Исаия 28 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Горе Самарии — венцу Ефремову, коим кичатся бражники его!1 Увядает роскошная краса его, что венчала долину плодородную, вино сразило жителей ее!
 
Горе венцу,которым ефремские пьяницы гордятся!Увядает его роскошная краса,что венчала плодородную долину,жителей которой вино сразило!

Но есть у ГОСПОДА некто крепкий, могучий, грозе подобен он и граду, нещадному вихрю, потокам вод, хлынувшим после бури; рукою его повергнет ГОСПОДЬ их на землю!
 
Есть у Господа некто крепкий, могучий,как гроза и град, разрушительный вихрь,как потоки вод, разлившихся после бури,он и повергнет его на землю!

Истопчут ногами венец Ефрема, коим гордились пьянствующие сыны его.
 
Попран ногами венец,которым ефремские пьяницы гордились.

Увянет, как цветок, их роскошная краса, что венчала плодородную долину; будет с ней как со смоквой, созревшей до срока, — кто заметит плод, тот сорвет и сразу съест его.
 
Увянет, как цветок, их роскошная краса,что венчала плодородную долину;будет с ней как со смоквой, созревшей до срока —кто ее заметит, сразу сорвет и проглотит.

Сам ГОСПОДЬ Воинств станет в тот день венцом прекрасным, короной роскошной для выжившего народа;
 
Станет в тот день Господь Воинствпрекрасным венцом, роскошной коронойдля оставшегося народа;

будет Он духом правосудия для тех, кто в судах заседает, станет силою того, кто дает отпор врагам у городских ворот.
 
станет Он духом правосудиядля того, кто сидит в судилище,станет мощью для тех,кто вступает в битву при вратах.

Вот священник и пророк шатаются от вина, спотыкаются от браги!2 Они от этих напитков шатаются, вином наливаются, во хмелю спотыкаются; видения их ложны, в суждениях один вздор.
 
Даже они теперь шатаются от вина,спотыкаются от хмельного!Священник и пророк во хмелю шатаются,вином наливаются, во хмелю спотыкаются,в видении ошибаются, в суждении заплетаются.

Рвотой своей все столы осквернили, чистого места нигде не осталось.
 
Рвота все столы покрыла,нет нигде места без грязи.

Говорят они обо мне: «Кого это он учить собрался? С кем решил поделиться знанием? С младенцами, едва отнятыми от груди? С сосунками, что едва из колыбели?
 
А мне они говорят:«И кого это он учить собрался?С кем знанием делиться?С младенцами, едва отнятыми от груди?С сосунками, едва из колыбели?

Всё это бессвязный детский лепет, бурчание и бормотание, слов обрывки то тут, то там».3
 
Все приказ да приказ, приказ да приказ,правило да правило, правило да правило,чуточку там, чуточку тут».

Потому словами непонятными, на языке чужом будет говорить ГОСПОДЬ с народом этим,
 
Потому заговорят с этим народомнепонятными словами, на чужом языке!

которому уже сказал Он однажды: «Здесь будете вы в безопасности, пусть здесь отдохнет изнуренный, здесь сладок сон», — но они и слушать не хотели.
 
Говорили им:«Вот место покоя,пусть отдохнет изнуренный,вот место передышки» —но они не желали слушать.

Для них слово ГОСПОДНЕ4 — бессвязный детский лепет, бурчание и бормотание, слов обрывки то тут, то там. И потому, когда встанут они и пойдут,5 вдруг упадут навзничь и разобьются, в сетях запутаются, пойманы будут.
 
Вот какое будет им слово Господне:«Приказ да приказ, приказ да приказ,правило да правило, правило да правило,чуточку там, чуточку тут».И едва пойдут, упадут навзничь, разобьются,попадут в западню и плен.

Так послушайте слово ГОСПОДНЕ, насмешники, вы, кто правит этим народом в Иерусалиме!
 
Так послушайте Господне слово, наглецы,вы, кто в Иерусалиме правит этим народом!

Вы бахвалитесь: «С самой смертью мы договор заключили, и с Шеолом у нас соглашение, не обрушится на нас губительный6 поток, ложь — убежище наше, за обманом спрячемся мы».
 
Вы бахвалитесь:«Заключили мы договор со смертью,соглашение есть у нас с Шеолом,что беспощадный бич пройдет мимо,нас даже не коснется,потому что ложь — убежище наше,спрятались мы за обманом».

Поэтому так говорит Владыка ГОСПОДЬ: «Кладу Я камень на Сионе, во главу угла его кладу — проверенный камень, ценный — в самое основание. Уповающий на него не устрашится!7
 
Вот что отвечает на это Владыка Господь:«Кладу я на Сионе камень,во главу угла — камень проверенный, ценный,кладу его в самое основание.Кто верен, тому спешить не придется!

Правосудие сделаю Я мерным шнуром, праведность — отвесом, а убежище лжи град побьет, потаенные места ее воды затопят.
 
Правосудие сделаю правилом,праведность — мерилом,а убежище лжи побьет град,укромное место затопят воды.

Разорван будет ваш договор со смертью, расторгнуто будет соглашение с Шеолом; когда хлынет сокрушительный поток, не устоите вы.
 
Разорван ваш договор со смертью,расторгнуто соглашение с Шеолом,когда нагрянет беспощадный бич —прямо по вам пройдется.

День за днем, с утра и до самого вечера волны его будут обрушиваться на вас, не зная пощады». Ужас охватит вас, когда поймете слова эти!
 
Как нагрянет он, так за вас возьмется —утро за утром, и днем, и ночью».Как ужасно слышать и понимать такое!

Коротка постель — не вытянуть ног, покрывало узко — не завернуться.
 
Коротка постель — не вытянуть ног,и покрывало узко — не завернуться.

Как на горе Перацим, восстанет ГОСПОДЬ, во гневе, как в долине Гивонской,8 совершит Свое дело — дело необычайное, труд Свой сотворит неслыханный!
 
Как на горе Перацим, восстанет Господь,в ярости, как в долине Гивонской,свершит Свое дело — дело непостижимое,сотворит Свой труд — труд чудесный!

Потому не глумитесь, чтобы не заключили вас в более тяжкие оковы, — слышал я повеление Владыки, ГОСПОДА Воинств, об уничтожении всей земли.
 
Так что не наглейте, отягощая свои узы —слышал я от Владыки, Господа Воинств,что всей земле суждено истребление.

Прислушайтесь к голосу моему, внимайте моим словам!
 
Приклоните ухо и послушайте меня,внимательно слушайте, что я говорю!

Во всякий ли день пашет пахарь, приготовляя землю к посеву? Боронит ли он ее без устали?
 
Во всякий ли день пашет пахарь,разрыхляя землю перед посевом?

Нет, после того как разровняет поверхность ее, разбрасывает он семена укропа, сыплет тмин, сеет рядами пшеницу, а в нужном месте — ячмень и рядом — полбу.
 
Нет, когда разровняет ее поверхность,он разбросает укроп, рассыплет тмин,посеет рядами пшеницу,в нужном месте — ячмень, и рядом — полбу.

Бог научил его сему, дав ему разум!
 
Бог его так научил, дав ему разум!

Обмолачивают ли укроп зубчатым катком, кладут ли тмин под молотильные колеса? Нет, из укропа зерна выбивают колом, и тмин палкой обмолачивают.
 
Обмолачивают ли укроп на гумне,кладут ли тмин под молотилку?Нет, зерна укропа палкой выбивают,и тмин обмолачивают палкой.

А зерно молотят, катают по колосьям молотильные колеса — но в меру, не то копыта коней разотрут зерна.
 
А хлеб молотят — но не бесконечноводят по нему молотильные колеса,не то копыта коней разотрут зерна.

И всё это — от ГОСПОДА Воинств, и замысел Его дивен, мудрость Его безмерна!
 
И все это — от Господа Воинств,Чей замысел чудесен, Чья мудрость безмерна!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Вероятно, имеется в виду столица Северного царства, Израиля (Ефрема), — Самария, жители этого города находятся в состоянии духовного и, как следствие, морального упадка, о чем свидетельствует их образ жизни.
7  [2] — См. примеч. к 5:11.
10  [3] — Или: цав-цав, цав-цав; кав-кав, кав-кав — возможно, здесь подражание невразумительной речи пьяных или детей. Друг. возм. пер.: всё наказ и наказ, наказ да наказ, правило к правилу, за правилом правило, здесь немного, там немного; то же в ст. 13.
13  [4] — Или: потому будет им такое слово Господне.
13  [5] — Или: и едва пойдут
15  [6] — Или: необоримый / неистовый; букв.: потопляющий.
16  [7] — LXX: верующему в него стыдиться не придется.
21  [8] — Речь идет о двух сражениях в истории Израиля: во времена Давида (2Цар 5:20) и во времена Иисуса Навина (Нав 10:10,11).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.