Бытие 35 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

«Немедля иди в Бет-Эль, — сказал тогда Бог Иакову, — поселись там и поставь там жертвенник Мне — Богу, Который явился тебе, когда бежал ты от Исава, брата своего».
 
Рече же Бог ко иакову: востав взыди на место вефиль, и живи тамо, и сотвори тамо жертвенник Богу явльшемуся тебе, егда бежал еси от лица исава брата твоего.

И сказал Иаков семье своей и всем, кто был с ним: «Избавьтесь от чужих богов, какие у вас есть, очиститесь и смените одежды ваши.
 
Рече же иаков дому своему и всем иже с ним: поверзите боги чуждыя, иже с вами, от среды вас и очиститеся, и измените ризы своя:

Мы сейчас же отправляемся в Бет-Эль. Там поставлю я жертвенник Богу, Который ответил на мольбу мою в бедственное для меня время и был со мною в скитаниях моих».
 
и воставше взыдем в вефиль и сотворим тамо жертвенник Богу послушавшему мене в день скорбения, иже бе со мною и спасе мя на пути, в оньже ходих.

Отдали они Иакову чужих богов, какие у них были, отдали также и серьги, что носили в ушах.1 Иаков закопал всё это под дубом близ Шехема,
 
И вдаша иакову боги чуждыя, иже бяху в руках их, и усерязи яже во ушесех их: и скры я иаков под теревинфом иже в сикимех: и погуби я до днешняго дне.

и они отправились в путь. Жители окрестных городов были в таком страхе перед Богом Иакова, что и не посмели преследовать их.
 
И воздвижеся израиль от сикимов, и бысть страх Божий на градех, иже окрест их: и не гнаша вслед сынов израилевых.

Иаков и все, кто был с ним, пришли в Луз (то есть в Бет-Эль), что в стране ханаанской,
 
Прииде же иаков в лузу, яже есть в земли ханаанстей, яже есть вефиль, сам и вси людие, иже бяху с ним,

там он поставил жертвенник и назвал то место Эль-Бет-Эль,2 ибо там, когда он бежал от брата своего, открылось3 ему могущество Божие.
 
и созда тамо жертвенник, и прозва имя месту тому вефиль: тамо бо явися ему Бог, егда бежаше он от лица исава брата своего.

(В то время умерла Девора, кормилица Ревекки. Ее похоронили близ Бет-Эля, под дубом, который назвали Дубом плача.)
 
Умре же девора, доилица ревеккина, и погребоша ю ниже вефиля под дубом, и прозва имя ему дуб плача.

[9-10] И вновь Бог явился Иакову по возвращении его из Паддан-Арама. Благословил его Бог и сказал: «Имя твое Иаков, но впредь не Иаков, а Израиль будет имя твое». Так Он дал ему имя Израиль.
 
Явися же Бог иакову еще в лузе, егда прииде от месопотамии сирския, и благослови его Бог

 
и рече ему Бог: имя твое не прозовется ктому иаков, но израиль будет имя тебе. И нарече имя ему израиль.

И вот что еще сказал ему Бог: «Я Бог Всесильный!4 Будь плодовит и многочислен! Народ — множество народов — от тебя произойдет! Прародителем царей ты будешь!
 
Рече же ему Бог: аз Бог твой: расти и множися: языцы и собрания языков будут от тебе, и царие из чресл твоих изыдут:

Землю, которую Я дал Аврааму и Исааку, и тебе даю. И потомкам твоим после тебя дам землю сию».
 
и землю, юже дах аврааму и исааку, тебе дах ю, тебе будет, и семени твоему по тебе дам землю сию.

Когда Бог оставил его,
 
Взыде же Бог от него от места, идеже глагола с ним:

Иаков поставил памятник на том месте, где Бог говорил с ним, памятник каменный, и возлил на него вино и елей.
 
и постави иаков столп на месте, идеже глагола с ним Бог, столп каменный, и пожре на нем жертву и возлия на него елей:

Бет-Эль5 — так назвал Иаков то место, где Бог говорил с ним.
 
и прозва иаков имя месту тому, идеже глагола с ним Бог, вефиль.

Они покинули Бет-Эль и были уже недалеко от Эфраты, когда у Рахили начались схватки. Роды были очень трудными.
 
(Востав же (иаков) от вефиля, и постави кущу свою далее столпа гадер.) Бысть же егда приближися к хаврафе приити до земли ефрафа, роди рахиль и возбедствова в рождении:

И во время ее самых тяжких мучений повивальная бабка сказала ей: «Не бойся! У тебя и в этот раз — сын!»
 
бысть же внегда жестоко ей родити, рече ей баба: дерзай, ибо сей тебе есть сын.

Но Рахиль умирала, и с последним вздохом назвала она сына Бен-Они. А отец дал ему другое имя — Вениамин.6
 
Бысть же егда оставляше ю душа, умираше бо, прозва имя ему сын болезни моея: отец же прозва имя ему вениамин.

Умерла Рахиль и была похоронена у дороги на Эфрату (ныне известную как Вифлеем).
 
Умре же рахиль, и погребоша ю на пути ипподрома ефрафы: сия есть вифлеем:

Иаков поставил памятник на могиле Рахили. Этот надгробный памятник стоит и до сего дня.
 
и постави иаков столп на гробе ея: сей есть столп над гробом рахилиным даже до дне сего.

Затем, продолжая путь, Израиль раскинул свой стан за Мигдаль-Эдером.
 
Изыде же оттуду израиль и постави кущу свою за столпом гадер.

Когда Израиль жил в том краю, Рувим переспал с Валлой, наложницей отца своего, и Израиль узнал об этом. Сыновей у Иакова было двенадцать.
 
Бысть же егда вселися израиль в земли той, иде рувим и спа с валлою, наложницею отца своего иакова. И слыша израиль, и зло явися пред ним. Беша же сынове иаковли дванадесять.

Сыновья Лии: Рувим, первенец Иакова, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон.
 
Сынове лиины: рувим, первенец иаковль, симеон, левий, иуда, иссахар, завулон.

Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин.
 
Сынове же рахилины: иосиф и вениамин.

Сыновья Валлы, рабыни Рахили: Дан и Неффалим.
 
Сынове же валлы, рабы рахилины: дан и неффалим.

Сыновья Зелфы, рабыни Лии: Гад и Асир. Это сыновья Иакова, родившиеся в Паддан-Араме.
 
Сынове же зелфы, рабы лиины: гад и асир. Сии сынове иаковли, иже родишася ему в месопотамии сирстей.

И вернулся Иаков к отцу своему Исааку в Мамре, в Кирьят-Арбу — теперешний Хеврон, — где прежде на положении людей пришлых жили Авраам и Исаак.
 
Прииде же иаков ко исааку отцу своему (еще живу сущу ему) в мамврию, во град польный: сей есть хеврон в земли ханаанстей, идеже обита авраам и исаак.

Исааку было сто восемьдесят лет,
 
Быша же дние исааковы, яже поживе, сто осмьдесят лет:

когда он испустил последний вздох. Он умер и отошел к праотцам,7 будучи старцем, насытившимся жизнью своей. И сыновья Исаака Исав и Иаков похоронили его.
 
и ослабев исаак умре, и приложися к роду своему стар исполнь дний: и погребоста его исав и иаков, сынове его.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Имеются в виду ушные серьги-амулеты.
7  [2] — Или: Бог Бет-Эля.
7  [3] — В евр. глагол стоит во мн. числе, что, вероятно, указывает на небесных существ (см. 28:12).
11  [4] — См. примеч. «а» к 17:1.
15  [5] — Букв.: Дом Божий.
18  [6] — Бен-Они — «сын моего страдания», Вениамин (евр. Биньямин) — «сын правой руки».
29  [7] — См. примеч. к 25:8.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.