Судьи 18 глава

Книга Судей израилевых
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

В то время не было царя в Израиле. И колено Дана искало в то время себе удел, где бы им поселиться, потому что у них до сих пор не было своего места наследия среди земель, что достались коленам Израилевым.1
 
В те дни не было царя в Израиле. И в те дни племя Даново искало себе удел, где бы ему поселиться, потому что вплоть до того дня так и не досталось ему удела, как у других племен Израилевых.

Люди из колена Данова послали на Ефремово нагорье из Цоры и Эштаола пятерых могучих воинов из числа своих сородичей, из своих семейств, на разведку, чтобы они осмотрели ту землю. Им было велено: «Ступайте и осмотрите ту землю!» Они пришли на Ефремово нагорье, в дом Михи, и заночевали там.
 
Люди из племени Данова послали из Цоры и Эштаола пятерых мужей из числа своих родичей, могучих воинов, чтобы они разведали и исследовали страну. Им сказали: «Ступайте, исследуйте страну!» Они пришли на Ефремово нагорье, в дом Михи, и заночевали там.

Около дома Михи они увидели юношу и по речи распознали в нем левита,2 подошли к нему и спросили: «Кто привел тебя сюда? Что ты здесь делаешь? Зачем ты здесь?»
 
Там, в доме, они распознали в юноше левита по его речи, подошли к нему и спросили: «Кто привел тебя сюда? Что ты делаешь здесь? К чему ты тут?»

Он рассказал им, что сделал для него Миха, как нанял его и сделал своим священником.
 
Он рассказал им, что сделал для него Миха, как нанял его, и как сделал у себя священником.

Они попросили его: «Узнай у Бога, успешен ли будет путь наш, в который мы отправились».
 
Они попросили его: «Узнай у Бога, будет ли успешен путь наш, в который мы отправились?»

Священник ответил им: «Ступайте с миром; видит ГОСПОДЬ путь ваш, в который вы отправились».
 
Священник ответил им: «Идите с миром; путь ваш, в который вы отправились, угоден Господу».

Пятеро воинов продолжили свой путь, пришли в Лаиш и увидели, что жители этого города живут беспечно, как водится у сидонян, спокойно и беззаботно. Некому было их притеснять в том краю, и никто над ними не властвовал. От сидонян они были далеко, а ни с кем другим не имели дела.3
 
Те пятеро мужей отправились дальше и пошли в Лаиш. Они увидели, что жители этого города живут беспечно, как водится у сидонян, в покое и беспечности. Некому было их притеснять в том краю, и никто над ними не властвовал. От сидонян они были далеко, а ни с кем другим они не имели дела.

Когда пятеро воинов возвратились к своим братьям в Цору и Эштаол, их спросили: «Что вы узнали? »
 
Когда пятеро возвратились к своим братьям в Цору и Эштаол, те спросили их: «Так что у вас?»

Они ответили: «Выступим в поход и нападем на этих людей. Мы видели их землю, и она очень хороша. Чего же ждать? Отправимся немедленно и завладеем этой землей!
 
Те ответили: «Выступим и нападем на них. Мы видели тот край, он очень хорош, а вы медлите! Отправляйтесь тотчас и овладейте этим краем!

Народ, против которого мы выступим, беспечен, край его просторен, и Бог предает его в наши руки. Чего только ни бывает на земле — ни в чем тот край не знает недостатка!»
 
Когда вы выступите, то нападете на беспечный народ. Тот край просторен, и Бог предает его в ваши руки. Что только бывает на земле — ни в чем не знает тот край недостачи!»

И шестьсот человек из колена Данова с оружием в руках выступили из Цоры и Эштаола.
 
Оттуда, из Цоры и Эштаола, выступило из племени Данова шестьсот человек, опоясанных воинским оружием.

Они стали лагерем в Кирьят-Еариме в Иудее; то место близ Кирьят-Еарима и по сей день называется Станом Дана.4
 
Они стали лагерем в Кирьят-Еариме в Иудее, и то место, как раз подле Кирьят-Еарима, по сю пору называется Дановым Станом.

Оттуда они отправились на Ефремово нагорье и дошли до дома Михи.
 
Оттуда они отправились на Ефремово нагорье и дошли до дома Михи.

Пятеро воинов, что ходили на разведку в Лаишский край, сказали своим собратьям: «Знаете, в этих домах есть эфод, домашние божки, резное изображение и литой истукан. Решайте, что с ними делать».
 
Тогда пятеро мужей, которые ходили прежде на разведку в Лаишский край, сказали своим братьям: «Знаете, в этих постройках есть эфод, идолы, священное изображение и литая статуя. Теперь решайте, как поступить».

Свернули пятеро к дому молодого левита ( точнее, дому Михи), вошли и поприветствовали левита.
 
Пятеро свернули туда, зашли к молодому левиту в дом Михи и приветствовали его.

А шестьсот воинов колена Дана с оружием в руках остановились у ворот.
 
А шестьсот человек из племени Данова, опоясанных воинским оружием, стояли у входа в ворота.

И пятеро ходивших на разведку в тот край забрали резное изображение, эфод, домашних божков и литого истукана. Священник же стоял у ворот, а рядом были шестьсот воинов с оружием в руках.
 
И пятеро ходивших на разведку в тот край взяли изображение, эфод, идолов и статую. Священник же стоял у ворот, подле шестисот человек, опоясанных воинским оружием.

Когда пятеро вошли в дом Михи и забрали эфод, домашних божков, изображение и статую, священник спросил их: «Что вы делаете?!»
 
И когда пятеро вошли в дом Михи и взяли изображение, эфод, идолов и статую, священник спросил их: «Что вы делаете?!»

Они ответили: «Молчи, не говори ни слова,5 иди лучше с нами и будь нам отцом и священником. Что лучше для тебя — быть священником в доме одного человека или быть священником для целого колена, для одного из израильских родов?»
 
Они ответили: «Молчи, не раскрывай рта, ступай лучше с нами и будь нам отцом и священником. Что лучше для тебя: быть священником в доме одного человека, или быть священником для целого племени, для израильского рода?»

Священник с радостью взял эфод, домашних божков и резное изображение и отправился с ними.
 
Священник с радостью взял эфод, идолов и изображение и отправился с ними.

Колено Дана продолжило путь, отправив вперед детей, скот и обоз.
 
Так они снова выступили в путь, отправив в первых рядах детей, скот и обоз.

Когда они отошли от дома Михи, тот собрал людей, живших по соседству, и погнался с ними за Дановым отрядом.
 
Когда они отошли от дома Михи, люди, жившие по соседству с Михой, приготовились к бою и погнались за людьми племени Данова.

Они кричали вслед Данову отряду, и те обернулись и спросили Миху: «Что тебе, зачем ты кричишь?»
 
Они кричали вслед Данову отряду, так что те обернулись и спросили Миху: «Что тебе, зачем ты кричишь?»

Он ответил: «Вы унесли моего бога, которого я сделал, и увели моего священника — чего же больше? И после этого вы спрашиваете меня: что тебе?»
 
Он ответил: «Вы унесли моего бога, которого я сам сделал, и увели моего священника — чего же больше? И после этого вы спрашиваете меня: “что тебе?”»

Люди из Данова отряда ответили ему: «Лучше бы нам не слышать твоего голоса, а не то найдутся такие, что разъярятся и нападут на тебя, погубят тебя и всех твоих домочадцев».
 
Люди из Данова племени ответили ему: «Лучше бы не слышать нам твоего голоса, а не то найдутся такие, что разъярятся и нападут на тебя, погубят тебя и твой дом».

Данов отряд пошел своей дорогой, а Миха, видя, что они сильнее, повернул обратно и пошел домой.
 
Так что Данов отряд отправился дальше, а Миха, видя, что они сильнее его, повернул обратно и пошел домой.

Так они забрали изделия Михи, увели священника, который у него был, пришли в Лаиш и напали на спокойно и беззаботно живших там людей. Они перебили всех жителей города мечом, а город сожгли.
 
Так они взяли изделия Михи и священника, который у него был, и напали на Лаиш, с его тихими и беспечными обитателями. Они перебили их мечом, а город сожгли.

И некому было прийти им на помощь, потому что от Сидона Лаиш был далеко, а ни с кем другим дел они не имели. Лаиш находился в долине Бет-Рехов. Колено Даново отстроило город заново и заселило его.
 
Некому было придти Лаишу на помощь, потому что от Сидона он был далеко, а ни с кем другим он не имел дела. Он находился в долине Бет-Рехов. Даново племя отстроило город заново и заселило его.

Город они назвали Дан, по имени своего прародителя Дана, который родился у Израиля; прежде же город назывался Лаиш.
 
Город они назвали Дан, по имени своего прародителя Дана, который родился у Израиля. Прежде он назывался Лаиш.

Даново колено поставило там резное изображение, а священниками в Дановом колене были Ионафан, сын Гершома и внук Моисея,6 и его потомки — вплоть до тех пор, пока жители того края не отправились в изгнание при ассирийцах.
 
Даново племя установило там взятое у Михи священное изображение, а священниками в Дановом племени были Ехонатан, сын Гершома и внук Манассии, и его потомки — вплоть до тех пор, пока жители того края не отправились в изгнание при ассирийцах.

Даново колено установило у себя резное изображение, сделанное Михой, и стояло оно всё время, пока Святилище Божье7 находилось в Силоме.
 
Даново племя установило у себя изображение, которое сделал Миха, и так продолжалось всё то время, пока Храм Божий был в Шило.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Потомкам колена Дана (еще при переселении) не удалось закрепиться на землях (см. 1:34−35), которые были выделены им по жребию (см. Нав 19:40−47), из-за сопротивления, которое оказали им филистимляне.
3  [2] — Или: услышали речь молодого левита.
7  [3] — Масоретский текст здесь не совсем ясен.
12  [4] — Евр. Махане-Дан.
19  [5] — Букв.: прикрой рукой свой рот.
30  [6] — Такое чтение поддерживает LXX и Вульгата. В некот. евр. рукописях: сын Манассии — возможно, эта поправка в евр. тексте была сделана писцами, чтобы не бросить тени на Моисея.
31  [7] — Букв.: дом Божий.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.