Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Услышав эти слова, царь Езекия разодрал на себе одежды и, облачившись в рубище, пошел в Храм1 ГОСПОДЕНЬ.
 
Когда Хизкия услышал эти слова, то разорвал свои одежды, покрылся рубищем и пошел в Храм Господень.

А смотрителя дворца Эльякима, сына Хилкияху, с писцом Шевной и со старшими священниками, он отправил в рубищах к пророку Исайе, сыну Амоца.
 
Он послал Эльякима, сына Хилкии, смотрителя дворца, с писцом Шевной и со старшими священниками, одетыми в рубища, к Исайе, сыну Амоца.

Передали они Исайе: «Так говорит Езекия: „Настал этот день — день беды, кары и позора! Пришло время младенцам на свет появиться, но нет у матерей сил родить!
 
Они передали ему такие слова Хизкии: «Настал этот день — день беды, кары и позора! Настало время младенцам выходить из утробы, но нет сил родить!

Быть может, ГОСПОДЬ, Бог твой, выслушает слова военачальника, которого господин его, ассирийский царь, послал, дабы хулить Бога Живого; и ГОСПОДЬ, Бог твой, воздаст за слова, которые Он слышал! Помолись же о тех, кто еще остался в живых“».
 
Надеюсь, Господь, твой Бог, ответит на слова этого полководца, которого послал его господин, ассирийский царь, хулить живого Бога и поносить Его словами, какие Господь, твой Бог, слышал Сам! Помолись же о тех, кто еще остался в живых».

Когда слуги царя Езекии пришли к Исайе,
 
Когда слуги царя Хизкии пришли к Исайе,

он сказал им: «Передайте господину своему то, что говорит ГОСПОДЬ: „Да не пугают тебя услышанные тобой слова, которыми поносили Меня слуги царя ассирийского.
 
Исайя велел им передать их господину то, что говорил Господь: «Не бойся услышанных тобой слов, которыми ругали Меня слуги ассирийского царя.

Я нашлю на него дух, который овладеет им, он получит весть и вернется в свою страну, а там он падет от меча по воле Моей“».2
 
Я пошлю в него некий дух, и услышит он некую весть, и тогда он вернется в свою страну, а в его стране Я сражу его мечом».

Военачальник же Синаххериба вернулся к ассирийскому царю своему, когда тот осаждал Ливну, вернулся, поскольку ему сообщили, что царь уже покинул Лахиш.
 
Тот полководец вернулся к ассирийскому царю, который как раз осаждал Ливну (ведь ему уже сообщили, что царь оставил Лахиш).

А царю сообщили, что на него идет войной Тирхака, царь Куша. Услышав это, он снова послал гонцов к Езекии.
 
А царь услышал, что на него идет войной эфиопский царь Тахарка, и тогда он послал к Хизкии гонцов,

Вот что велел он им передать царю иудейскому, Езекии: «Да не обманет тебя Бог твой, на Которого надеешься, обещая тебе, что, мол, не будет Иерусалим предан в руки ассирийского царя.
 
и вот что велел он им передать Хизкии, иудейскому царю: «Пусть не обманывает тебя твой Бог, на которого ты надеешься: мол, Иерусалим не будет предан в руки ассирийского царя.

Ведь ты же сам слышал, что сделали ассирийские цари с другими странами — предали они их заклятию, на уничтожение обрекли. А ты надеешься уцелеть?
 
Ты же слышал, что сделали ассирийские цари со всеми странами: предали их заклятию. А ты что, уцелеешь?

Уберегли ли боги те народы, которые были уничтожены предками моими, — Гозан, Харан и Рецеф, или сыновей Эдена, что жили в Телассаре?
 
Мои предки сгубили другие народы — и что, их боги уберегли их? Например, Гозан и Харан, или сынов Эдена, что жили в Телассаре?

Где теперь царь Хамата и царь Арпада, где цари города Сефарваима, Хены или Иввы?»
 
Где теперь царь Хамата и царь Арпада, цари Сефарваима, Хены или Иввы?»

Взял Езекия это послание из рук гонцов, прочитал его и пошел с ним в Храм ГОСПОДЕНЬ. Развернул Езекия свиток тот перед ГОСПОДОМ
 
Хизкия взял послание из рук гонцов и прочитал его. А потом Хизкия пошел в Храм Господень и развернул его перед Господом.

и так молился Ему:
 
Так молился Хизкия Господу:

«ГОСПОДЬ Воинств, Бог Израилев, над херувимами восседающий! Ты один над всеми царствами земли, Ты небо и землю сотворил!
 
— Господи, Боже Воинств, сидящий на херувимах! Ты Один над всеми царствами земли, ты небо и землю сотворил!

Внемли, ГОСПОДИ, и услышь, открой, ГОСПОДИ, очи Твои и узри! Услышь слова Синаххериба, который послал своих людей поносить Тебя, Живого Бога.
 
Вслушайся, Господи, и Ты услышишь, всмотрись, и ты увидишь, какими словами поносил Живого Бога через своих вестников Синаххериб.

Ведь и вправду, ГОСПОДИ, обратили в развалины цари ассирийские все страны и земли их опустошили,
 
И вправду, Господи, опустошили цари ассирийские все страны и их земли,

побросали богов их в огонь и уничтожили их. (Но ведь то не боги были, а творение рук человеческих — лишь дерево и камень.)
 
побросали богов их в огонь (но ведь то не боги, а творение рук человеческих, дерево и камень), уничтожили их.

Но Ты, ГОСПОДИ, Боже наш, спаси нас от рук его, и тогда узнают все царства на земле, что один Ты — ГОСПОДЬ».
 
Но Ты, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что один Ты — Господь.

А Исайя, сын Амоца, послал передать Езекии такие слова ГОСПОДА, Бога Израиля: «Ты взывал ко Мне о Синаххерибе, ассирийском царе,
 
А Исайя, сын Амоца, послал передать Хизкии такие слова Господа, Бога Израиля:— Ты молился мне о Синаххерибе, ассирийском царе,

и вот что изрек о нем ГОСПОДЬ: „Смеется над тобой, презирает тебя дева, дочь Сиона,3 качает головой тебе вслед дочь Иерусалима!
 
и вот какое слово изрек на него Господь:«Презирает тебя, смеется над тобойдевственная дочь Сиона,качает головой тебе вследдочь Иерусалима!

Кого поносил ты, Кого хулил, на Кого голос возвысил, на Кого смотрел свысока? На Святого Бога Израиля?
 
Кого это ты поносил, Кого хулил,на Кого возвысил голос,на Кого смотрел свысока?На Святыню Израиля?

Через слуг своих ты Владыку поносил, хвастался: „Множеством колесниц своих я горы покорил, добрался и до дальних отрогов Ливана, срубил высокие кедры его и лучшие кипарисы, добрался до вершин удаленных и до цветущего леса его;
 
Устами своих слуг ты поносил Господа,говорил: “множеством колесниц я горы покорил,добрался до дальних отрогов Ливана,срубил высокие его кедры,лучшие его кипарисы,дошел до удаленных вершин,до цветущего его леса;

копал я колодцы в чужой стране4 и воду из них пил; стопами ног своих осушал все египетские реки“.
 
копал я колодцы в чужой странеи воду из них пил,стопами ног своихосушал египетские реки”.

Но разве не слышал ты, что издавна Я это сотворил, издревле замыслил, а ныне свершил? Потому и обращаешь ты городские твердыни в груды развалин.
 
Разве не слышал ты,что издавна Я это сотворил,издревле замыслил,а ныне свершил?Потому и обращаешь ты твердыни городскиев груды развалин.

Бессильны жители их, в замешательстве они и в смятении, уподобились траве полевой, зелени, траве, что на крышах растет5 и засыхает прежде, чем колос даст.
 
Жители их бессильны,опозорены и разбиты,как полевая трава, как зелень,как трава, выросшая на крыше,что засохнет прежде, чем даст колос.

На месте ли ты стоишь, уходишь иль возвращаешься — всё это Я знаю, как знаю и то, что ты весь в ярости против Меня.
 
Остаешься ли ты на месте,уходишь или возвращаешься —все это Я знаю,знаю и то, как на Меня яришься.

За гнев твой против Меня, за дерзость, которая достигла слуха Моего, — продену тебе кольцо в нос, в рот тебе вложу удила и отправлю тебя назад той же дорогой“.
 
За то, что на Меня ты разъярилсяи похвальба твоя достигла Моего слуха —продену тебе в нос Свое кольцо,в рот тебе вложу Свои удила,отправлю тебя назад той же дорогой».

Тебе же, Езекия, будет такое знамение: в этот год только то ешьте, что само родится, и на следующий — самородный хлеб, а уж на третий год и сейте, и жните; виноградники вновь разбивайте и плоды с них ешьте.
 
А тебе, Хизкия, такое знамение:в этот год ешьте, что само родится,и на следующий — самородный хлеб,а на третий год сейте и жните,виноградники разбивайтеи урожай с них ешьте.

Снова пустит тогда уцелевший остаток дома Иуды глубоко свои корни — крона его принесет плоды обильные.
 
Уцелевший остаток дома Иудыснова пустит вглубь свои корни,плоды принесет его крона.

Ведь из Иерусалима выйдет остаток, с горы Сион — уцелевшие. Безраздельной любовью к народу Своему 6 ГОСПОДЬ Воинств свершит это».
 
Остаток выйдет из Иерусалима,уцелевшие — с горы Сионской,ревность Господа Воинств сделает это.

Потому говорит ГОСПОДЬ про царя ассирийского: «Не войти ему в город сей, стрелами не достать, со щитами не приблизиться, вала у стен его не насыпать.
 
Потому вот что говорит Господь об ассирийском царе:«Не войти ему в этот город,не разить его стрелами,щита к нему не приблизить,вала против него не насыпать.

По какой дороге пришел он, по той ему и возвратиться, а в город этот ему не войти, — так говорит ГОСПОДЬ, —
 
По какой дороге он пришел,по той обратно возвратиться,а в город этот ему не войти —пророчество Господа!

ибо Я сохраню этот город, сберегу его ради Себя и ради слуги7 Моего Давида».
 
Я сохраню этот город,сберегу Его для Самого Себяи для раба Моего Давида».

Тогда выступил ангел ГОСПОДЕНЬ и сразил в ассирийском лагере сто восемьдесят пять тысяч человек — к рассвету все были мертвы, всюду лежали трупы!
 
Тогда выступил ангел Господень и поразил в ассирийском лагере сто восемьдесят пять тысяч человек — едва рассвело, всюду лежали трупы!

И тогда Синаххериб, ассирийский царь, отступил и возвратился в Ниневию, где и остался.
 
После этого Синаххериб, ассирийский царь, отступил и вернулся в Ниневию, где и оставался.

Однажды, когда совершал он поклонение в капище своего бога Нисроха, сыновья его Адраммелех и Сарецер сразили его мечом,8 а сами бежали в страну Урарту.9 Править стал после него сын его Асархаддон.
 
Однажды, когда он совершал поклонение в храме своего бога Нисроха, его сыновья Адрамелех и Шарецер сразили его мечом, а сами бежали в страну Урарту. Вместо него стал править его сын Асархаддон.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: дом; то же в ст. 14.
7  [2] — Или (ближе к букв.): там Я устрою так, чтобы он пал от меча.
22  [3] — Дева, дочь Сиона — поэтическое обозначение Иерусалима (см. также Плач 2:13).
25  [4] — В масоретском тексте нет слов «в чужой стране»; так в рукописях Мертвого моря.
27  [5] — В друг. рукописях: как трава на земляных террасах.
32  [6] — Или: ревностью.
35  [7] — Или: раба.
38  [8] — Вероятная дата убийства Синаххериба — 681 г. до Р. Х. Внебиблейские источники тоже говорят об убийстве правителя, хотя и упоминают только одного убийцу.
38  [9] — Масоретский текст: Арарат.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.