По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Однажды, когда Он учил народ в Храме и возвещал Благую Весть, подошли к Нему первосвященники и книжники вместе со старейшинами
 
В один из дней, когда Иисус учил народ в храме и возвещал Благую весть, к Нему подошли первосвященники и книжники вместе со старейшинами

и спросили Его: «Скажи нам, по какому праву Ты это делаешь? Кто Тебе дал это право?»
 
и заявили Ему:— Скажи нам, по какому праву Ты делаешь такое? Кто это дал Тебе такую власть?

Он же сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном. Скажите Мне,
 
Иисус им ответил:— И Я вас кое о чем спрошу, а вы Мне ответьте.

крещение Иоанна, от Бога1 ли было оно или от людей?»
 
Когда Иоанн крестил — это было по воле неба или по человеческой воле?

Они же рассуждали так между собой: «Если скажем: „От Бога“, то Он спросит: „Почему же вы не поверили ему?“
 
Те стали рассуждать меж собой так:— Если скажем, что по воле неба, Он ответит: «Что же вы ему не поверили?»

А если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, потому что все убеждены, что Иоанн — пророк».
 
А сказать «по человеческой» — весь народ забросает нас камнями, ведь они уверены, что Иоанн был пророком.

И они ответили, что не знают, от кого оно.
 
Так что они ответили, будто не знают, по чьей воле.

Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, по какому праву делаю это».
 
Иисус тогда им сказал:— И Я не скажу вам, по какому праву делаю такое.

Затем Иисус рассказал народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал.
 
А народу Он стал рассказывать такую притчу:— Один человек насадил виноградник, и отдал внаем земледельцам, а сам надолго отлучился.

Когда пришло время сбора урожая, он послал к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из этого виноградника. Но виноградари избили и выгнали этого слугу, ничего ему не дав.
 
В должный срок он отправил слугу к земледельцам, чтобы они передали тому положенную долю урожая с виноградника — а те его избили и отослали ни с чем.

Поэтому хозяину пришлось послать другого слугу, но и того они, избив и опозорив, прогнали ни с чем.
 
Тогда он послал еще одного слугу, но и его избили, опозорили и отослали ни с чем.

Он послал к ним и третьего, и того они избили до крови2 и выбросили из виноградника.
 
Послал и третьего слугу — его тоже изранили и прогнали.

„Что делать мне? — сказал тогда хозяин виноградника. — Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, они его постыдятся?“
 
Хозяин виноградника рассудил так: «Что же делать? Отправлю к ним своего любимого сына, может быть, к нему они отнесутся с уважением».

Но, увидев сына, виноградари стали рассуждать между собой, как им поступить. „Это наследник, — говорили они, — убьем его, и его наследство станет нашим“.
 
Когда земледельцы его увидели, то решили меж собой так: «Вот и наследник! Убьем его, чтобы самим вступить в наследство».

Они выволокли его из виноградника и убили. Что после этого сделает с ними хозяин виноградника?
 
Тогда они вывели его из виноградника и убили. Как же поступит с ними владелец виноградника?

Он явится и предаст смерти этих виноградарей, а виноградник отдаст другим». Услышав это, люди сказали: «Пусть никогда этого не будет!»
 
Придет и казнит этих земледельцев, а виноградник отдаст другим.Слушатели сказали:— Да не будет!

Иисус же, взглянув на них, спросил: «Что же тогда означают такие слова в Писании: „Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем3?
 
А Он, взглянув на них, сказал:— А что же означают слова Писания: «Камень, что строители отвергли — он-то и стал краеугольным».

Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах».
 
И кто споткнется о тот камень, разобъется, а на кого он упадет — того раздавит.

Книжники и первосвященники хотели тотчас же схватить Его, ибо поняли, что Он рассказал эту притчу о них, но побоялись народа.
 
Книжники и первосвященники хотели бы тогда же схватить Иисуса, ведь они поняли, что эту притчу Иисус рассказал о них, только опасались народа.

Они решили следить4 за Ним и подослали своих людей, выдававших себя за праведных. Надеялись те поймать Его на слове и отдать во власть прокуратора для суда над Ним.
 
Они следили за Иисусом и подослали к нему несколько человек. притворявшихся праведниками, чтобы те подловили Его на слове и чтобы можно было передать его властям, в руки римского наместника.

Они обратились к Нему с вопросом. «Учитель, — сказали они, — мы знаем, что Ты говоришь невзирая на лица и учишь верно, и воистину пути Божьему учишь.
 
И вот те люди задали Ему вопрос:— Учитель, мы знаем, что Ты говоришь прямо и учишь людей Божьему пути, невзирая на лица.

Можно ли нам платить налог кесарю или нет?»
 
Можем ли мы отдавать Цезарю подать или нет?

Он же, распознав их хитрость, сказал им:
 
А Он, сознавая всё их лукавство, сказал им:

«Покажите5 мне денарий. Чье на нем изображение и чья надпись?» «Кесаря», — отвечали они.
 
— Покажите-ка Мне денарий — чье там изображение, чья надпись?Они ответили:— Цезаря.

Он же сказал им: «Так и отдайте кесарево кесарю, а Божие — Богу».
 
Иисус им сказал:— Раз это Цезарево — отдайте Цезарю, а что Божье — то Богу.

И не удалось им поймать Его на слове при народе, и, удивленные Его ответом, они замолкли.
 
Им никак не удалось поймать Иисуса на слове перед всем народом. В изумлении от Его ответа они замолчали.

Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев6 (они отрицают воскресение мертвых ) и спросили Его:
 
Подошли к Нему и некоторые саддукеи (они считают, что воскресения мертвых не будет) с вопросом:

«Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и продолжит род брата своего“.7
 
— Учитель, Моисей нам написал: если у кого брат умрет женатым и притом бездетным, то пусть такой человек женится на вдове брата и так восстановит для него потомство.

И вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным,
 
Было семь братьев, первый женился и умер бездетным.

второй,8
 
И второй,

а затем и третий брали ее себе в жены, и так все семеро, но умерли они, не оставив после себя детей.
 
и третий брали ее в жены — так все семеро умерли, не оставив потомства.

Потом умерла и та женщина.
 
А после всех умерла и та женщина.

Чьей женой будет она при воскресении мертвых? Ведь все семеро были женаты на ней».
 
Когда воскреснут мертвые, чьей женой станет эта женщина? Ведь все семеро были на ней женаты.

«Люди мира сего женятся и выходят замуж, — сказал им Иисус, —
 
Иисус им сказал:— В этом мире люди женятся и выходят замуж.

но те, кто окажется достойным места в ином мире и воскресения мертвых, более не женятся и замуж не выходят,
 
А те, кто будут удостоены воскресения из мертвых и жизни в будущем мире — они не будут жениться или выходить замуж.

и смерть над ними уже не властна. Они подобны ангелам, и как люди, удостоившиеся воскресения, они — дети Божии.
 
Смерть для них станет невозможной, они будут равны ангелам как сыны Божьи и соучастники воскресения.

А что мертвые воскресают, так об этом уже сам Моисей говорил, рассказывая о горящем кусте, когда называл Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.9
 
А что мертвые пробудятся, так это поведал нам Моисей, когда он называл Господа Бога, говорившего с ним из куста, «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова».

Он — не мертвых Бог, а живых, ибо для Него все живы».
 
Он — не бог мертвых, но Бог живых! У Него все живы.

Некоторые из книжников сказали: «Учитель, это был хороший ответ».
 
Некоторые из книжников на это сказали:— Учитель, хорошо ты сказал!

И они больше не решались спрашивать Его о чем бы то ни было.
 
И больше уже никто не смел приставать к Нему с распросами.

А Иисус спросил у них: «Как же говорят, что Мессия10 — сын Давидов?
 
А Иисус им сказал:— Как же Христа называют Сыном Давидовым,

Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов: „Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою,
 
если сам Давид в книге Псалмов говорит: «Сказал Господь Господу моему: “Воссядь от Меня по правую руку,

доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“.11
 
и врагов Твоих Я повергну под ноги Тебе”».

Итак, Давид называет Его Господом. Как же Мессия может быть сыном его?»
 
Если Давид назвает его Господом, как он может быть Давиду сыном?

В то время, когда весь народ слушал Его, Он сказал ученикам [Своим]:
 
И Своим ученикам Он сказал так, что услышал весь народ:

«Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,12 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
 
— Остерегайтесь книжников, которым нравится прогуливаться в своих нарядах и выслушивать приветствия на площадях, председательствовать в синагогах и занимать первые места на пиршествах

Они наживаются за счет13 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
 
— и при этом они пожирают имущество вдов, зато молятся подольше, напоказ. Тем более суровый ждет их приговор!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: с неба; то же в ст. 5.
12  [2] — Букв.: изранили.
17  [3] — Пс 118 (117):22.
20  [4] — Или: искали другого случая.
24  [5] — В некот. рукописях: что вы Меня искушаете/испытываете? Покажите.
27  [6] — См. в Словаре Саддукеи.
28  [7] — Втор 25:5,6.
30  [8] — В некот. рукописях: взял ту жену второй, и тот умер бездетным.
37  [9] — Исх 3:6.
41  [10] — Греч.: Христос.
43  [11] — Пс 110 (109):1.
46  [12] — Или: народных собраниях.
47  [13] — Букв.: поедают дома.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.