«Ликует о ГОСПОДЕ сердце мое,
вознес ГОСПОДЬ рог мой,1 силой меня наделив.
Уста широко открываю в торжестве над врагами!
Радуюсь, что Ты избавил меня!
Ты, ГОСПОДИ, един свят,
нет подобного Тебе!
Нет твердыни, равной Богу нашему!
Не множьте гордых речей,
да не выходят из уст ваших слова дерзкие!
ГОСПОДЬ — Бог всеведущий,
людские дела — на весах у Него.
Ломаются луки могучих воинов,
а бессильные обретают силу;
прежде сытые работают за кусок хлеба,
а голодавшие теперь в том нужды не имеют;2
бесплодная семерых родила,
а многодетная — увядает.
От ГОСПОДА — и смерть, и жизнь;
Он низводит в Шеол, Он же из него выводит!
От ГОСПОДА — нищета и богатство,
унижение и почет.
Из праха поднимет Он бедняка,
из пепла — нищего,
среди князей усадит их,
в наследство даст славный престол.
У ГОСПОДА — устои3 земли,
на них утвердил Он вселенную!
Поступь верных Ему укрепит ГОСПОДЬ,
а неверные4 сгинут во мгле:
не своею мощью силен человек!
Сокрушит ГОСПОДЬ противников Своих,
обрушит на них гром с небес.
Он будет вершить суд на земле от края и до края!
Да ниспошлет Он силы царю Своему,
рог помазанника5 Своего да вознесет!»
Толкование Далласской семинарии
Б. Песнь Анны (2:1−10)
Перед нами один из самых ранних и наиболее волнующих ветхозаветных гимнов. Мессианский характер этого гимна настолько очевиден, что Мария, мать Иисуса, «строит» на его основе собственную Песнь хвалы Господу (Лк 1:46−55).
I. РАДОСТЬ АННЫ В ГОСПОДЕ (2:1)
1Цар 2:1. Говоря о «врагах» своих, Анна, в первую очередь, имела, вероятно, в виду свою соперницу Феннану; теперь, когда Господь дал ей стать матерью, Анна в состоянии отразить ехидные замечания тех, кто укорял ее в бесплодии (широко разверзлись уста мои на врагов моих). Рог — символ силы (животные, как известно, пользуются рогами при нападении и защите); этот образ употреблен Анной в том смысле, что Господь восстановил ее женскую силу и достоинство.
2. ХВАЛА АННЫ ГОСПОДУ (2:2−8)
1Цар 2:2−8. Благодаря тем Своим атрибутам, которые перечисляет Анна, — святости, силе и твердости, всезнанию (стихи 2−3), Бог все и вся держит в Своих руках, и все человеческие дела у Него перед глазами. Пути и суды Его неисповедимы. Дерзкие, сильные, сытые впадают в ничтожество по воле Его, а немощные обретают силу. Бесплодная рождает (семь раз — символ полноты всякого явления), провозглашает Анна, а многочадная теряет силу (в этой фразе, возможно, продолжение «спора» Анны с ее соперницей Феннаной). Господь умерщвляет и оживляет… делает нищим и обогащает, унижает и возвышает (стихи 6−7).
3. УПОВАНИЕ АННЫ НА ГОСПОДА (2:9−10)
1Цар 2:9−10. Мысль о том, что незавидна участь тех, кто полагается на собственную силу, проходит через всю песнь Анны (стихи 3, 9). Она поет о том, что угодных Ему людей (святых Своих) Бог благословляет, а не соблюдающих закона и не имеющих веры Он обращает в ничто (стих 9). Никто на земле не избежит суда Его (стих 9). Словами воистину пророческими завершает Анна свою песнь: Господь… даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего.
Упоминание о «царе» в гимне «домонархической» поры заставило некоторых исследователей Библии думать, что в уста Анны он был вложен каким-то редактором книги в позднейшее время. Но это вовсе необязательно, тем более если верить в возможность пророческого предвиденья. Тем более что представление о грядущем царе из среды Израиля не было чуждо еврейскому сознанию — ведь впервые откровение на этот счет было возвещено еще в дни Авраама (Вступление). Словом «помазанник», сопутствующим слову «царь», переведено еврейское машиах («Мессия»).
Это первое в Ветхом Завете упоминание о некоем человеке-помазаннике. Хотя едва ли оправданно напрямую связывать пророчество Анны с Иисусом Мессией, вполне очевидно, что «совмещение» здесь этих двух понятий — «царь» я «помазанник» — указывает на то, что помазанник, которому Бог даст особую силу (вознесет рог его), будет облечен царским достоинством (Пс 88:20−24). Правомочно думать, что предсказание Анны, в первую очередь, относилось к царю Давиду.
В. Обстановка в Силоме (2:11−36)
1. ВОЗРАСТАНИЕ САМУИЛА (2:11, 26)
1Цар 2:11, 26. Итак, родители оставили маленького Самуила у Илия, а сами вернулись домой, в Раму. Очевидно, в последующие годы ребенок проходил под руководством священника особую подготовку — как физическую и нравственную, так и духовную — к предстоявшему ему служению. В стихе 26 читаем, что по мере того, как Самуил приходил в возраст он обретал все большее благоволение у Господа и у людей. В похожих словах евангелист Лука напишет впоследствии о возрастании Иисуса (Лк 2:52).
2. НЕДОСТОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЫНОВЕЙ ИЛИЯ (2:12−17, 22−25)
1Цар 2:12−17, 22−25. Самуил появился на свет по молитве своей благочестивой матери. Но важно уразуметь, что ответ на эту молитву был продиктован и некоей высшей причиной. Ибо слова из Суд 21:25 — «В те дни… каждый (в Израиле) делал то, что ему казалось справедливым» — относилось и к священникам. Сам Илий, судя по всему, безнравственным человеком не был, однако, он полностью утратил контроль над своими сыновьями, которым, между тем, предстояло наследовать его священнический сан; об этих молодых людях сказано, что они не знали Господа (в том смысле, что не признавали заповедей Его и повелений).
Так, при принесении израильтянами мирных жертв, они дерзко нарушали и последовательность и неукоснительные правила совершения ритуала (для чего посылали слугу из дома священника — отрока, и делали это «его руками»): вместо положенных священнической семье частей жертвы (Лев 7:28−34), сыновья Илия брали то, что им больше нравилось (стихи 12−17). Женщин, собиравшихся у входа в скинию, они — по примеру хананеев — превращали в своего рода «храмовых блудниц» (стихи 22−25).
3. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДОМ РОДИТЕЛЕЙ САМУИЛА (2:18−21)
1Цар 2:18−21. В повествовании противопоставляются, словно бы иллюстрируя слова Анны из гимна о «святых» и «беззаконных», семья Самуила и семья Илия. Отдав сына Господу, Анна не переставала заботиться о нем (стих 19). О ней же самой не переставал печься Господь. Как это часто бывает с людьми, истинно верующими, Он дал ей много больше, чем она просила: трех сыновей, помимо Самуила, и двух дочерей.
4. ОТВЕРЖЕНИЕ ГОСПОДОМ ДОМА ИЛИЯ (2:27−36)
1Цар 2:27−36. Не удивительно, что Бог отверг священство Илия и его сыновей. Некто из провозвестников Божией воли (человек Божий) явился к Илию и напомнил ему об обстоятельствах избрания Левия (отца твоего) на первосвященическое служение (стихи 27−28), и он же объявил ему о том, что за нарушение условий священства оно от дома Илия отнимется (стихи 29−33). И в наказание дому этому впредь мужчины его не будут доживать до старости. Вместо потомков Илия, Господь, однако, поставит Себе священника верного (стих 35), потомки которого (дом) тоже будут верно служить Ему — в присутствии помазанника Божиего, т. е. царя.
В историческом плане это пророчество осуществилось, когда священство было отнято от Авиафара, потомка Ифамара, сына Ааронова, и передано Садоку, потомку Аарона по линии Елеазара (3Цар 2:27, 35). В полном же смысле оно исполнилось лишь в Иисусе Христе, в Чьем лице «объединились» верный Священник и Помазанник (Царь) — Пс 109; Евр 5:6; Откр 19:16.
Г. Призвание Самуила (глава 3)
Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты (стих 1). Но вот Господь нашел в народе Своем того, кто пришелся Ему по душе, и к нему, юному Самуилу, Он обратился со словом.