По Луке 11 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

В неком месте, после того, как Иисус закончил молиться, один из Его учеников попросил Его: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников».
 
Однажды Иисус молился в некотором месте, и когда Он закончил молитву, один из учеников попросил Его:— Господин, научи нас молиться, ведь Иоанн своих учеников этому научил.

Он сказал им: «Когда молитесь, говорите так: „Отче! Почитаемо да будет святое имя Твое! Да придет Твое Царство!
 
Тот ответил:— Молитесь такими словами:«Отец! Да будет свято Твое имя, да наступит Твое царство.

Хлеб наш насущный1 даруй нам на каждый день.
 
Хлеб наш насущный давай нам ежедневно

И прости нам грехи наши, ведь и мы прощаем всем, кто нам зло причиняет.2 И не дай нам впасть во искушенье!“»3
 
и прости нам грехи наши, ведь и мы прощаем должников наших, и не дай нам впасть в искушение».

Потом Он сказал им: « Скажем, у кого-то из вас есть друг, и ты пойдешь к нему посреди ночи и скажешь: „Друг, дай мне хотя бы три лепешки, я потом верну тебе.
 
И еще добавил:— Допустим, у кого-то из вас есть друг, и вот вы придете к нему среди ночи с такой просьбой: «Друг, дай мне три хлеба,

Мой приятель зашел сейчас ко мне с дороги, и мне нечего предложить ему“.
 
а то сейчас зашел ко мне приятель после долгого пути, а мне его нечем угостить».

И тот, не выходя из дома, ответит: „Не беспокой меня. Дверь уже на ночь заперта, мои дети и я уже в постели. Я не могу встать и дать тебе то, о чем просишь ».
 
И вот он вам ответит: «Не беспокой меня! Дверь заперта, дети вместе со мной в постели, я не могу встать и дать тебе хлеба».

Говорю вам, если даже он сразу и не встанет и не даст ему хлеба по дружбе с ним, всё равно поднимется и даст тому всё, что нужно, если тот проявит большую настойчивость.
 
Говорю вам: может, он не станет вставать и давать вам хлеб просто по дружбе, но ваша настойчивость его заставит встать и дать вам всё, что нужно.

И Я говорю вам: просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучитесь — и вам отворят.
 
Так что скажу вам: просите — и вам будет дано, ищите — и вы найдете, стучите — и вам отворят.

Всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
 
Кто просит — получает, кто ищет — находит, кто стучит — тому отворяют.

Неужели найдется среди вас отец, который даст сыну своему змею, когда тот попросит у него рыбы?4
 
Есть ли среди вас такой отец, чтобы в ответ на просьбу сына о рыбе дал ему вместо рыбы змею?

Или даст скорпиона, когда тот попросит яйцо?
 
Или на просьбу о яйце дал скорпиона?

Если вы, злые по своей природе люди, можете давать хорошее5 своим детям, то тем более Небесный Отец даст Духа Святого тем, кто просит у Него».
 
Хоть вы и дурные люди, но умеете давать своим детям благие дары. Насколько же вернее Отец ваш наделит Духом с неба тех, кто у Него попросит!

Однажды Иисус изгонял беса, [который был] немым;6 и когда бес вышел, то бывший одержимым7 заговорил. Народ пришел в изумление,
 
Однажды Иисус изгонял беса — это был бес немоты. Когда он вышел из немого, тот заговорил, к удивлению толпы.

но были и такие, кто говорил: «Он изгоняет бесов в союзе с Веельзевулом,8 князем бесовским».
 
И вот некоторые там сказали, что Он изгоняет бесов властью Веельзевула, главного среди них.

А другие, искушая Его, требовали от Него знамений с неба.
 
А другие Его искушали, просили у Него знамения с неба.

Он же, зная их мысли, сказал им: «Любое царство, разделенное внутренней враждой, превращается в пустыню, в таком царстве и семьи нападают одна на другую.
 
Но Он, зная, о чем они думают, сказал им:— Всякое расколовшееся царство опустеет, и расколотый дом рухнет.

Если сатана окажется в разладе с самим собой, как устоит его царство? А по-вашему выходит, что Я силой Веельзевула изгоняю бесов.
 
Если сатана разделился — как устоять его царству? Вы ведь говорите, что Я изгоняю бесов властью Веельзевула.

Если Я изгоняю бесов с помощью Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши дети? Вот они-то и произнесут свой приговор над вами.
 
И если Я изгоняю бесов властью Веельзевула, то чьей властью это делают ваши же сыновья? Вот они-то и будут вам судьями!

Если же в том, что Я изгоняю бесов, виден перст Божий,9 тогда уж точно Царство Божие пришло к вам.
 
А если Я изгоняю бесов перстом Божьим, значит, достигло вас Царство Божье.

Когда сильный человек, вооружившись, охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.
 
Если сильный и вооруженный человек охраняет свой дом, его имуществу ничто не угрожает.

Но если нападет на него тот, кто сильнее его, и победит его, то заберет у него всё оружие, на которое тот полагался, и разделит со своими друзьями отнятую у него добычу.
 
Но если придет кто-то еще сильнее и его победит, то заберет всё оружие, на которое полагался хозяин дома, а его имущество будет разделено как добыча.

Кто не со Мной, тот против Меня. И кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мной — тот против Меня, и кто не приобретает со Мной — тот теряет.

Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводным местам, ища покоя. И, не находя, говорит: „Вернусь-ка в мой дом, который я оставил!“
 
Когда оставляет человека нечистый дух, он скитается по безводной пустыне и не может найти себе покоя. И тогда решает вернуться домой, откуда вышел —

И, возвратясь, находит его выметенным и убранным.
 
и по возвращении находит этот дом пустым, прибранным и украшенным.

Тогда он идет и берет семь других духов, более злых, чем он; и они, войдя, поселяются там. И, в конце концов, человек тот оказывается в худшем положении, чем он был вначале».
 
Тогда он отправляется, прихватив семь духов еще злей, чем он сам, занимает дом и обитает там — а для человека это еще хуже, чем то, что было прежде.

Когда Иисус говорил это, одна женщина из толпы воскликнула: «Блаженна мать, родившая и вскормившая Тебя!»10
 
Еще когда Он это говорил, одна женщина из толпы воскликнула:— Благо той, кто носила Тебя во чреве и кормила грудью!

Но Он сказал: «Еще блаженнее те, кто слушает слово Божие и соблюдает его! »
 
А Он ответил:— Те, кто слышит слово Божье и соблюдает его — те еще блаженней!

Толпа вокруг Иисуса росла всё больше и больше. Тогда Он сказал: «Поколение это — нечестивое поколение. Знамения требуют,11 но не будет дано ему никакого другого знамения, кроме знамения Ионы.
 
Стали вокруг Него собираться толпы. Он обратился к ним:— Род этот — злой род: ищет знамения, но не будет ему дано иного, кроме знамения Ионы.

Ибо как Иона был знамением для ниневитян, так и Сын Человеческий — для этого рода.
 
Иона стал знамением для жителей Ниневии — таким же станет и Сын Человеческий для этого рода людей.

Царица Юга явится на суд, когда судимы будут люди12 этого поколения, и она осудит13 их, ведь она, хоть и жила на краю света, пришла послушать мудрость Соломона, а здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
 
Южная царица в день суда пробудится вместе с этим родом людей и осудит их, потому что она пришла от края земель послушать мудрость Соломонову — а здесь Тот, Кто больше Соломона.

Жители Ниневии явятся14 во время суда вместе с этим поколением и осудят15 его, ведь они покаялись от проповеди Ионы. Здесь же Тот, Кто больше Ионы.
 
В день суда ниневитяне встанут рядом с этим родом людей и осудят их, потому что проповедь Ионы привела их к покаянию — а здесь Тот, Кто больше Ионы.

Никто, зажегши светильник, не прячет его [и не ставит под сосуд], а ставит его на подставку, чтобы входящие видели свет.
 
Никто не прячет зажженный светильник в потаенном месте и не накрывает кувшином — светильник ставят на подсвечник, чтобы все, кто войдет в дом, увидели свет.

Светильник тела есть глаз твой. Если глаза твои беззлобны,16 всё тело твое наполнено светом, а если злые они — тьма во всем теле твоем.
 
Глаза дают свет всему твоему телу. Так что если взгляд твой бесхитростен, то и всё тело будет светлым, а если взгляд твой злобен, то и всё тело будет темным.

Поэтому смотри, чтобы в тебе вместо света не было тьмы.
 
Смотри, чтобы твой внутренний свет не оказался тьмой!

Если всё тело твое светом наполнено и ничего в нем темного нет, то и будет оно полностью освещено, как бывает, когда светильник своим сиянием освещает тебя».
 
Итак, если всё твое тело исполнено света и нет в нем никакой частицы тьмы, то будет оно всё светлым, как если бы освещал тебя светильник.

Когда Он закончил говорить,17 один из фарисеев попросил Его отобедать у него. Иисус вошел в дом и занял место за столом,
 
Когда Он это говорил, Его пригласил один фарисей у него отобедать. Иисус пришел и расположился за столом.

не совершив прежде ритуального омовения рук перед едой. Фарисей же, заметив это, не скрыл своего удивления.
 
Фарисей увидел, что перед обедом Он не совершил омовения, и удивился.

Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, хотя и содержите свои чаши и блюда снаружи в чистоте, внутри полны вы злобы и жадности.
 
А Господь ему сказал:— Вы, фарисеи, снаружи очищаете свои чаши и подносы, а внутри вы полны жадности и злобы.

Безумные! Не Тот ли, Кто создал внешнее, сотворил и внутреннее?
 
Безумцы! Кто сотворил внешнее — не Он ли сотворил и внутреннее?

Если бы вы давали то, что в чашах, бедным,18 всё для вас было бы чистым.
 
Что до содержимого ваших блюд — подавайте милостыню, и всё у вас будет чистым.

Но горе вам, фарисеи! Вы даете десятину с мяты, руты и всякой зелени, а позабыли о справедливости и любви к Богу. А ведь это следовало вам делать и о том не забывать.
 
Горе вам, фарисеи! Вы даете десятину с мяты, руты и прочей зелени, зато оставили в стороне правосудие и любовь Божью. Следовало бы делать одно — но и другого не оставлять!

Горе вам, фарисеи! Вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда кланяются вам на площадях.
 
Горе вам, фарисеи! Любите вы председательствовать в синагогах и собирать приветствия на площадях.

Горе вам,19 ибо вы как никем не замечаемые могилы: люди ходят по ним, не подозревая об этом ».
 
Горе вам! Вы подобны неприметным гробницам: ходят по ним люди и сами того не зная, оскверняются.

«Учитель, — возразил Ему один из законников, — говоря это, Ты и нас оскорбляешь!»
 
На это Ему сказал один из знатоков закона:— Учитель, эти Твои слова обижают и нас!

Но Он сказал: «Горе и вам, законники! Вы возлагаете на людей непосильное бремя, а сами и пальцем не прикасаетесь к нему.
 
Иисус ответил:— И вам горе, знатоки закона! Вы взваливаете на людей тяжкий и неудобный груз, а сами и одним пальцем не касаетесь этого груза.

Горе вам! Вы строите гробницы пророкам, которых убили отцы ваши.
 
Вы сооружаете гробницы для пророков, которых убили ваши отцы.

И тем самым вы свидетельствуете, что одобряете дела отцов ваших: они убивали пророков, а вы гробницы строите.
 
Так вы подтверждаете и одобряете то, что сделали ваши отцы: они пророков убили, а вы им соорудили гробницы.

Вот почему мудрость Божья изрекла: „Пошлю к ним пророков и апостолов: одних они убьют, а других будут преследовать“,
 
Потому сказала Премудрость Божья: «Я посылаю к ним пророков и апостолов, а они одних убьют, а других будут гнать.

а потому поколение это будет в ответе за кровь всех пророков, пролитую от сотворения мира:
 
Падет на них кара за всякую кровь, пролитую пророками от сотворения мира,

от крови Авеля до крови Захарии, погибшего между жертвенником и Домом Божьим. Да, говорю вам: это поколение ответит за всё.
 
от крови Авеля и до крови Захарии, погубленного между жертвенником и храмом». Да, говорю вам, спросится с этого рода людей!

Горе вам, законники! Вы присвоили ключ к знанию: сами не вошли и тем, кто хотел войти, помешали».
 
Горе вам, знатокам закона! Вы забрали себе ключи познания: и сами не входите, и тем, кто хочет войти, мешаете.

Когда Он вышел оттуда, книжники и фарисеи начали с ожесточением наступать на Него, добиваясь от Него ответов на множество вопросов,
 
Когда Иисус вышел наружу, стали на Него наседать книжники и фарисеи со своими расспросами обо всем подряд:

пытаясь поймать Его на слове.20
 
они старались подловить Его на ответе, чтобы обвинить.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: хлеб наш на день грядущий.
4  [2] — Или.: всем должникам нашим.
4  [3] — Букв.: не введи нас во искушение. В свете апостольского учения о том, что Бог «никого… не искушает» (Иак 1:12−14), эти слова молитвы, вероятно, могут пониматься как наша просьба о Божественной помощи в борьбе с искушением.
11  [4] — В некот. рукописях: какой из вас отец, если сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или рыбы — и он, вместо рыбы, подаст ему змею?
13  [5] — Букв.: благие дары.
14  [6] — Друг. возм. пер.: делавшего человека немым.
14  [7] — Букв.: немым.
15  [8] — Букв.: изгоняет бесов Веельзевулом; то же в ст. 18 и 19.
20  [9] — Букв.: если же [Я] перстом Божьим изгоняю бесов.
27  [10] — Букв.: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.
29  [11] — Или: ищут.
31  [12] — Букв.: будет поднята/воскрешена во (время) суда вместе с людьми.
31  [13] — Или: обвинит.
32  [14] — Или: поднимутся (из мертвых).
32  [15] — Или: обвинят.
34  [16] — Или: глаза твои ясны; букв.: если твой глаз прост/бесхитростен, иудейская метафора, изображающая бескорыстность и искренность побуждений.
37  [17] — Друг. возм. пер.: в то время, как Он еще говорил.
41  [18] — Друг. возм. пер.: а то, что внутри находится, отдавайте бедным; букв.: напротив, отдавайте внутреннее как милостыню.
44  [19] — Некот. рукописи добавляют: книжники и фарисеи, лицемеры.
54  [20] — Некот. рукописи добавляют: чтобы обвинить Его.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.