Иеремия 49 глава

Книга пророка Иеремии
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Об аммонитянах1 так говорит ГОСПОДЬ: «Разве нет у Израиля сыновей или наследника нет у него? Так почему же идол аммонитян Милхом захватил владения Гада и народ его в городах Гада поселился?
 

Придет время, — говорит ГОСПОДЬ, — когда Я повелю клич боевой издать, призывающий на войну против Раввы, против города сыновей Аммона; и превратится он в груду развалин, и дочери его2 в огне сгорят, и возвратит Израиль земли свои,3 — говорит ГОСПОДЬ. —
 

Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай, стенайте, дочери Раввы, препояшьтесь вретищем, рыдайте, в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,4 потому что уведут Милхома в плен, и жрецов его, и всю знать.
 

Что ты хвалишься своими долинами? Иссякнет сила твоя, дочь-отступница. Ты полагалась на сокровища свои, говорила: „Кто выступит против меня?“
 

Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, — говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, — придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, — все вы изгнаны будете, повсюду рассеяны, и не найдется того, кто собрал бы воедино странников.
 

Но после этого верну Я аммонитянам всё утраченное ими», — это слово ГОСПОДНЕ.
 

Об Эдоме так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Разве нет более мудрости на Темане,5 или здравые советы перевелись у разумных, или же мудрость покинула их?6
 

Поверните назад и бегите, укройтесь в ущельях, жители Дедана! Я подвергну его бедствиям Исава, пришло время, и Я взыщу с него.
 

Когда бы твой виноградник обирали, разве не оставили бы хоть немного ягод? И если бы воры ночные пришли, они украли бы столько, сколько им нужно.
 

Я же донага раздел Исава, обнаружил тайники его, он нигде не может укрыться; истреблены и потомки, и братья его, и соседей у него не осталось.
 

Но оставь сирот своих, Я сохраню им жизнь, и вдовы твои на Меня пусть уповают».
 

Так говорит ГОСПОДЬ: «Даже те, кто не заслужил испить эту чашу, вынуждены испить ее; так неужели ты избегнешь наказания? Нет, не избегнешь ты наказания — выпьешь ее до самого дна.
 

Ибо Я поклялся, — это слово ГОСПОДНЕ, — что Боцра7 будет наводить на окружающих ужас, станет посмешищем, руинами, проклятьем, и все города ее превратятся навеки в развалины».
 

Слышал я весть от ГОСПОДА, и вестник был послан к народам: «Собирайтесь и наступайте на Эдом, поднимайтесь на бой!
 

Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов, презираемым средь людей.
 

Ты думал, что внушаешь ужас, но обольстило тебя гордое сердце твое, живущий в расселинах скал обладатель горных высот. Свей ты гнездо свое так высоко, как орел, низвергну тебя и оттуда, — это ГОСПОДА слово. —
 

Сделает Эдом свою страну устрашением для других, и всякий прохожий ужаснется и присвистнет, увидев, какие наказания8 они понесли ».
 

Так же было, когда ГОСПОДЬ уничтожил Содом и Гоморру и окрестные города, и сказал ГОСПОДЬ: «Да не поселится там человек, и никто уж не будет искать там пристанища.
 

Подобно льву, что поднимается от верховьев Иордана к сочным лугам, Я всполошу, разгоню их, а избранника Своего поставлю над ним. Ибо кто Мне подобен? Кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?»
 

Потому послушайте о замысле ГОСПОДА, что Он задумал об Эдоме, и о намерении Его, что Он решил о жителях Темана: непременно похитят ягнят из стада сего, и вся паства будет поражена участью, их постигшей.9
 

От звука паденья их задрожит земля, а крик их слышен будет до самого Красного моря.
 

Он взмоет ввысь, как орел, и будет парить, простирая крылья над Боцрой, и сердца эдомских воинов в тот день затрепещут, как сердце роженицы.
 

О Дамаске. «Трепет охватил Хамат и Арпад,10 ибо дошли до них слухи о бедствии, мечутся они в страхе,11 подобно волнующемуся морю, что стихнуть никак не может.
 

Сник Дамаск, задрожал, приготовился к бегству. Мука и боль объяла его, как роженицу.
 

Как оказался заброшен город, столь восхваляемый раньше, поселенье отрады Моей?
 

Падут его юноши на площадях, и все воины его погибнут в тот день, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
 

Я предам огню стены Дамаска, и пожрет он чертоги Бен-Хадада».12
 

О Кедаре и царствах Хацора,13 которые разбил Навуходоносор, царь вавилонский, так говорит ГОСПОДЬ: «Восстаньте, наступайте на Кедар, разорите сынов Востока!
 

Отнимите у них шатры и стада, покрывала их и всю утварь, заберите их верблюдов. Пусть кричат им: „Ужас кругом!“
 

Бегите, скитайтесь вдали, укройтесь в отдаленных ущельях, жители Хацора, — это ГОСПОДА слово, — ибо Навуходоносор, царь вавилонский, имеет замысел против вас и намерение свое решил осуществить.
 

Поднимайтесь, выступайте против народа благополучного, живущего беспечно, — говорит ГОСПОДЬ. — Нет у них ни дверей, ни запоров, живут они от всех в стороне.
 

Но похищены будут верблюды их, несметные стада их добычей станут, на все четыре стороны14 развею Я народ с выстриженными висками и со всех сторон обрушу на них бедствия, — говорит ГОСПОДЬ. —
 

И станет Хацор прибежищем для шакалов, вечным запустением, так что не поселится там человек и никто не будет искать там пристанища».
 

Слово ГОСПОДНЕ, которое было пророку Иеремии об Эламе.15 В начале правления Седекии, царя иудейского, сказано было ему:
 

«Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Я переломлю лук Элама, главную силу его.
 

Пошлю на Элам четыре ветра с четырех сторон небес и развею его по всем этим ветрам, и не будет такого народа, к которому бы не бежали изгнанники Элама.
 

Я повергну Элам в ужас пред их врагами и перед теми, кто жаждет их смерти, подвергну их бедствию, ярости гнева Моего, — это ГОСПОДА слово. — И пошлю меч им вслед до полного их истребления.
 

И возведу престол Мой в Эламе, а царя и знать уничтожу, — говорит ГОСПОДЬ. —
 

Но в последние дни Я верну Эламу всё утраченное им“», — таково слово ГОСПОДА.
 

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Аммон был небольшим царством к северо-востоку от Моава, которое постоянно вступало в военные конфликты в Заиорданье с племенами Рувима, Гада и Манассии из-за территориальных прав на земли к северу и к югу от потока Яввок. Центром Аммона был город Равва (современный Амман). После выселения израильтян из Заиорданья в 733 г. до Р. Х. аммонитяне завладели их городами (49:1). Как и Моав, Аммон сначала подчинялся Навуходоносору и поддерживал его в походах против Иудеи (4Цар 24:2). Но в 594 г. до Р. Х. он вместе с Моавом и Эдомом восстал против Вавилона (27:3). Согласно Иосифу Флавию, Аммон был побежден Навуходоносором в 582 г. до Р. Х.
2  [2] — Или: дочерние поселения. В таргумах и Пешитте: поселения ее, в LXX: жертвенники.
2  [3] — Здесь присутствует игра слов: «отнимет у того, кто раньше отнял».
3  [4] — Друг. чтение: бродите с порезами (на теле).
7  [5] — Теман — имя одного из потомков Исава и одного из родов эдомитян. Этим именем также называлась северная часть страны Эдом, в которой проживали потомки этого рода (ср. Быт 36:11,15,34). Здесь Теман — символ всей страны Эдом, как и Боцра (см. ст. 13, ср. также Иер 49:20; Иез 25:13).
7  [6] — Букв.: испорчена / прогнила.
13  [7] — Вместо «Боцра» LXX переводит «внутри него», т. е. Эдома.
17  [8] — Букв.: удары.
20  [9] — Или: Я опустошу их пастбища из-за них.
23  [10] — Букв.: в стыде Хамат и Арпад. Г. Хамат на р. Оронт в 183 км севернее Дамаска и г. Арпад, расположенный на 158 км дальше к северу, лежали на пути завоевателей с севера, Ассирии и Вавилона.
23  [11] — Букв.: растаяли / оробели.
27  [12] — Речь идет о царской династии, правившей Арамеей с 843 г. до Р. Х. (ср. 4Цар 8:7−15), и о сыне Хазаэля, Бен-Хададе (4Цар 13:3,24). Такое же имя носил ряд царей Сирии.
28  [13] — LXX: царица двора. Кедар и Хацор служат здесь для обозначения кочевых арабских племен.
32  [14] — Букв.: по всем ветрам.
34  [15] — Элам — страна с восточной стороны р. Тигр (на юго-западе современного Ирана) со столицей в г. Сузы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.