По Марку 12 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

И Он стал говорить им в притчах:1 «Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
 
Иисус стал говорить с ними притчами:— Один человек насадил виноградник, обнес его оградой, выкопал углубление, чтобы давить в нем виноград, построил башню и отдал внаем земледельцам, а сам оттуда отошел.

Во время сбора урожая послал он к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из виноградника,
 
В должный срок отправил он к земледельцам слугу, чтобы получить свою долю урожая с виноградника

но те, схватив слугу, избили его и выгнали, не дав ему ничего.
 
а они его схватили, избили и отослали ни с чем.

Он послал к ним другого слугу, но того они и по голове били, и глумились над ним.
 
Тогда он отправил к ним другого слугу, но и над этим издевались, били его по голове.

Хозяин послал еще одного — они взяли и убили его. Он посылал и многих других: одних они избивали, других — убивали.
 
Послал третьего — его убили, и с прочими поступили так же: избивали их, некоторых и до смерти.

Еще один был у него, кого он мог послать: сын его возлюбленный. Он послал его к ним последним, говоря себе: „Уж сына-то моего они уважат“.2
 
Был у того человека любимый сын, и вот наконец он послал к ним своего сына, решив, что уж к нему-то они отнесутся с уважением.

Но те виноградари сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его, и наследство станет нашим!“
 
А эти земледельцы решили меж собой так: «Вот и наследник! Убьем его и сами вступим в наследство».

И, схватив его, убили и выбросили из виноградника.
 
Схватили его, убили и тело выбросили из виноградника.

Что сделает [теперь] хозяин виноградника? Придет он и предаст смерти виноградарей, а виноградник отдаст другим.
 
Как же поступит владелец виноградника? Придет и казнит земледельцев, а виноградник отдаст другим.

Или вы никогда не читали в Писании: „Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем;
 
Разве не читали вы об этом в Писании? «Камень, что строители отвергли — он-то и стал краеугольным,

Господом сделано это, и чудом кажется нам3
 
вышло так по воле Господней, с удивлением мы взираем на это».

Они поняли, что о них говорил Он эту притчу, и хотели было схватить Его, но побоялись народа. Оставив Его, они ушли.
 
Иисуса хотели тогда схватить, ведь вожди поняли, что эту притчу Он рассказал о них. Но они остерегались народа, так что пока оставили Его и сами ушли.

И подослали к Нему некоторых из фарисеев и приверженцев Ирода, чтобы те поймали Его на слове.
 
Зато подослали к Нему некоторых фарисеев и сторонников Ирода, чтобы они подловили Его на слове.

Они пришли и сказали Ему: «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.4 Скажи нам, позволительно ли платить налог кесарю или нет? Платить нам или не платить?»
 
Они подходят к Иисусу и говорят:— Учитель, мы знаем, что Ты привержен истине и ни от кого не зависишь. Невзирая на лица, Ты поистине учишь Божьему пути. Так допустимо ли отдавать Цезарю подушную подать или нет? Платить нам ему или не платить?

Он же, зная их лицемерие, сказал им: «Зачем расставляете Мне сети? Покажите Мне денарий».
 
А Он, понимая всё их притворство, сказал им:— Что вы Меня испытываете? Протяните-ка Мне денарий — посмотреть.

Они принесли один денарий, и Он спросил их: «Чье это изображение и надпись?» «Кесаря», — ответили они Ему.
 
Они протянули. А Он их спрашивает:— Чье это изображение, чья надпись?Они Ему ответили:— Цезаря.

Тогда Иисус сказал им: «Так и отдавайте: кесарево — кесарю, а Божие — Богу!» Этот ответ их очень удивил.
 
Иисус им сказал:— Что Цезарево — то отдайте Цезарю, а что Божье — то Богу.Их это поразило.

Также и саддукеи,5 которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, пришли к Иисусу и спросили Его:
 
Приходят к Нему саддукеи (они считают, что воскресения мертвых не будет) и спрашивают Его:

«Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат умрет бездетным и оставит жену свою вдовой, то пусть другой брат его возьмет ее в жены и продолжит род брата своего“.6
 
— Учитель, Моисей нам написал: если у кого умрет брат и оставит бездетную вдову, то пусть такой человек женится на вдове брата и так восстановит для него потомство.

Было семь братьев. Первый женился и умер, не оставив после себя детей;
 
Было семь братьев, первый женился и умер, не оставив потомства.

тогда второй взял ее в жены, но также умер бездетным. Также и третий и остальные,
 
На вдове женился другой, но тоже умер, не оставив потомства, точно так же и третий.

и у всех семерых не было детей. После всех умерла и жена.
 
Никто из семерых потомства не оставил, а после всех умерла и та женщина.

А при воскресении мертвых [когда воскреснут они], чьей женой она будет? Ведь все семеро были женаты на ней».
 
Когда воскреснут мертвые, чьей она будет женой? Ведь все семеро были на ней женаты.

Иисус же сказал им: «Не потому ли вы заблуждаетесь, что не знаете ни Писаний, ни силы Божией?
 
Иисус им сказал:— Так вот из-за чего вы заблуждаетесь, не зная ни Писаний, ни силы Божьей?

Ибо когда воскреснут мертвые, не будут ни жениться, ни выходить замуж, но как ангелы будут в Небесах.
 
Когда воскреснут мертвые, не будут они жениться или выходить замуж, а будут подобны ангелам небесным.

А о том, что мертвые воскресают,7 разве не читали вы в книге Моисея о горящем кусте, как сказал тогда Бог Моисею: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова?“8
 
Что же до воскресения мертвых, разве не читали вы у Моисея в книге, как обратился к нему Бог из горящего куста? «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».

Он — не мертвых Бог, а живых. Вы сильно заблуждаетесь».
 
Он — не бог мертвых, но Бог живых! Сильно вы заблуждаетесь.

Тогда к Нему подошел один из книжников, который слышал эти рассуждения, и, заметив, как хорошо отвечал им Иисус, спросил Его: «Из всех заповедей какая самая главная?»
 
Подошел к Нему один из книжников. Он слышал эти расспросы и видел, как хорошо Иисус отвечал на них, и сам спросил Его:— Какая заповедь на первом месте среди прочих?

Иисус ответил: «Первая заповедь такая: „Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь единый,
 
Иисус ответил:— На первом: «Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь Единый!

и ты люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, и всей душою своею, и всем умом своим, и всеми силами своими“.9
 
Полюби Господа Бога твоего от всего сердца и от всей души, всем разумом полюби, изо всех сил!»

А вторая: „Ближнего своего люби, как самого себя“.10 Важнее этих заповедей нет».
 
А на втором: «Полюби ближнего, как самого себя». Нет никакой заповеди важней этих.

И сказал Ему книжник: «Хорошо, Учитель! Верно Ты сказал, что Господь един и нет другого, кроме Него,
 
Книжник Ему сказал:— Верно, учитель! Истину ты сказал: Бог Един, и нет никакого другого, кроме Него.

и что любить Его всем сердцем, всем разумом11 и всеми силами, и ближнего любить, как себя самого, — важнее всех жертв всесожжения и остальных жертв».
 
Любить Его от всего сердца и от всей души, всем умом любить, изо всех сил, и любить ближнего, как себя — это важнее всех жертв и всесожжений.

Иисус, увидев, что тот так разумно ответил, сказал ему: «Недалеко ты от Царства Божьего». Больше никто не решался задавать Ему вопросы.
 
А Иисус, видя, как благоразумно тот ответил, сказал ему:— Недалеко ты от Царства Божьего!И больше никто не смел Его ни о чем расспрашивать.

Позже, когда Иисус учил в Храме, Он сказал: «Как могут книжники говорить, что Мессия12 — сын Давидов?
 
Тогда уже Иисус стал наставлять их прямо в Храме:— Книжники говорят, что Христос — Сын Давида, не так ли?

Ведь сам Давид, движимый Духом Святым, провозгласил: „Сказал Господь Господу моему: „Сядь по правую руку Мою, доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“.13
 
А сам Давид по внушению Святого Духа говорит: «Сказал Господь Господу моему: “Воссядь от Меня по правую руку, и врагов Твоих Я повергну под ноги Тебе”».

Давид сам называет Его Господом, как же Он тогда может быть сыном его?» Большая толпа народа охотно слушала Иисуса.
 
Если Давид сам называет Его Господом, как же Он может быть Давиду сыном?Множество народа охотно слушало Его.

Учив их, Он говорил: «Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,14
 
И Он наставлял их так:— Опасайтесь книжников, которым нравится прогуливаться в своих нарядах и слушать приветствия на площадях,

любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
 
председательствовать в синагогах и занимать первые места на пиршествах —

Они наживаются за счет15 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
 
но при этом они пожирают имущество вдов, зато молятся подольше, напоказ. Тем более суровый ждет их приговор!

Сев напротив храмовой сокровищницы, Он смотрел, как народ опускает в нее монеты. Многие, богатые люди, клали помногу;
 
Потом Он сел напротив места сбора пожертвований и смотрел, как народ оставлял там медные монеты. Многие богачи положили туда много денег,

и одна бедная вдова, подойдя, положила лишь две лепты, что равняется одному кодранту.16
 
а потом пришла бедная вдова и положила две лепты, то есть один кодрант.

Тогда Иисус, подозвав учеников Своих, сказал им: «Поверьте Мне, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал деньги в сокровищницу.
 
Подозвав Своих учеников, Он сказал им:— Аминь говорю вам: эта бедная вдова оставила больше всех остальных:

Ибо все они от избытка своего положили, а она, при всей своей бедности, положила всё, что было у нее на жизнь».
 
прочие делились тем, что имели в избытке, а она — тем, чего недоставало. Что у нее было, она полностью оставила здесь — всё свое имущество.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: говорить им притчами.
6  [2] — Или: устыдятся сына моего.
11  [3] — Пс 118 (117):22−23.
14  [4] — Букв.: Ты истинен и ни от кого не зависишь (во мнении), ибо не смотришь на лицо людей, а воистину учишь пути Божьему.
18  [5] — См. в Словаре Саддукеи.
19  [6] — Втор 25:5,6.
26  [7] — Или: пробуждаются/поднимаются.
26  [8] — Исх 3:2,6. См. в Словаре Авраам, Исаак и Иаков.
30  [9] — Втор 6:4,5; некот. рукописи добавляют: вот первая заповедь.
31  [10] — Лев 19:18.
33  [11] — Некот. рукописи добавляют: и всей душой.
35  [12] — Греч.: Христос.
36  [13] — Пс 110 (109):1.
38  [14] — Или: народных собраниях.
40  [15] — Букв.: поедают дома.
42  [16] — Кодрант — самая мелкая римская медная монета в эпоху НЗ.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.