По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
 
Был среди фарисеев один человек по имени Никодим, из иудейских правителей.

Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
 
Как-то ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему:— Равви, мы знаем, что ты — посланный Богом учитель. Никто не сможет совершать такие знамения, как Ты, если Бог не с ним.

Иисус ответил: «Поверь Мне: кто не родится свыше,1 не увидит Царства Божия».
 
Иисус сказал ему в ответ:— Аминь, аминь говорю тебе: никто не сможет увидеть Царство Божье, если не будет рожден свыше.

«Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
 
Говорит ему Никодим:— Как может человек стать в старости новорожденным? Он ведь не сможет вернуться в утробу матери, чтобы родиться снова!

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие.
 
Иисус ответил:— Аминь, аминь говорю тебе: никто не сможет войти в Царство Божье, если не будет рожден от воды и Духа.

От плоти рождается только плоть, и лишь Дух рождает дух.2
 
Что рождено от плоти — то плоть, а что рождено от Духа — то дух.

Не удивляйся тому, что сказал я тебе: каждый из вас должен родиться свыше.
 
Не удивляйся, что Я тебе сказал: «вам нужно родиться свыше».

Ветер веет,3 где хочет. Но, даже если слышишь шум его, не знаешь, откуда он и где будет дуть потом. Так и с каждым, кто родится от Духа».
 
Дух, как ветер, веет, где хочет. Ты слышишь его зов, но не знаешь, откуда он приходит и куда идет— так и с каждым, кто родился от Духа.

«Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
 
Никодим в ответ Его спросил:— Как может такое быть?

«Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
 
Иисус ему на это сказал:— Ты в Израиле учитель, но ты этого не знаешь?

Верь Мне, мы говорим о том, что знаем, и о том свидетельствуем, что видели. А вы свидетельства нашего не принимаете.
 
Аминь, аминь говорю тебе: мы говорим, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.

Но если не верите Мне, когда о земном говорю, поверите ли словам Моим о небесном?
 
Я вам рассказал о земном, но вы не верите — как же вам тогда поверить в то, что расскажу вам о небесном?

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5 с Неба и сошедшего.
 
Кто же восходил на небо? Лишь Тот, Кто с него спустился — Сын Человеческий.

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,
 
И как Моисей возвысил в пустыне медного змея, так и Сын Человеческий должен быть возвышен,

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6
 
чтобы всякий, кто в Него поверит, получил вечную жизнь.

Бог ведь так полюбил этот мир, что пожертвовал Сыном Своим единственным,7 чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, но обрел жизнь вечную.
 
Бог настолько возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы всякий, кто поверит в Него, не погиб, но обрел вечную жизнь.

Не для того Бог послал Сына в мир, чтобы Он судил его, но чтобы спасен был мир через Него.
 
Бог послал в мир Своего Сына не для суда над миром, но чтобы мир через Него получил спасение.

Никто из верующих в Него судим не будет;8 а неверующий уже осужден, потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.
 
Кто верит в Него — неподсуден, а кто не верит — уже осужден, потому что не доверился имени единородного Божьего Сына.

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел, а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.
 
Суд состоит в том, что свет пришел в этот мир, но люди возлюбили тьму больше света, ибо дела их были дурны.

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут, дабы не раскрылось содеянное ими.
 
Всякий, кто творит зло, ненавидит свет и на свет не выходит, а не то откроются его дела.

Но кто истине следует во всем, что он делает,10 тот к Свету тянется, и тогда явным становится: всё, что делает он, в послушании Богу делает».11
 
А тот, кто поступает по истине, выходит на свет, чтобы открылись его дела — ведь он творит их перед Богом.

Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
 
После этого Иисус отправился вместе с учениками в Иудею. Он оставлася там и крестил людей,

Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
 
а Иоанн крестил в Эноне, что около Салима, потому что там было много воды. К нему приходили люди и принимали крещение.

(это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
 
Сам Иоанн тогда еще не был заключен в тюрьму.

Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
 
Ученики Иоанна как-то поспорили с одним иудеем об очистительных обрядах.

Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
 
Тогда они пришли к Иоанну и спросили:— Равви! На той стороне Иордана с тобой был один Человек, и ты свидетельствовал о нем. Так вот, Он совершает обряд крещения и все идут к Нему.

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, — если не дано ему то Небом.12
 
Иоанн сказал в ответ:— Не может человек взять на себя то, что не дано ему Небом.

Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
 
Вы же сами свидетели того, как я говорил: «Я не Христос, но я послан как Его предвестник».

Тот и жених, у кого невеста есть. А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его, радуется и с ликованием внимает голосу жениха. Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.
 
Жених — это тот, у кого есть невеста. А друг жениха стоит рядом с ним и радостно внимает голосу жениха. Вот такая радость дана теперь и мне!

Ему — возрастать, мне — умаляться.14
 
Ему предстоит возрастать, а мне — уменьшаться.

Свыше Приходящий выше всех, конечно; а кто от земли — он и есть земной, он и говорит, как земной.15 Приходящий с Небес — [выше всех];
 
Кто приходит свыше — тот выше всех. Кто от земли — тот земной и говорит по-земному. Кто приходит с неба — тот всех выше.

Он о том свидетельствует, что видел и слышал, но свидетельству Его не внемлют.16
 
Что он видел и слышал, о том и свидетельствует, но этого свидетельства никто не принимает.

Принявший же свидетельство это подтверждает истинность слов Божьих.17
 
А кто его принимает, тот подтвердил Божью праведность.

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова: Бог без меры дает Ему Дух.
 
Божий посланник говорит Божьи слова, ведь Бог дает Духа без меры.

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.
 
Отец любит Сына и всё передал в Его руки.

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19 а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит — гнев Божий навлекает он на себя».20
 
Кто верит в Сына — тот обладает вечной жизнью, а кто не верит Сыну, жизни не увидит, Божий гнев его не оставит.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.