1 Царств 4 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 К слову Самуила прислушивался весь Израиль.
Израильтяне вышли на войну с филистимлянами и расположились станом у Эвен-Эзера, а филистимляне встали у Афека.
2 Филистимляне выстроились против израильтян, и началась битва. И был Израиль разбит филистимлянами: пало на поле боя около четырех тысяч человек.
3 Когда воины вернулись в стан, старейшины Израиля сказали: «Отчего ГОСПОДЬ поразил нас сегодня перед филистимлянами? Давайте возьмем из Силома ковчег Завета ГОСПОДНЕГО, пусть он1 будет с нами, пусть избавит нас от руки врагов!»
4 Народ послал в Силом гонцов, чтобы они забрали оттуда ковчег Завета ГОСПОДА Воинств, над херувимами восседающего. Там, при ковчеге Божьего Завета, были и оба сына Илия, Хофни и Финеес.
5 Когда ковчег Завета ГОСПОДНЕГО прибыл в стан, весь Израиль издал такой радостный крик, что содрогнулась земля.
6 Филистимляне, заслышав этот клич, стали говорить: «Что это за клич раздается в стане у евреев?» И узнали они, что ковчег ГОСПОДЕНЬ прибыл в стан.
7 Испугались филистимляне и стали говорить: «Бог пришел в стан иудеев! — и добавляли: — Горе нам, ведь не бывало такого прежде!
8 Горе нам! Кто же спасет нас от могучих божеств — тех самых божеств, которые в пустыне поразили египтян всевозможными казнями!
9 Крепитесь, филистимляне, мужайтесь, чтобы не стать вам рабами евреев, как прежде, — бейтесь с ними, как мужчины!»
10 Филистимляне вступили в бой и разбили израильтян, так что те разбежались по своим шатрам. В той страшной битве пало у израильтян тридцать тысяч пеших воинов.
11 Ковчег Божий был захвачен, а оба сына Илия: Хофни и Финеес — убиты.
12 В тот день с поля боя в Силом прибежал один вениаминитянин: одежда разодрана, голова посыпана прахом.
13 Когда он приближался, Илий в ожидании сидел у самой дороги, ибо сердце его трепетало за ковчег Божий. Придя в город, тот человек рассказал, что случилось, и в городе поднялся вопль и плач.
14 Услышав этот вопль, Илий спросил: «Отчего это шумит толпа?» Тот человек подбежал, чтобы всё рассказать Илию.
15 Илию было девяносто восемь лет, глаза его помутнели, и он уже ничего не видел.
16 И сказал вениаминитянин Илию: «Я прибыл с поля боя, сегодня я едва спасся в этой битве!» «И что там было, сын мой?» — спросил его Илий.
17 Вестник отвечал: «Израиль бежал от филистимлян, много воинов погибло, и оба твоих сына, Хофни и Финеес, убиты, — а ковчег Божий захвачен».
18 И едва он сказал о ковчеге Божьем, как Илий, старый и грузный, упал навзничь со своего сидения прямо к воротам, сломал себе шею и умер. Он был судьей Израиля и правил им сорок лет.
19 Его невестка, жена Финееса, как раз должна была родить. Когда услышала она, что ковчег Божий захвачен, а ее свекор и муж мертвы, она упала на землю: начались схватки, и она родила.
20 Она умирала, а стоявшие рядом женщины говорили: «Не бойся, ведь ты родила сына!» Но она не отвечала и не обращала на них внимания.
21 Мальчика она назвала Ихавод, говоря: «Покинула Слава Израиль!»,2 ведь ковчег Божий был захвачен, а ее свекор и муж мертвы.
22 Она сказала: «Покинула Слава Израиль, ибо захвачен ковчег Божий».

Толкование Далласской семинарии

Д. Ковчег (главы 4−7)

1. ВЗЯТИЕ КОВЧЕГА ФИЛИСТИМЛЯНАМИ (глава 4)

Филистимляне, главные враги Израиля на протяжении периода судей (Суд 10:6−8; 13−16), не были семитским народом, они, скорее всего, были выходцами с острова Крит или из какой-то другой части региона Эгейского моря (Быт 10:14; Иер 47:4; Втор 2:23; Ам 9:7). Известны две миграции филистимлян в Ханаан: одна в дни Авраама (2 000 год до Р. Х.) и другая — примерно в 1200 году до Р. Х. Жили они в пяти главных городах южноханаанского побережья — в Газе, Аскалоне, Аккароне, Гефе и Ашдоде (Азоте).

Филистимляне находились на высоком уровне технического развития, знали железо, имели искусных ремесленников (1Цар 13:19−20). Главным их божеством был Дагон, почитавшийся также в Месопотамии как бог хлеба и урожаев. Полагают, что Дагона представляли как божество с рыбьими хвостом и нижней частью туловища, но с человеческой головой. Это могло быть связано с тем, что филистимляне, народ, первоначально неразрывно связанный с морем, прийдя позднее в Ханаан, отождествили своего «рыбьего бога» с семитским божеством по имени Дагон (или Даган), поскольку стали народом земледельцев и «хлебо-производителей» (Суд 15:3−5).

1Цар 4:1−11. Случилось, что когда Самуил был еще совсем юным, выступили Израильтяне против Филистимлян и потерпели от них поражение при Афеке (в 30 с небольшим километрах на запад от Силома). И тогда израильтяне послали в Силом за ковчегом завета Господня, суеверно полагая, что самое присутствие его на поле битвы поможет им (наподобие некоего счастливого талисмана) обратить поражение в победу. Верно, что ковчег символизировал присутствие Самого Господа, но Его соучастие в битве предполагало одно непременное условие: народ должен был нести ковчег с верою (сравните Чис 10:35; Нав 6:6).

Однако и Филистимляне, узнав о прибытии ковчега, пришли в ужас, потому что слышали о таинственной связи его с сильным Богом, поразившим Египтян всякими казнями за 300 лет до того (стихи 6−8). И все-таки, собрав свои силы воедино и исполнившись мужества, они нанесли Израилю еще более тяжелое поражение, а ковчег Божий взяли. В этой, второй, битве с филистимлянами погибли оба сына Илиевы, Офни и Финеес.

1Цар 4:12−22. Когда Илия, без малого столетний старик, услышал от вестника, что ковчег попал в руки язычников-филистимлян, а оба его сына погибли, то упал с сидения своего и, сломав позвоночник, умер. Вслед за тем невестка Илия, жена Финеесова, умерла родами. Но сына, которого родила, она успела назвать — соответственно обстоятельствам — Ихаводом (что значит «бесславие»).

Ибо, рассудила она, раз присутствие ковчега среди евреев означает присутствие Самого Бога в их среде, то «пленение» ковчега филистимлянами показывает, что и Бог со всею славою Его теперь в их руках. В сознание идолопоклонников вполне вмещалось, что боги могут попадать в плен и даже подвергаться изгнанию (Ис 46:1−2), но евреям следовало бы знать, что их вездесущий Бог не может быть отнят от них. Насколько же языческим сделалось восприятие Бога израильтянами!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: Он, т. е. Господь.
21  [2] — Имя Ихавод созвучно выражению «нет славы».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.