1 Царств 2 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Анна молилась и говорила: «Ликует о ГОСПОДЕ сердце мое, вознес ГОСПОДЬ рог мой,1 силой меня наделив. Уста широко открываю в торжестве над врагами! Радуюсь, что Ты избавил меня!
 
Ханна молилась так:«Сердце мое о Господе поет,Господь высоко вознес мою мощь,пред врагами издам я победный крик!Радуюсь, что избавил Ты меня!

Ты, ГОСПОДИ, един свят, нет подобного Тебе! Нет твердыни, равной Богу нашему!
 
Кто свят, как Господь?Подобного Тебе — нет!Иной твердыни, как Бог наш, нет!

Не множьте гордых речей, да не выходят из уст ваших слова дерзкие! ГОСПОДЬ — Бог всеведущий, людские дела — на весах у Него.
 
Не множьте гордых, гордых речей,дерзкие слова да не слетают с уст:ибо Господь — всеведущий Бог,поступки людские — на ладони Его.

Ломаются луки могучих воинов, а бессильные обретают силу;
 
И ломаются луки богатырей,а бессильные облекаются в мощь;

прежде сытые работают за кусок хлеба, а голодавшие теперь в том нужды не имеют;2 бесплодная семерых родила, а многодетная — увядает.
 
кто был сыт — работает за хлеба кусок,но отдыхает тот, кто страдал;бесплодная родила семерых;а многодетная — зачахла одна.

От ГОСПОДА — и смерть, и жизнь; Он низводит в Шеол, Он же из него выводит!
 
От Господа людям — и смерть, и жизнь;Он низводит во гроб, Он выводит на свет!

От ГОСПОДА — нищета и богатство, унижение и почет.
 
От Господа — богатство и нищета,и унижение, и почет.

Из праха поднимет Он бедняка, из пепла — нищего, среди князей усадит их, в наследство даст славный престол. У ГОСПОДА — устои3 земли, на них утвердил Он вселенную!
 
Из праха и пепла Он вознесет бедняка,среди князей усадит его,в наследие даст им славный престол.У Господа — основания земли,Он вселенную на них утвердил!

Поступь верных Ему укрепит ГОСПОДЬ, а неверные4 сгинут во мгле: не своею мощью силен человек!
 
Шаги святых укрепит Господь,а беззаконные — сгинут во мгле:не собственной мощью силен человек!

Сокрушит ГОСПОДЬ противников Своих, обрушит на них гром с небес. Он будет вершить суд на земле от края и до края! Да ниспошлет Он силы царю Своему, рог помазанника5 Своего да вознесет!»
 
Кто противится Господу, тех Он поразит,голосом грома грянув с небес.Он будет судить все концы земли!Придаст Он силы царю Своему,мощь Помазанника Своего вознесет!»

Элкана пошел домой в Раму, а мальчик остался служить ГОСПОДУ при священнике Илии.
 
Элкана с Ханной пошли домой в Раму, а мальчик остался служить Господу при священнике Эли.

Сыновья Илия были нечестивцами и знать не хотели ни ГОСПОДА,
 
Сыновья Эли были людьми никчемными и не хотели знать ни Господа,

ни священнического долга перед народом.6 Когда кто-нибудь приносил жертву, то, пока мясо еще готовилось, приходил слуга священника с трезубой вилкой,
 
ни священнического долга перед народом. Когда кто-то приносил жертву, то пока еще мясо готовилось, приходил священнический слуга с трезубой вилкой в руке,

опускал ее в котел, в кастрюлю, в сковороду или горшок, и всё, что попадалось на вилку, священник забирал себе. Так обходились они со всеми израильтянами, приходившими в Силом.
 
тыкал ей в котел, или в кастрюлю, или в сковороду, или в горшок, и что бы ни подцепила вилка, то священник оставлял себе. Так обходились они со всеми израильтянами, приходившими в Шило.

И еще до того как сожгут на жертвеннике жир, подходил слуга священника к приносящему жертву и требовал: «Дай священнику мяса на жаркое, вареного он не возьмет, а только сырое».
 
И даже еще до того, как сожгут на жертвеннике жир, подходил священнический слуга к тому, кто приносил жертву, и требовал: «Дай священнику мяса на жаркое, вареного он брать не станет, а только сырое».

И когда человек отвечал: «Пусть сначала сожгут жир, а потом забирай, что пожелаешь», — тот возражал: «Нет, отдавай сейчас, а если не дашь — возьму силой!»
 
И когда человек отвечал: «Пусть только сначала сожгут жир, а потом забирай, что только пожелаешь», — то он отвечал: «Нет, именно сейчас, а если не дашь, то возьму силой!»

Очень велик был грех этих юношей перед ГОСПОДОМ: с презрением относились они к святыне, жертвоприношению ГОСПОДУ!
 
Огромен был грех этих юношей перед Господом: люди с презрением относились к Господней жертве!

Самуил служил ГОСПОДУ — был он еще совсем мальчиком и носил льняной эфод.
 
А Самуил служил Господу — отрок, одетый в льняной эфод.

Верхнюю одежду на него шила ему мать, принося ее каждый раз, когда они с мужем приходили для ежегодной жертвы ГОСПОДУ.
 
Верхнюю одежду ему шила мать, принося ее из года в год, когда они с мужем приходили для ежегодной жертвы Господу.

Илий благословлял Элкану и его жену: «Пусть даст тебе ГОСПОДЬ потомство от этой женщины вместо этого сына, которого вы передали ГОСПОДУ!»7 Затем они возвращались к себе домой.
 
Эли благословлял Элкану и его жену так: «Да даст тебе Господь потомство от этой женщины вместо сына, которого вы передали Господу!». И они возвращались к себе.

ГОСПОДЬ не оставил Анну: она зачала и родила еще трех сыновей и двух дочерей, а мальчик Самуил рос пред ГОСПОДОМ.8
 
Господь посетил Ханну: она зачала и родила еще трех сыновей и двух дочерей, а мальчик Самуил рос у Господа.

Илий был уже очень стар. Он слышал обо всём, что творят его сыновья, как поступают с израильтянами, как предаются блуду с женщинами, прислуживающими у входа в Шатер Откровения.
 
Эли был уже очень стар. Он слышал обо всём, что творили с израильтянами его сыновья, и что они ложились с женщинами, прислуживавшими у входа в Шатер Собрания.

И спросил их Илий: «Что это вы творите? Слышу я от народа слова о ваших дурных делах.
 
Он спросил их: «Что же это вы творите? Вот какие слова я слышу о ваших дурных поступках от всего народа!

Нет, сыновья мои, недобрые вести я слышу, а ведь их слышит и весь народ ГОСПОДЕНЬ.
 
Нет, сыновья мои, недобрые вести доходят до меня, а ведь их передает народ Господень.

Если человек согрешит против человека, то Бог может за него заступиться, а если человек согрешит против ГОСПОДА, кто за него вступится?» Но не слушали они предостережений отца, потому что в воле ГОСПОДНЕЙ было предать их смерти.
 
Если кто согрешит против человека, то Бог может за него заступиться, а если человек согрешит против Господа, кто тогда вступится за него?» Но не послушали они слов отца своего, ибо Господь уже судил предать их смерти.

А мальчик Самуил подрастал, и был он угоден и ГОСПОДУ, и людям.
 
А отрок Самуил постепенно вырастал, и был он хорош и для Господа, и для людей.

Пришел к Илию человек Божий и передал ему, что говорит ГОСПОДЬ: «Разве не открылся Я твоим праотцам,9 когда они были еще в Египте, в рабстве10 у фараона?
 
Пришел к Эли человек Божий и передал ему, что говорит Господь: «Разве не отеческому твоему роду открылся Я, еще когда были вы в Египте, у фараона?

Из всех колен Израилевых Я избрал твой род себе в священники, чтобы они восходили к Моему жертвеннику, чтобы воскуряли благовония, чтобы носили эфод передо Мной, и все жертвоприношения11 сынов Израилевых Я поручил роду отца твоего.
 
Я избрал этот род из всех племен Израилевых себе во священники, чтобы он восходил к Моему жертвеннику, чтобы воскурял благовония, чтобы носил эфод предо Мной, и все жертвоприношения сынов Израилевых Я поручил роду отца твоего.

Что же вы попираете12 жертвы и дары, назначенные Мной для Святилища? Ты чтишь своих сыновей превыше Меня, вы жиреете от лучших приношений народа Моего, Израиля!
 
Что же вы попираете жертвы и дары, заповеданные Мной для святилища? Ты чтишь своих сыновей превыше Меня, жирея от лучших приношений народа Моего, Израиля!

Поэтому так говорит ГОСПОДЬ: „Я воистину обещал, что род твой, род предков твоих, вечно будет предстоять Мне“. Но теперь ГОСПОДЬ изрек: „Не быть тому вовек! Тех, кто чтит Меня, буду чтить и Я, но те, кто относится ко Мне с презрением, будут посрамлены.
 
Вот каково пророчество Господа, Бога Израилева: Я и в самом деле обещал, что твой род, род предков твоих, вечно будет предстоять Мне. Но теперь — пророчество Господа — прочь от Меня! Я чту почитающих Меня, а презирающих Меня — проклинаю.

Настают времена, когда истощу Я твою силу, силу твоего отеческого рода, и никто в нем не будет доживать до старости.
 
Грядут времена, когда истощу Я твою силу, силу твоего отеческого рода, и до старости никто в нем не будет доживать.

С досадою и завистью в глазах ты будешь смотреть на ниспосланные Израилю блага,13 но никогда впредь не будет в роду твоем старца.
 
Ты увидишь бедствие в святилище, и пусть благо будет Израилю, но никогда уже не будет в твоем роду старца.

Впрочем, не отторгну твоих потомков от жертвенника Моего — глазам твоим на муку, душе на страдание. Но все, кто родится в твоем роду, будут умирать во цвете лет.14
 
Впрочем, не оставлю жертвенника Своего без потомков твоих — глазам твоим на муку, душе на страдание. Но все, кто родятся в твоем роду, умрут в расцвете лет.

Вот знамение тебе, которое коснется обоих сыновей твоих, Хофни и Финееса: в один день умрут оба.
 
И вот знамение, которое коснется обоих сыновей твоих, Хофни и Пинхаса: в один день умрут они оба.

А Я взращу Себе священника верного, по сердцу будут Мне его дела, по душе, род его Я укреплю, и будет он всегда предстоять помазаннику Моему“.
 
Воздвигну Я Себе священника верного, по сердцу будут Мне его дела, по душе, и род его Я укреплю, и будет он предстоять помазаннику Моему.

И тот, кто останется в твоем роду, придет к нему с поклоном ради крупицы серебра, ради хлебной лепешки и скажет: „Прошу, поставь меня хоть на какое-нибудь священническое служение, чтобы был у меня кусок хлеба“».
 
И кто бы ни остался в твоем роду, придет к нему с поклоном ради кусочка серебра, ради хлебной лепешки, и попросит: “Поставь меня на какое-нибудь священническое служение, чтобы мне было, чем прокормиться”».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Рог — символ могущества и силы; ср. ст. 10.
5  [2] — Так по друг. чтению, букв.: перестают (работать).
8  [3] — Букв.: столбы.
9  [4] — Или: нечестивые.
10  [5] — Здесь, как и в ст. 36, речь идет о будущей монархии и царе как помазаннике Божьем.
13  [6] — Друг. возм. пер.: по обыкновению священники так обходились с народом.
20  [7] — Или: выпросили у Господа.
21  [8] — Букв.: с Господом, ср. Исх 34:28, Втор 18:13.
27  [9] — Букв.: дому отца твоего.
27  [10] — Букв.: в доме, в знач. под властью.
28  [11] — Или: все сжигаемые огнем жертвоприношения.
29  [12] — Или: так жадно смотрите на
32  [13] — Так по друг. чтению. Масоретский текст: ты увидишь бедствие Святилища Моего, и пусть будет благо Израилю.
33  [14] — Букв.: мужами. Друг. возм. пер.: но всех, кто родятся в твоем роду, поразит меч.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.