возм. пер.: но всех, кто родятся в твоем роду, поразит меч.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.