1 Царств 6 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Ковчег ГОСПОДЕНЬ находился на филистимской равнине семь месяцев.
2 Филистимляне призвали жрецов и гадателей и спросили: «Что нам делать с ковчегом ГОСПОДНИМ? Расскажите, как нам вернуть его на место!»
3 Те ответили: «Если вы хотите отослать ковчег Бога Израилева, то не отсылайте его просто так, а принесите Богу1 жертву за провинность.2 Тогда вы исцелитесь и узнаете, за что Он наказывает вас».
4 Они спросили: «Какую жертву за провинность принести Ему?» Те ответили: «По числу ваших областей3 — пять золотых изображений нарывов и пять золотых крыс,4 ведь всех вас и правителей ваших постигла одна и та же беда.
5 Поэтому сделайте изображения нарывов и крыс, которые опустошают вашу страну. Воздайте славу Богу Израилеву — может быть, тогда Он перестанет карать вас,5 ваших богов и вашу страну.
6 К чему вам упрямствовать, как упрямствовали египтяне и фараон? Ведь они вынуждены были отпустить израильтян, когда Господь6 посрамил их. И израильтяне ушли.
7 Так что снарядите новую повозку и двух дойных коров, прежде не ходивших под ярмом: коров запрягите в повозку, а телят их отведите обратно в загон.
8 Возьмите ковчег ГОСПОДЕНЬ и поставьте на повозку, а рядом с ним — ящик с золотыми предметами, которые вы принесете Ему как жертву за провинность. Потом отпустите повозку, куда повезут ее коровы,
9 а сами наблюдайте: если ковчег отправится в свою страну, к Бет-Шемешу, то эту великую беду наслал на нас Бог, а если нет, то мы будем знать, что не Его рука поразила нас и что беда эта постигла нас случайно».
10 Так и поступили эти люди: взяли двух дойных коров и запрягли в повозку, а телят их оставили в загоне.
11 Поставили на повозку ковчег ГОСПОДЕНЬ и ящик с золотыми крысами и изображениями нарывов.
12 Коровы пошли по дороге, прямо ведущей к Бет-Шемешу: шли они, не сворачивая ни вправо, ни влево, и мычали, а филистимские правители шли следом за ними до самого Бет-Шемеша.
13 В полях Бет-Шемеша в то время жали пшеницу, и когда жнецы подняли глаза свои, то увидели ковчег и возликовали.
14 Повозка доехала до участка Иисуса из Бет-Шемеша и остановилась там, где был огромный камень. Люди Бет-Шемеша порубили повозку на дрова и принесли коров во всесожжение ГОСПОДУ.
15 Затем ковчег ГОСПОДЕНЬ и ящик, в котором были золотые предметы, левиты сняли и поставили на тот огромный камень, а жители Бет-Шемеша принесли в этот день ГОСПОДУ всесожжения и прочие жертвы.
16 Увидев это, пять филистимских правителей в тот же день вернулись в Экрон.
17 Золотых изображений нарывов, что филистимляне принесли в жертву ГОСПОДУ за провинность, было пять, по одному за каждый город: одно за Ашдод, одно за Газу, одно за Ашкелон, одно за Гат и одно за Экрон.
18 А золотых крыс было по числу филистимских крепостей вместе с их предместьями в пяти областях.7 (Огромный камень, на который поставили ковчег ГОСПОДЕНЬ, и по сей день стоит на поле Иисуса из Бет-Шемеша.)
19 Тем временем люди Бет-Шемеша стали заглядывать в ковчег ГОСПОДЕНЬ, и за это поразил ГОСПОДЬ семьдесят человек [из пятидесяти тысяч].8 В скорбь повергло народ жестокое поражение от ГОСПОДА.
20 Люди Бет-Шемеша стали говорить: «Кто сможет устоять перед ГОСПОДОМ, этим святым Богом? Хоть бы кто-нибудь взял да унес от нас этот ковчег! »9
21 Отправили они гонцов к жителям Кирьят-Еарима со словами: «Филистимляне возвратили ковчег ГОСПОДЕНЬ — придите и заберите его».

Толкование Далласской семинарии

3. ВОЗВРАЩЕНИЕ КОВЧЕГА (6:1 — 7:1)

1Цар 6:1−12. После пережитых ими мучительных наказаний и унижения их бога Дагона Филистимляне (очевидно, в лице своих вождей) обратились за советом к жрецам и прорицателям. И те, в согласии с суеверными языческими представлениями, посоветовали отпустить ковчег Бога Израилева, принеся Ему жертву повинности в виде вылитых из золота пяти (согласно числу главных филистимских городов) изображений того, чем филистимляне были наказаны, т. е. наростов… и… мышей (стихи 17−18). (Обычай умилостивления богов принесением им вылитых из металла изображений «орудий наказания», понесенного людьми, или пораженных болезнью частей человеческого тела был широко распространен в древнем мире и сохранялся очень долго — почти до нашего времени — как на Востоке, так и в некоторых частях Европы.)

В данном контексте приношения Богу Израилеву должны были означать признание филистимлянами Его превосходства над Дагоном (стих 5). На новой колеснице, запряженной двумя, не знавшими ярма коровами, только что отелившимися (от которых следовало отнять их телят), ковчег Господень предстояло отправить назад в Израиль. Целью задуманного было убедиться, действительно ли от Бога Израиля исходили беды, постигшие филистимлян.

Если коровы, от которых отняли их молочных телят, не возвратятся к ним, а пойдут к Вефсамису, т. е. в пределы Израильские, значит филистимляне наказаны Богом евреев. И пошли коровы… одною дорогою, они шли и мычали (тоскуя о своих телятах), но не свернули ни направо, ни налево, пока не дошли до пределов Вефсамиса.

Хотя о ворожбе и гаданиях не много известно из Ветхого Завета, поскольку Израилю они были запрещены, на Ближнем Востоке сохранилось с древнейших времен множество текстов, свидетельствующих как о широком распространении этой практики среди языческих народов, так и о методах, которые применялись для «узнавания намерений» тех или иных божеств, и о способах предотвращения угрожавшего зла.

Особенно распространен был метод «альтернативного гадания» (как в этом случае), т. е. по принципу «Да-нет». В свое время Гедеон воспользовался овечьей шерстью, чтобы узнать волю Божию (Суд 6:37−40), и это могло быть отражением такой вот «практики гаданий», лишенной, однако, языческой специфики. Упомянутый метод «альтернативного гадания» схож был с бросанием жребия. Так или иначе, наихудшие предположения филистимлян подтвердились.

1Цар 6:13 — 7:1. Израильтяне так обрадовались, вновь увидя ковчег Господень после семи месяцев отсутствия его (6:1), что там, где коровы остановились (на поле у Вефсамиса), принесли их Господу в жертву всесожжения. (Вефсамис был пограничным городом, километрах в двадцати на запад от Иерусалима.) К несчастию, жители этого города, в безудержной радости своей, нарушили святость ковчега: сняв с него крышку, они заглядывали внутрь его (6:19), возможно, желая убедиться, что скрижали завета — на своем месте.

Между тем, Моисеем было постановлено, что только Левиты могут «вступать в контакт» с ковчегом, да и то не касаться его непосредственно (не говоря уже о том, чтобы заглядывать в него); Чис 4:5, 15, 20. Подобное своеволие и столь явное неповиновение воле Божией каралось смертью (сравните 2Цар 6:6−7).

В некоторых еврейских манускриптах число убитых в Вефсамисе означено как семьдесят, а не как 50, 070 (в большинстве их), каковое число представляется непомерно большим. Смысл происшедшего, однако, в том, что не только язычники (люди, не верующие в истинного Бога) караются за пренебрежение законом Божиим, но и верующие (здесь — израильтяне).

После трагедии в Вефсамисе ковчег был отправлен к жителям Кириаф-Иарима (современный Абу Гош; километрах в 13 на северо-запад от Иерусалима). Он был переправлен туда, а не в Силом, очевидно, потому, что Силом был филистимлянами разрушен (возможно, вскоре после битвы при Афеке; смотрите главу 4; сравните Иер 26:9). Ковчег Господа оставался на попечении семьи Аминадава (7:1) около 100 лет.

По поводу сказанного в 6:17−18 заметим, что «золотые мыши и наросты» были принесены филистимлянами «в жертву повинности» по числу не только пяти их главных городов, но и всех примыкавших к ним поселений («открытые села» — значит не огороженные стенами), которыми управляли те же «пять владетелей (князей) филистимских».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: Ему.
3  [2] — Или: жертву признания вины; то же в ст. 4, 8 и 17. См. Лев 5:15,16; Лев 7:1−10.
4  [3] — Букв.: правителей.
4  [4] — Или: мышей.
5  [5] — Или: отведет от вас Свою (карающую) руку.
6  [6] — Букв.: Он.
18  [7] — Или: от укрепленного города до неогороженного поселка.
19  [8] — Букв.: семьдесят человек (и) пятьдесят тысяч; в некот. рукописях: пятьдесят человек.
20  [9] — Или: к кому (должен) перейти (ковчег) от нас?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.