1 хр. в Коринфе 15 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1
 
Напоминаю вам, братья, о Евангелии, которое я возвестил вам, а вы приняли и укрепились в нем.

Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.
 
От него к вам и приходит спасение, если держитесь моей Благой Вести, если не зря уверовали.

Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер
 
Прежде всего, я передал вам то, что и сам принял: Христос умер за наши грехи по Писаниям,

и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,
 
был погребен и воскрес в третий день по Писаниям,

и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,
 
явился Кифе, а затем и всем двенадцати апостолам,

а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2
 
а потом явился более чем пятистам братьям сразу. Большинство из них и поныне остаются с нами, а некоторые скончались.

После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,
 
Потом Он явился Иакову, затем и всем апостолам.

и уже после всех явился и мне, недостойному.3
 
А после всех явился и мне, недостойному последышу.

Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.
 
Я ведь самый меньший из апостолов и не достоин даже называться апостолом, поскольку преследовал Церковь Божью.

Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.
 
Но благодать Божья сделала меня тем, кто я теперь, и Его благодать действовала во мне: я потрудился более всех остальных, впрочем, не сам я, но благодать Божья со мной.

Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Но кто бы ни проповедовал так — я или они, — именно так вы и уверовали.

Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!
 
И если звучит весть о воскресении Христа из мертвых, как же некоторые из вас говорят, что мертвые не воскресают?

Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,
 
Ведь если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес,

а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.
 
а если Христос не воскрес, напрасна тогда наша проповедь, напрасна и вера ваша.

Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.
 
И окажется, что мы принесли ложное свидетельство о Боге: мы засвидетельствовали, что Бог воскресил Христа, а ведь Он Его не воскрешал, если мертвые не воскресают.

Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
Если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес!

Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.
 
Если же Христос не воскрес, ни к чему ваша вера, вы всё еще во грехах своих,

Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.
 
да и те, кто скончались с верой во Христа, погибли.

Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.
 
И если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы самыми несчастными из людей!

Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5
 
Но Христос воскрес из мертвых — первенец из всех почивших!

Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.
 
Через одного человека пришла смерть, и воскресение мертвых — через другого человека:

И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.
 
как Адам, все умирают, как Христос, все оживут.

Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.
 
Каждый на своем месте: первенец — Христос, а когда Он придет — те, кто со Христом.

И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
Затем настанет конец этому миру, когда Христос передаст царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство, и власть, и силу.

Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;
 
Ему предстоит царствовать, «пока не повергнет врагов к ногам Своим»,

последний же враг истребится — смерть.
 
и последний враг, который будет уничтожен — это смерть.

Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.
 
Ведь Бог «всё покорил Ему под ноги», и если сказано «всё покорил» — ясно, что Сам Покоритель подчинен не был.

Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9
 
И когда Бог всё подчинит Своему Сыну, тогда и Сам Сын покорится Богу, Который отдал под Его начало весь мир. И так Бог станет всем и во всех.

Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?
 
И что же тогда делают те, кто крестится за мертвых? Если мертвые вообще не воскресают, зачем и креститься за них?

Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?
 
А мы зачем постоянно терпим опасности?

Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.
 
Я ежедневно умираю — клянусь моей гордостью за вас, братья, ведь я могу вами похвалиться во Христе Иисусе, Господе нашем.

Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11
 
Если в Эфесе я сражался со зверями ради человеческой выгоды — в чем тут она для меня? Если мертвые не воскресают, что остается? «Станем есть и пить, ибо завтра умрем».

Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.
 
Но не обманывайтесь: «речи дурные портят добрые нравы».

Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.
 
Мыслите по-настоящему трезво и не грешите, а то ведь некоторым Бог неведом — говорю это, чтобы вас пристыдить.

Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»
 
Но кто-нибудь спросит: как же мертвые воскресают? В каком теле они вернутся к жизни?

Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.
 
Неразумный! Семя, которое ты бросаешь в почву, не оживет, если не умрет.

И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.
 
И при посеве ты бросаешь в землю не то, что вырастет, а лишь голое семечко, пшеничное или какое еще может там оказаться.

Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.
 
А Бог придаст растению такое тело, какое пожелал — свое растение из каждого семени.

У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.
 
И тела у разных живых существ различны: одни у людей, другие у зверей, третьи у птиц, четвертые у рыб.

Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.
 
Так бывают тела небесные и тела земные, и своя слава у небесных, и у земных своя.

В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13
 
Своя слава у солнца, своя слава у луны и своя слава у звезд, и звезда от звезды отличается славой.

Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;
 
Так и с воскресением мертвых: сеется тело умирающее, вырастает тело бессмертное;

предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.
 
сеется униженное, вырастает славное; сеется слабое, вырастает могучее;

Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.
 
сеется тело душевное, вырастает тело духовное. Ведь если есть тело душевное, то есть и духовное.

По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.
 
Так и написано: «стал первый человек, Адам, душой живой», а Христос как Последний Адам стал духом животворящим.

И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.
 
Но первым возникло не духовное тело, а душевное, духовное уже потом.

Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18
 
Первый человек взят от земли, он из праха, а другой человек, Христос, сошел с неба.

Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.
 
Каков земной, таковы и земные, каков небесный — таковы и небесные,

И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.
 
и как мы носили образ земного, так будем носить и образ небесного.

Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.
 
Вот что скажу вам, братья: плоть и кровь не способны получить долю в Царстве Божием, и не смертное тело обретет бессмертие.

И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.
 
Открою вам тайну: не все мы скончаемся, но все мы изменимся

Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,
 
в один миг, во мгновение ока в конце времен под звук трубы: она затрубит, и мертвые воскреснут в нетленных телах, а наши тела изменятся.

ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.
 
Нынешнему тленному телу предстоит стать нетленным, смертному — стать бессмертным.

Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21
 
И когда нынешнее тленное тело станет нетленным, и смертное станет бессмертным, тогда сбудется написанное слово: «Смерть поглощена победой!»

«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22
 
«Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?»

Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23
 
Жало смерти — это грех, а грех берет силу от закона.

Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.
 
Благодарение Богу, эта победа для нас добыта Господом нашим Иисусом Христом!

Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.
 
Так что, братья мои возлюбленные, стойте твердо, непоколебимо, умножайте постоянно ваши труды ради Господа и знайте, что ваши старания Господь не оставит без награды.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.