3 Царств 15 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

В восемнадцатый год правления в Израиле Иеровоама, сына Невата, воцарился в Иудее Авия.
 
И во осмоенадесять лето царства иеровоама сына наватова, воцарися авиа сын ровоамль над иудою,

Он царствовал три года в Иерусалиме. Его мать звали Мааха, она была дочерью Авессалома.
 
и три лета царствова во Иерусалиме. Имя же матере его мааха, дщи авессаломля.

Он жил1 в тех же грехах, что и его отец, и сердце его не было так же предано ГОСПОДУ, Богу его, как сердце праотца его Давида.
 
И хождаше во всех гресех отца своего, яже сотвори пред ним, и не бе сердце его совершено с Господем Богом его, якоже сердце давида отца его:

Но ради Давида ГОСПОДЬ, Бог его, оставил светильник в Иерусалиме, посадив на престол его потомка и утвердив Иерусалим, —
 
яко давида ради остави ему Господь Бог его останок во Иерусалиме, да возставит по нем чада его и утвердит Иерусалим,

ведь Давид делал то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, и всю свою жизнь не уклонялся от повелений Его, кроме случая с Урией-хеттом.
 
понеже сотвори давид правое пред Господем и не уклонися от всех, яже заповеда ему вся дни живота его, кроме слова урии хеттеанина.

Как Ровоам и Иеровоам воевали друг с другом всю свою жизнь,2
 
И брань бе между ровоамом и между иеровоамом во вся дни живота их.

так и Авия и Иеровоам также воевали друг с другом. Что же до прочих деяний Авии и событий его жизни, то не описаны ли они в летописи царей иудейских?
 
И прочая словес авииных, и вся яже сотвори, не се ли, сия написана в книзе слов дний царей иудиных? И брань бе между авиею и между иеровоамом.

Авия отошел к праотцам, и похоронили его в Городе Давидовом. После него воцарился его сын Аса.
 
И успе авиа со отцы своими в двадесятое лето иеровоама, и погребоша его со отцы его во граде давидове. И воцарися аса сын его вместо его.

В двадцатый год правления Иеровоама, царя Израиля, в Иудее воцарился Аса.
 
И в лето двадесятое иеровоама царя израилева, царствоваше аса над иудою,

Сорок один год правил он в Иерусалиме. Его бабку3 звали Мааха, она была дочерью Авессалома.
 
и четыредесять и едино лето царствова во Иерусалиме. Имя же матере его ана, дщи авессаломля.

Аса делал то, что было праведно в глазах ГОСПОДА, как и праотец его Давид.
 
И сотвори аса правое пред Господем, якоже давид отец его,

Он выдворил из страны продающих тело свое в капищах языческих и уничтожил всех идолов, сделанных его предками.
 
и отя скверная от земли, и искорени вся изваянная, яже сотвориша отцы его,

И даже бабку свою Мааху он лишил звания царицы за то, что та поставила изваяние Ашеры. Это изваяние Аса снес и сжег у потока Кедрон.
 
и ану матерь свою отстави еже не владети ей, понеже сотвори сонмище в дубраве своей: и изсече аса гай ея и сожже огнем в потоце кедрстем:

И хотя капища на холмах не были разрушены, но Аса всем сердцем был с ГОСПОДОМ всю свою жизнь.
 
высоких же не искорени, обаче сердце асы бе совершенно пред Господем во вся дни его:

Он перенес в Храм ГОСПОДЕНЬ всё, что они с отцом посвятили ГОСПОДУ: серебро, золото и храмовую утварь.
 
и внесе столпы отца своего, и столпы своя внесе во храм Господень сребряны и златы, и сосуды.

Аса и Вааса, царь израильский, воевали друг с другом всю свою жизнь.
 
И брань бе между асою и между ваасом царем израилевым во вся дни их.

Вааса, царь израильский, напал на Иудею и стал возводить крепость Раму, чтобы никто не смог послать помощь Асе, царю иудейскому.
 
И взыде вааса царь израилев на иуду и созда раму, яко не быти на исхождение и вхождение асе царю иудину.

Тогда Аса взял всё серебро и золото, что оставалось в сокровищнице Храма ГОСПОДНЕГО и в сокровищнице дворца, и передал своим слугам. Послал их царь Аса к Бен-Хададу, сыну Тавриммона, внуку Хезьона, царю арамейскому, что правил Дамаском, с такими словами:
 
И взя аса все сребро и злато обретшееся в сокровищах дому Господня и в сокровищах дому царева и даде я в руце отрок своих: и посла их царь аса ко сыну адерову сыну таверема во рамман, ко сыну азаила, царя сирскаго, живущаго в дамасце, глаголя:

«Союз да будет между нами, как был между отцами нашими! Посылаю тебе в дар серебро и золото. Расторгни союз с Ваасой, царем израильским, и тогда он оставит меня в покое ».
 
положи завет между мною и тобою, и между отцем моим и отцем твоим: се, послах ти дары, сребро и злато: прииди, разруши завет твой, иже со ваасою царем израилевым, да отидет от мене.

Бен-Хадад послушал царя Асу и послал своих военачальников на израильские города. Он напал на Ийон, Дан и Авел-Бет-Мааху, на весь Кинрот и на всю область колена Неффалима.
 
И послуша сын адеров царя асы, и посла воеводы сил своих на грады израилевы, и поразиша аина и дана, и авеля, дому маахиина, и весь хеннереф, даже до всея земли неффалимли.

Услышав об этом, Вааса перестал строить Раму и вернулся в Тирцу.
 
И бысть яко услыша вааса, и остави созидати раму, и возвратися во ферсу.

Тогда царь Аса приказал всем иудеям, чтобы они забрали из Рамы со строительства, начатого Ваасой, камни и бревна. Из них царь Аса построил Гиву Вениаминову и Мицпу.
 
Царь же аса заповеда всему иуде во енакиме, и взяша камение из рамы и древа ея, имиже основа вааса, и созда в них царь аса всяк холм вениаминь и стражбища.

Что до прочих свершений Асы, и подвигов его, и событий его жизни, и городов, которые он построил, то не описано ли всё это в летописи царей иудейских? В старости у него стали болеть ноги.
 
Прочая же словес асиных, и вся сила его, и вся яже сотвори, и грады яже созда, не се ли, сия писана суть в книзе словес дний царей иудиных? Обаче во время старости своея начат болети ногама своима:

Аса отошел к праотцам и был похоронен с ними в Городе праотца его Давида. После него воцарился его сын Иосафат.
 
и успе аса со отцы своими, и погребен бысть во граде давида отца своего. И воцарися иосафат сын его вместо его.

Во второй год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Надав, сын Иеровоама. Два года он правил Израилем.
 
Нават же сын иеровоамль нача царствовати над израилем во второе лето асы царя иудина, и царствова над израилем два лета,

Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, в своих грехах следуя по стопам отца, который вводил Израиль в грех.
 
и сотвори лукавое пред Господем, и хождаше путем отца своего и во гресех его, имиже согрешити сотвори израилю.

Вааса, сын Ахии, из колена Иссахара, составил заговор против него. Вааса сразил Надава при филистимском городе Гиббетоне, когда тот с израильским войском осаждал город.
 
И обседе его вааса сын ахиин в дому велаана сына ахиина, и уби его во гавафоне иноплеменничи: нават же и весь израиль обседоша гавафон.

Убив его, Вааса сменил его на престоле — было это в третий год правления царя Асы в Иудее.
 
И умертви его вааса в лето третие асы царя иудина, и воцарися вместо его.

Став царем, Вааса перебил весь род Иеровоама, не оставив в живых никого из потомков Иеровоама, — по слову ГОСПОДНЮ, возвещенному Ахией из Силома,
 
И бысть егда воцарися, изби весь дом иеровоамль и не остави ничтоже от всего дыхания иеровоамля, дондеже искорени их по глаголу Господню, егоже глагола рукою раба своего ахии силонитскаго,

за грехи Иеровоама, который грешил сам и вводил в грех израильтян, смущая их и вызывая гнев ГОСПОДА, Бога Израиля.
 
грех ради иеровоамлих, иже согреши, иже введе во грех израиля, и в прогневании его, имже прогнева Господа Бога израилева.

Прочие дела Надава и события его жизни записаны в летописи царей израильских.
 
И прочая словеса навата, и вся яже сотвори, не се ли, сия писана суть в книзе словес дний царей израилевых?

Аса и Вааса, царь израильский, воевали друг с другом всю свою жизнь.
 
И бяше брань между асою (царем иудиным) и ваасою царем израилевым во вся дни их.

В третий год царствования Асы в Иудее воцарился в Израиле Вааса, сын Ахии. Двадцать четыре года правил он в Тирце.
 
И в третие лето асы царя иудина царствова вааса сын ахиин над всем израилем во ферсе двадесять и четыре лета,

Он творил то, что было злом в глазах ГОСПОДА, и в своих грехах следовал по стопам Иеровоама, вовлекая Израиль в тот же грех.
 
и сотвори лукавое пред Господем, и иде путем иеровоама сына наватова, и во гресех его, имиже в согрешение приведе израиля.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: ходил.
6  [2] — Этот стих отсутствует в LXX и рассматривается в ряде совр. переводов как допущенный переписчиками повтор; ср. 14:30.
10  [3] — Букв.: мать; то же в ст. 13; ср. ст. 2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.