По Луке 14 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Однажды в субботу Иисус пришел в дом к одному из начальствующих фарисеев на обед. За Ним внимательно наблюдали.
 
Однажды в субботу Иисус пришел на обед к одному из главных фарисеев. За Иисусом внимательно наблюдали.

Как вдруг перед Ним появился человек, больной водянкой.
 
И вот перед Ним встал человек, страдавший от водянки.

Обратившись к законникам и фарисеям, Иисус спросил: «В субботу позволяется исцелять1 или нет?»
 
Тогда Иисус обратился к знатокам закона и фарисеям с таким вопросом:— Можно в субботу исцелять или нет?

Но они промолчали. Тогда Он, прикоснувшись к больному, исцелил его и отпустил домой.
 
Но они молчали. А Он прикоснулся к тому человеку, исцелил его и отпустил.

А им Он сказал: «Если у кого из вас дитя2 или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, случись это в день субботний?»
 
А им сказал:— Если у кого-то из вас сын или вол упадет в колодец, разве вы не вытащите его, пусть даже и в субботу?

И они не смогли ничего возразить Ему на это.
 
Ничего ответить на это они не смогли.

Когда Иисус заметил, что гости выбирали себе почетные места за столом, Он в поучение сказал:3
 
Иисус наблюдал, как приглашенные выбирали себе почетные места за столом, и рассказал им такую притчу:

«Если тебя пригласили на брачный пир, не занимай почетного места. Может оказаться, что приглашен еще кто-то, более почетный гость, чем ты.
 
— Когда тебя позовут к кому-нибудь на свадебный пир, не занимай самого почетного места. Вдруг окажется, что хозяин пригласил кого-то поважнее тебя.

И хозяин, пригласивший тебя и его, подойдет к тебе и скажет: „Уступи это место ему“, и ты со стыдом перейдешь на последнее место.
 
И тогда он — кто пригласил и тебя, и его — подойдет и велит тебе уступить ему место. И тебе придется с позором отправиться на самое последнее место.

Но если ты приглашен, иди и займи последнее место, и когда придет пригласивший тебя хозяин и скажет тебе: „Друг, пройди сюда, повыше“, то будет тебе оказана честь в присутствии всех, кто с тобой за столом,
 
Нет, если тебя пригласили, приходи и садись на последнее место, и тогда тебе скажет тот, кто тебя позвал: «Друг, пересядь-ка повыше» — и будет тебе оказана честь на виду у всех прочих гостей.

ибо всякий возвышающий себя будет унижен, а умаляющий себя4 — возвысится».
 
Всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто себя принижает — возвысится.

Также и фарисею, пригласившему Его, Иисус сказал: «Когда устраиваешь ты обед или ужин, не приглашай твоих друзей, братьев, прочих родственников или богатых соседей. Они в ответ непременно пригласят тебя, и в этом будет вся твоя награда.5
 
А хозяину, который Его пригласил, Иисус сказал:— Когда устраиваешь завтрак или обед, зови не своих друзей, или братьев, или родных, или богатых соседей, которые отплатят тебе таким же приглашением.

Нет, когда устраиваешь пир, приглашай бедных, хромых, слепых, увечных,
 
Нет, когда собираешь гостей на пир, зови бедных, увечных, хромых и слепых —

и блажен будешь, потому что им нечем воздать тебе, и воздастся тебе в день, когда воскреснут праведные».6
 
и будет тебе благо, ведь им нечем тебе отплатить, так что твоя награда будет ждать тебя, когда праведники воскреснут.

Услышав это, один из гостей, находившихся за столом, воскликнул: «Блажен, кто будет на пиру7 в Царстве Божием!»
 
Один из тех, кто был с Ним на пиру, услышал это и сказал:— Блажен кто будет пировать в Царстве Божьем!

Но Иисус сказал ему: «Один человек устраивал большой пир и пригласил много людей.
 
Иисус на это ответил:— Один человек устроил большое пиршество и пригласил много гостей.

И, когда пришло время,8 он послал слугу своего, чтобы тот сказал приглашенным: „Приходите, ведь всё уже готово!“
 
Когда настало время пира, он послал своего слугу сообщить приглашенным, что всё готово и пора приходить.

И тут все как один стали извиняться. Первый сказал ему: „Я купил землю и должен обязательно пойти и посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня“.
 
Но все, как один, принялись извиняться. Первый сказал: «Я купил поле, мне необходимо пойти его осмотреть, прошу меня простить».

Другой сказал: „Я купил пять пар волов и иду испытать их в работе. Прошу тебя, извини меня“.
 
Второй сказал: «Я купил пять пар волов и собираюсь их испытать в работе, прошу меня простить».

А третий сказал: „Я женился и поэтому не могу прийти“.
 
Еще один сказал: «Я только что женился и прийти не могу».

И слуга, возвратившись домой, рассказал об этом своему господину. Тогда хозяин дома разгневался и приказал слуге своему: „Пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, слепых и хромых“.
 
Слуга возвратился и пересказал всё это своему господину. Хозяин дома в гневе велел своему слуге: «Скорее пройди по городским улицам и переулкам и приведи сюда бедных, увечных, слепых и хромых».

Выполнив поручение, слуга сказал: „Господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место“.
 
Слуга доложил: «Господин, твое приказание исполнено, но места еще остались».

„Выйди из города и пройди по проселочным дорогам и вдоль изгородей, — ответил его господин, — и убеди людей прийти. Пусть дом мой гостями наполнится.
 
Тогда господин велел слуге: «Ступай по дорогам и вдоль изгородей, приводи людей, пусть наполнится мой дом!

Ибо, говорю вам, никто из тех приглашенных не будет на моем пиру!“»9
 
Говорю вам: никто из тех людей, которых я пригласил, вместе со мной пировать не будет».

Однажды, когда большая толпа шла с Иисусом, Он, повернувшись, сказал им:
 
Вместе с Иисусом шла большая толпа. Он обернулся и сказал людям:

«Кто приходит ко Мне, но любит Меня меньше, чем отца,10 мать, жену, детей, братьев и сестер, или меньше, чем саму жизнь11 свою, не может быть Моим учеником.
 
— Если кто приходит ко Мне, не отвергнув собственного отца и мать, жену и детей, братьев и сестер, даже собственную душу — тот не может быть Моим учеником.

Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
 
Кто не несет креста, на котором его распнут, и не идет за Мной следом, тот не может быть Моим учеником.

Кто из вас, желая построить башню, не сядет сначала и не подсчитает расходы: сможет ли он довести строительство до конца?
 
Если кто-то из вас захочет построить башню, разве он сначала не сядет подсчитать, какие потребуются расходы, чтобы завершить постройку?

Иначе, если он заложит основание и будет не в силах завершить, все видящие это начнут смеяться над ним
 
А иначе он заложит фундамент, но закончить стройку не сможет, а все, кто будет это наблюдать, станут над ним насмехаться

и говорить: „Этот человек начал строить и не смог закончить“.
 
и приговаривать: «Что это за человек, начал стройку, а закончить не смог!»

Или какой царь, прежде чем воевать с другим царем, не сядет и не рассмотрит сначала, сможет ли он с десятью тысячами воинов встретить врага, идущего против него с двадцатью тысячами?
 
А если какой царь захочет пойти на другого царя войной, разве он не сядет сначала посоветоваться: сможет ли он с десятью тысячами войска сразиться с тем, кто выставит против него двадцать тысяч?

Если же нет, то он отправит послов вести переговоры о мире, пока тот еще далеко.
 
Если не сможет, то отправит к тому посольство с просьбой о мире, пока он еще далеко.

Так и всякий из вас, если не готов оставить всё, что есть у него, не может быть Моим учеником.
 
Так и всякий из вас, пока не откажется от всего, что у него только есть, не может быть Моим учеником.

Да, соль хороша, но если она станет пресной, то как12 вновь сделать ее соленой?
 
Как хороша соль! Но если соль утратит вкус, чем сможете придать ей соленость?

Ни в землю, ни в удобрения она не годится — ее выбрасывают. У кого есть уши, чтобы слышать, пусть услышит!»
 
Не сгодится она ни для почвы, ни для навозной кучи — такую выбрасывают прочь. У кого есть уши, пусть слышит.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: лечить.
5  [2] — Или: сын; в некот. рукописях: осел.
7  [3] — Букв.: сказал им притчу.
11  [4] — Или: смиряющий себя.
12  [5] — Или: пригласят и воздадут тебе за сделанное тобой.
14  [6] — Букв.: в воскресение праведных.
15  [7] — Букв.: будет есть хлеб.
17  [8] — Букв.: в час ужина.
24  [9] — Некот. рукописи добавляют: ибо много званых, но мало избранных.
26  [10] — Букв.: если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
26  [11] — Или: душу.
34  [12] — Букв.: чем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.