По Марку 4 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

И снова учил Он у моря; и собралось к Нему так много людей, что Ему пришлось сесть в лодку. Лодка была на воде, а весь народ стоял на берегу моря.
 
И снова стал Он учить на морском берегу. Собралась к Нему огромная толпа, так что пришлось Ему сесть в лодку на воде, а вся толпа оставалась на морском побережье.

Многому учил их Иисус, прибегая к притчам. И, учив их, говорил:
 
Он наставлял их многими притчами, и вот каким было Его наставление:

«Послушайте: вот вышел сеятель сеять.
 
— Послушайте: вышел сеятель сеять зёрна.

Когда сеял, часть зерен упала у дороги — налетели птицы и склевали их.
 
И когда он сеял, одно зерно упало при дороге — налетели птицы, склевали его.

Другие же зерна упали на каменистую почву, где земли было очень мало. Быстро взошли они, потому что слой земли был неглубок.
 
Другое зерно попало на каменистую землю, где почвы было немного: оно сразу взошло, потому что было в земле неглубоко,

Но когда поднялось солнце, оно опалило их — без сильного корня ростки засохли.
 
но едва взошло и пригрело солнце, росток засох, потому что не укоренился.

Другие упали среди колючек, которые выросли и заглушили1 их, и не дали такие зерна плодов.
 
Еще одно зерно попало в сорняки, так что сорняки разрослись и задушили росток, не принес он плода.

Иные же зерна упали на хорошую землю, взошли они, выросли и дали урожай тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А были и такие зерна, что попали в плодородную почву и принесли урожай, когда взошли ростки: какое в тридцать, какое в шестьдесят, какое и во сто крат.

Иисус закончил словами: «У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
И добавил:— У кого есть уши, пусть услышит.

Оставшись с Ним наедине, Двенадцать и другие ученики Иисуса стали спрашивать Его о притчах.
 
А когда они остались одни, кто был вокруг Него вместе с Двенадцатью стали Его расспрашивать о значении притчи

Он ответил: «Вам тайна Царства Божьего открыта, а для тех, внешних, приходится говорить притчами,
 
и Он им ответил:— Вам доверено таинство Царства Божьего, а прочим всё открывается только в притчах:

чтобы, как того они сами пожелали, смотрели они глазами и не видели, ушами слушали и не понимали, дабы не обратились они к Богу и не были прощены».2
 
«Смотреть-то будут, да не увидят, слушать-то будут, да не поймут, А иначе бы они обратились и получили прощение».

«Вы этой притчи не поняли? — спросил учеников Иисус. — Тогда как же вы поймете другие?3
 
И говорит им:— Не поняли вы этой притчи? А как поймете остальные?

Сеятель здесь сеет слово.
 
Сеятель — он сеет Слово.

С иными, внявшими слову, бывает, как с зернами при дороге: тотчас приходит сатана и похищает у этих людей услышанное ими.4
 
Зерна, что упали при дороге — это когда Слово посеяно, но едва его услышат люди, как приходит сатана и похищает только что посеянное в них Слово.

Зерна же, упавшие на каменистую почву, — это про людей, которые, услышав слово, сразу с радостью принимают его,
 
А зерна, что попали на каменистую землю — это когда они услышат Слово и тотчас радостно его примут,

но нет у них корня, они непостоянны и тотчас же теряют веру,5 едва начинаются притеснения или гонения за слово Божие.
 
но слово не пустит корня — они переменчивы, и стоит начаться скорби или гонению за Слово, как они поддаются соблазну.

А с другими всё происходит, как с зернами, попавшими в колючки: эти люди слышат слово,
 
И еще есть зерна, что попали в сорняки — это когда они услышат слово,

однако мирские заботы, обольщение богатством и всякие другие желания поглощают6 их и заглушают слово, и оно остается бесплодным.
 
но подступят заботы о мирском, соблазн богатства и всякие прочие желания, задушат они Слово — и останется человек без плода.

Но есть и такие, с которыми бывает, как с зерном, посеянным на добрую почву: они слышат слово и принимают его, и дают урожай7 тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный».
 
А зерна, что попали в хорошую почву — это когда они выслушают Слово, примут его и принесут плод: кто в тридцать, кто в шестьдесят, а кто и во сто крат.

И продолжил Иисус: «Для чего вносят в комнату светильник: чтобы сразу накрыть его сосудом или поставить под кровать? Не для того ли приносят его, чтобы стоял он на подставке?
 
Еще сказал им:— Разве для того зажигают светильник, чтобы накрыть его горшком или поставить под кровать? Нет, ему место на подсвечнике!

Ибо нет ничего тайного, что не предназначено изначально стать явным, и если что-то скрывается, то только для того, чтобы выйти однажды на свет.
 
Не бывает, чтобы тайное не стало однажды явным, чтобы сокрытое не вышло на свет.

У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
У кого есть уши, пусть услышит.

«Вникайте в то, что слышите, — говорил им Иисус. — Ведь какой мерою вы пользуетесь,8 такой и вам будет отмерено, да еще и прибавлено будет вам.
 
Еще сказал им:— Слушайте и внимайте! Какой мерой меряете — такой и вам отмерено будет, и добавлено сверх того.

Ибо у кого много,9 тому и еще будет дано, а у того, у кого мало,10 отнимется и то, что есть у него».
 
У кого есть — тому и будет дано с избытком, а у кого нет — у того будет отнято, что имел.

«Царство Божие, — сказал Иисус, — так же возрастает, как зерна, брошенные в землю.11
 
Еще сказал:— Царство Божье — с ним так: бросил человек семя в почву,

Ночью спит человек, днем встает, а зерна тем временем прорастают, и тянутся вверх ростки, а как — человек до поры не видит.
 
спит он ночью, встает поутру, а семя пускает росток, тянется вверх, но он того не видит.

Земля же в должный срок12 приносит плод: сначала она дает зелень, потом колос, потом и полное зерно в колосе.
 
Земля плодоносит сама по себе: сперва зеленый побег, потом колос, потом он наливается зерном.

И вот созревает зерно, и за серп человек берется, ибо время жатвы пришло.
 
И когда созрел урожай, человек берется за серп, потому что настала пора жатвы.

С чем сравнить Царство Божие? Какой притчей представить его? — говорил Иисус. —
 
Еще сказал:— С чем сравнить нам Царство Божье, где найти для него подобие?

Оно, как зернышко горчичное. Когда сеют это зерно в землю, оно самое малое из всех земных семян.
 
Зернышко горчицы: когда сеют его в почву, оно меньше всех семян на земле.

Но вот всходит оно после посева и становится больше всех огородных растений, и так разрастаются ветви его, что птицы поднебесные могут гнездиться под сенью их».13
 
А когда прорастет, поднимется и станет больше всех растений в саду, раскинет могучие ветви, так что в тени его птицы небесные смогут найти приют.

С помощью многих притч, подобных этим, Иисус возвещал людям слово Божие, насколько они могли его принимать14
 
Он рассказывал им множество подобных притчей — насколько им удавалось Его понять.

(без притчи Он не учил их, а наедине ученикам Своим всё объяснял).
 
А без притчей Он с ними и не говорил, но наедине всё объяснял Своим ученикам.

А когда наступил вечер, Он предложил ученикам: «Переправимся на другой берег!»
 
Еще сказал им вечером того самого дня:— Переправимся на ту сторону.

Они оставили народ и отплыли с Иисусом,15 за ними следовали и другие лодки.
 
Они простились с народом и отплыли вместе с Ним на лодке, в которой Он сидел (а лодки там были и другие).

Вдруг началась сильная буря. Волны захлестывали лодку так, что она быстро стала наполняться водой.
 
Налетела сильная буря, волны захлестывали лодку, и она уже набрала воды —

Иисус в это время спал на корме, положив голову на сидение кормчего.16 Ученики разбудили Его и сказали: «Учитель, неужели Тебе дела нет, что мы погибаем?!»
 
а Он прилег на корме и уснул на подушке. Они Его разбудили, сказали:— Учитель, Тебя не заботит, что мы погибаем?

Он встал и усмирил ветер, а морю сказал: «Уймись, умолкни!» И прекратился ветер, и стало совершенно тихо.
 
Он поднялся — и приказал ветру, и повелел морю:— Утихни! Уймись!Ветер утих, настала полная тишина.

Тогда сказал Иисус ученикам: «Что же вы так робки? Или у вас совсем нет веры?»
 
А им сказал:— Что ж вы так боязливы? Так и нет у вас веры?

Преисполненные благоговейного страха, спрашивали они друг друга: «Кто Он, если повинуются Ему и ветер, и море?»
 
Они страшно испугались и говорили друг другу:— Да кто же Он такой, что ветер и море повинуются Ему?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
7  [1] — Букв.: задушили.
12  [2] — Ис 6:9,10.
13  [3] — Букв.: все притчи.
15  [4] — Букв.: и похищает слово, посеянное в них (в некот. рукописях: в их сердцах).
17  [5] — Или: спотыкаются и падают.
19  [6] — Букв.: входят.
20  [7] — Букв.: приносят плод.
24  [8] — Букв.: мерите.
25  [9] — Букв.: кто имеет.
25  [10] — Букв: кто не имеет.
26  [11] — Букв.: с Царством Божьим так же, как если человек бросает семя в землю.
28  [12] — Букв.: земля сама собой.
32  [13] — Sinapis nigra, или черная горчица, растет в Палестине, достигая высоты 2−4 м.
33  [14] — Букв.: слушать.
36  [15] — Букв.: взяли Его с собой, как Он был в ло дке.
38  [16] — Букв.: на (лодочной) подушке; очевидно, речь идет о низкой скамье для кормчего или кожаной подушке кормчего.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.