По Матфею 22 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

И вновь Иисус обратился к ним в притчах:
 
А Иисус продолжил говорить с ними притчами. Он сказал:

«Представление о Царстве Небесном может дать то, что произошло с одним царем, который устроил для сына своего свадебный пир.
 
— Вот чему подобно Царство Небес: один человек-царь справлял свадьбу своего сына.

Он послал своих слуг собрать гостей, званных на пир, но те не захотели прийти.
 
Он разослал своих слуг позвать тех, кого он приглашал на свадьбу, но те не захотели прийти.

Послал он других слуг, наказав им: „Скажите званым: вот, я приготовил обед мой. Быки мои и откормленный скот заколоты, всё готово. Приходите на свадебный пир!“
 
Тогда он отправил других слуг передать приглашенным: «Пиршественный стол у меня уже накрыт, тельцы откормлены на убой и заколоты, так что всё готово. Поспешите на свадьбу!»

Но те опять оставили его слова без внимания. Иные из них разошлись: кто на поле свое, кто по торговым делам;
 
Но те никак не отозвались на приглашение: кто отправился на свое поле, кто продолжил торговать.

оставшиеся же схватили слуг его и, надругавшись, убили их.
 
Были среди них и такие, кто хватал царских слуг, издевался над ними и убивал.

Разгневанный царь послал войска свои, приказав истребить тех убийц, а город их сжечь.
 
А царь разгневался и послал свое войско перебить тех убийц и сжечь их город.

А слугам своим потом сказал: „Свадебный пир готов, но гости, мной приглашенные, оказались его недостойны.
 
И вот говорит он своим слугам: «Всё уже готово к свадьбе, а приглашенные оказались недостойны.

Ступайте же на распутья1 и, кого найдете, зовите на свадебный пир“.
 
Так ступайте же теперь по дорогам и кого только ни встретите на перекрестках — зовите на свадьбу!»

Слуги пошли по дорогам и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых. Зал наполнился наконец гостями.
 
Слуги пошли по дорогам и привели всех, кого только повстречали: и злых и добрых, — так что не осталось на пиру пустого места.

Но когда царь вошел посмотреть на собравшихся, он увидел там человека, одетого не в свадебную одежду,
 
А когда царь вошел на пир посмотреть на гостей, он заметил там человека, одетого не по-праздничному.

и спросил его: „Друг! Как случилось, что ты вошел сюда не в свадебной одежде?“ Тот молчал.
 
Он обратился к тому с вопросом: «Что же ты пришел сюда, приятель, а к празднику не нарядился?» Тот молчал.

Тогда царь велел слугам: „Свяжите ему руки и ноги и выбросите его вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
 
Тогда царь велел распорядителям: «Свяжите его по ногам и рукам и выбросьте наружу, во тьму, где будут рыдать и скрежетать зубами».

Ибо много званых, но мало избранных».
 
Много кто призван, но мало кто избран.

Фарисеи ушли и сговорились о том, как им поймать Иисуса на слове.
 
На этом фарисеи ушли и сговорились подловить Его на слове.

Они подослали к Нему учеников своих вместе со сторонниками Ирода. «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь, — сказали они, — и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.2
 
Они подослали к Нему своих учеников и сторонников Ирода с вопросом:— Учитель, мы знаем, что Ты привержен истине и ни от кого не зависишь. Невзирая на лица, Ты поистине учишь Божьему пути.

Так скажи нам, как Ты считаешь: позволительно платить налог кесарю или нет?»
 
Скажи нам, как Ты считаешь: допустимо ли отдавать Цезарю подушную подать или нет?

Но Иисус, зная их умысел злой, сказал: «Зачем расставляете Мне сети, лицемеры?
 
А Иисус, понимая их злой умысел, сказал им:— Что вы Меня испытываете, лицемеры?

Покажите монету, которой платят налог». Они подали Ему денарий.
 
Покажите-ка Мне монету, которой платят подать.Они протянули ему денарий.

Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?»
 
А Он их спрашивает:— Чье это изображение, чья надпись?

«Кесаря», — ответили они. «Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу», — сказал Он им.
 
Говорят Ему:— Цезаря.Он им в ответ:— Что Цезарево — то отдайте Цезарю, а что Божье — то Богу.

Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
 
Они выслушали это с изумлением и ушли, оставив Его в покое.

В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его:
 
В тот же день пришли к Нему саддукеи (они считают, что воскресения мертвых не будет) и спросили Его:

«Учитель! Моисей сказал: „Если кто-нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата своего“.3
 
— Учитель, Моисей повелел: если кто умрет женатым, но бездетным, пусть его вдову возьмет в жены его брат и так восстановит для него потомство.

Было же у нас семь братьев. И первый, женившись, скончался бездетным и оставил жену своему брату.
 
Было среди нас семь братьев, первый умер женатым, но потомства у него не было, так что жену он оставил брату.

То же случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью.
 
Точно так же и второй, и третий, вплоть до седьмого.

А после всех умерла и та женщина.
 
А после всех умерла и та женщина.

В день, когда мертвые воскреснут, женой кому из этих семи она будет, ведь все они были ее мужьями?»
 
Итак, когда воскреснут мертвые, кому из семерых будет она женой? Ведь все они были на ней женаты.

Иисус же ответил им: «Заблуждаетесь вы, не зная Писания и силы Божией.
 
Иисус сказал им в ответ:— Вы заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни силы Божьей.

После воскресения уже не женятся, не выходят замуж, но живут, как ангелы в Небе.
 
После воскресения не будут люди жениться, а будут подобны ангелам небесным.

А что до воскресения мертвых, то неужели вы не читали того, что Бог вам сказал:
 
Что же до воскресения мертвых, разве не читали вы, как обратился к вам Бог?

Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова4? Он — не мертвых Бог, а живых».
 
«Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Он — не бог мертвых, но Бог живых!

Услышав это, народ не переставал дивиться тому, как и чему Он учил.
 
Слышавший это народ поражался тому, как учит Иисус.

Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него,
 
Фарисеи тоже это услышали и им понравилось, что Он заставил саддукеев замолчать. Они сговорились меж собой,

и один из них, [законник], испытывая5 Его, спросил:
 
и вот один из них, знаток закона, решил испытать Иисуса и спросил:

«Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»
 
— Какая заповедь в законе самая великая?

Иисус сказал ему: «„Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумом своим“,6
 
Иисус ответил ему:— «Полюби Господа Бога твоего от всего сердца и от всей души, и всем разумом!»

вот первая и самая главная заповедь.
 
Это самая великая, первейшая заповедь.

Вторая подобна ей: „Люби ближнего своего, как самого себя“.7
 
А на втором месте — подобная ей: «Полюби ближнего как самого себя».

Весь Закон и пророки на этих двух заповедях стоят».
 
В этих двух заповедях заключается весь закон и все пророки.

Когда же вокруг собрались фарисеи, Иисус спросил у них:
 
Видя, что фарисеи собрались вместе, Иисус Сам спросил их:

«Что думаете вы о Мессии?8 Чей сын Он?» «Давидов», — ответили они.
 
— Что вы думаете о Христе — чей Он сын?Отвечают:— Давида.

«Если так, — сказал Иисус им на это, — почему же Давид, движимый Духом Божиим, называет Его Господом, говоря:
 
Говорит им:— Отчего же Давид по внушению Святого Духа сам называет Его Господом?

Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою, доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим9?
 
«Сказал Господь Господу моему: “Воссядь от Меня по правую руку, и врагов Твоих Я повергну под ноги Тебе”».

Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»
 
Так если Давид называет Его Господом, как же Он может быть Давиду сыном?

И ни один из них не мог Ему на это ответить. С того дня никто уже больше не решался задавать Ему вопросы.
 
На это никто не смог ничего Иисусу ответить. И с этого дня уже никто не осмеливался спрашивать Его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Здесь говорится о тех местах, где городские улицы, выходя за пределы города, переходят в сельские дороги.
16  [2] — Букв.: ибо не смотришь на лицо людей.
24  [3] — Втор 25:5.
32  [4] — Исх 3:6.
35  [5] — Или: искушая.
37  [6] — Втор 6:5.
39  [7] — Лев 19:18.
42  [8] — Или: о Христе.
44  [9] — Пс 110 (109):1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.