1 Паралипоменон 21 глава

Первая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Выступил против Израиля сатана1 и уговаривал Давида устроить перепись Израиля.
 
Воста же диавол на израиля и подусти давида, да сочислит израиля.

И Давид повелел Йоаву и другим предводителям народа: «Идите, пересчитайте всех израильтян от Беэр-Шевы до Дана и сообщите мне, сколько их, чтобы я знал».
 
И рече царь давид ко иоаву и к началником силы: идите и сочтите израиля от вирсавеи даже до дана, и принесите ко мне, да познаю число их.

Йоав ответил: «Да умножит ГОСПОДЬ народ Свой во сто раз! О владыка мой царь! Разве все они не слуги владыки моего? Зачем же владыка мой требует такого? Зачем навлекать наказание на Израиль?»2
 
И рече иоав: да приложит Господь к людем своим, якоже сии сторицею, и очи господина моего царя да видят: не вси ли господину моему царю раби суть? и почто хощет сего господин мой? дабы не вменилося в грех израилю.

Однако приказ царский был неизменен для Йоава. И он отправился в путь, обошел весь Израиль и возвратился в Иерусалим.
 
Но слово царево преможе иоава: и пойде иоав, и обыде всего израиля, и прииде во Иерусалим.

Йоав сообщил Давиду число людей, включенных в перепись: во всем Израиле был один миллион сто тысяч мужчин, способных носить меч, в том числе в Иудее — четыреста семьдесят тысяч мужчин, способных носить меч.
 
И даде иоав давиду число сочтения людий: и обретеся всего израиля тысяща тысящ и сто тысящ мужей и носящих оружия: и от сынов иудиных четыре ста и седмьдесят тысящ мужей носящих оружие:

Но левитов и вениаминитян Йоав не пересчитывал, потому что приказ царя был ему не по душе.3
 
левии же и вениамина не сочте среде их, понеже вознегодова о словеси цареве иоав.

И в очах Божьих та перепись была злом, и Он поразил Израиль бедой.
 
И не угодно явися пред Богом повеление сие, и порази израиля.

И взмолился Давид Богу: «Согрешил я тяжко тем, что сделал это! Но теперь, молю, прости вину слуге Твоему. Я воистину поступил весьма безрассудно!»
 
Рече же давид ко Богу: согреших зело, яко сотворих вещь сию: и ныне молю, отими беззаконие раба твоего, яко обезумихся зело.

И сказал ГОСПОДЬ Гаду, провидцу Давида:
 
И рече Господь ко гаду пророку давидову, глаголя:

«Ступай, возвести Давиду, что так говорит ГОСПОДЬ: „Я позволю тебе избрать4 одну из трех бед! Выбери из них одну, ее Я и наведу на тебя“».
 
иди и рцы к давиду, глаголя: тако глаголет Господь: трие аз наведу на тя, избери себе едино от них, и сотворю тебе.

Пришел Гад к Давиду и сказал ему: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Выбирай одно из трех бедствий.
 
И прииде гад к давиду и рече ему:

Или три года будет голод, или три месяца ты будешь преследуем недругами и меч врагов твоих будет настигать тебя, или три дня будет в стране меч ГОСПОДЕНЬ и поветрие моровое, и ангел ГОСПОДЕНЬ, губя всё вокруг, пройдет по всему Израилю“. Итак, подумай, что мне ответить Пославшему меня».
 
сице глаголет Господь: избери себе, (еже хощеши,) или три лета глада, или три месяцы бегати тебе от лица враг твоих, и оружие враг твоих постигнет тя, или три дни мечь Господень, и смерть на землю, и ангел Господень убиваяй во всем наследии израилеве: ныне убо разсмотри, что отвещаю пославшему мя со словом.

И сказал Давид Гаду: «Велико мое горе!5 Но лучше попасть мне в руки ГОСПОДА, ведь милосердие Его безмерно, только бы не попасть в руки людей!»
 
И рече давид ко гаду: тесна ми суть три сия зело: но лучше ми есть впасти в руце Господни, зане многи щедроты его зело, в руки же человеческия да не впаду.

ГОСПОДЬ обрушил моровое поветрие на Израиль, семьдесят тысяч человек умерло в Израиле.
 
И посла Господь смерть во израиля, и падоша от израиля седмьдесят тысящ мужей.

И послал Бог ангела в Иерусалим, чтобы уничтожить и его, но когда ангел был готов уже подвергнуть город уничтожению, ГОСПОДЬ посмотрел и пожалел об этом бедствии и сказал ангелу-губителю: «Довольно! Теперь опусти руку свою». Ангел ГОСПОДЕНЬ в это время стоял над гумном Орнана-евусея.
 
И посла Бог ангела во Иерусалим, да избиет его. И егда избиваше, виде Господь и раскаяся о зле, и рече ангелу избивающему: довлеет ти, отими руку твою. Ангел же Господень стояше на гумне орны иевусеанина.

Поднял Давид взор и увидел между небом и землей ангела ГОСПОДНЕГО с обнаженным мечом в руке, и был этот меч занесен над Иерусалимом. Давид и его старейшины, облаченные в рубище, пали ниц.
 
И возведе давид очи своя, и виде ангела Господня стояща между землею и небом, и мечь его извлечен в руку его, простерт на Иерусалим. И паде давид и старейшины (израилевы) облеченнии во вретище на лице свое,

И взмолился Давид к ГОСПОДУ: «Не я ли велел пересчитать народ?! Ведь это я — тот, кто согрешил и совершил злодеяние, а эти люди — овцы, что сделали они? О ГОСПОДИ, Боже мой! Против меня подними Свою руку и против рода отца моего, а народ Свой не губи моровым поветрием!»
 
и рече давид к Богу: не аз ли повелех сочислити люди? аз есмь, иже согреших, и зло творя зло сотворих, сия же овцы что сотвориша? Господи Боже мой, да будет рука твоя на мне и на дому отца моего, а не на людех твоих в погубление, Господи.

Ангел ГОСПОДЕНЬ через Гада сказал Давиду, чтобы тот пошел и воздвиг жертвенник ГОСПОДУ на гумне Орнана-евусея.
 
Ангел же Господень рече гаду, еже глаголати к давиду: да взыдет и созиждет олтарь Господу Богу на гумне орны иевусеанина.

Давид отправился туда, как велел ему Гад, говоривший именем ГОСПОДНИМ.
 
И взыде давид по словеси гадову, еже глагола именем Господним.

(Орнан в это время обмолачивал пшеницу.) Обернулся он и вдруг тоже увидел ангела; четверо сыновей Орнана, что были с ним, попрятались.
 
И обратися орна и виде царя, и четыри сынове его с ним крыющиися. Орна же бе (в то время) млатя на гумне пшеницу.

Когда Давид был уже близко, Орнан, завидев Давида, узнал его, вышел с гумна и пал ниц перед царем.
 
И прииде давид ко орне, и обратися орна, и узре давида, и пойде от гумна, и поклонися давиду лицем на землю.

И сказал Давид Орнану: «Отдай мне ту землю, на которой стоит твое гумно, и я воздвигну на ней жертвенник ГОСПОДУ. Продай мне ее за полную цену, чтобы отвести постигшее народ моровое поветрие».
 
Рече же орне давид: даждь мне место гумна твоего, да созижду на нем олтарь Господеви, на сребре достойне даждь ми е, и престанет язва от людий.

Орнан сказал Давиду: «Возьми ее, владыка мой царь, и делай, что сочтешь нужным. Вот и быков я отдаю для всесожжения, и молотильные салазки на дрова, и пшеницу для хлебного приношения — всё отдаю даром ».
 
Рече же орна к давиду: возми себе, и да сотворит господин мой царь, еже угодно пред ним: се, даю телцы на всесожжение, и плуг на дрова, и пшеницу в жертву, вся (добровольно) даю.

Но царь Давид сказал Орнану: «Нет, я непременно заплачу полную цену. Не стану я приносить в жертву ГОСПОДУ то, что принадлежит тебе, и не буду совершать всесожжение, которое ничего мне не стоило».
 
И рече царь давид орне: ни, но куплею куплю, сребром достойным, понеже не возму Господеви, яже суть твоя, еже вознести всесожжение туне Господеви.

Давид заплатил Орнану за эту землю шестьсот шекелей6 золота.
 
И даде давид орне за место то сикль златых весом шесть сот.

Он воздвиг там жертвенник ГОСПОДУ и принес жертвы всесожжения и благодарственные жертвы. Давид призвал ГОСПОДА, и Тот ответил ему, послав с неба огонь на жертвенник для всесожжений.
 
И созда ту давид олтарь Господеви, и вознесе всесожжения и спасителная и воззва ко Господу, и услыша его во огни от небесе на олтарь всесожжения, и потреби всесожжение.

И ангелу ГОСПОДЬ повелел вложить меч в ножны.
 
И рече Господь ко ангелу: и вложи мечь во влагалище его.

Давид, увидев, что ГОСПОДЬ услышал его на гумне Орнана-евусея, совершил там жертвоприношение.
 
Во время оно, егда виде давид, яко услыша его Господь на гумне орны иевусеанина, и пожре ту жертвы.

Скиния же ГОСПОДНЯ, которую сделал в пустыне Моисей, и жертвенник для всесожжений находились в то время в Гивонском святилище.
 
И скиния Господня, юже сотвори моисей в пустыни, и олтарь всесожжения во время оно бысть в вышнем, еже в гаваоне.

Давид не мог пойти туда, чтобы поклониться Богу,7 потому что боялся меча ангела ГОСПОДНЕГО.
 
И не возможе давид ити пред него, еже вопросити Бога, понеже устрашен бысть от лица меча ангела Господня.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: противник, ср. Иов 1:6 и далее; в параллельном месте во 2Цар 24 гнев Господень возгорелся на израильтян из-за их непослушания, здесь же, возможно, летописец так показывает, что самоуверенность Давида, подстрекаемого противником, была неугодна Богу, потому что Давид планировал не общую перепись населения, а собирался определить численность своей армии, см. ст. 5.
3  [2] — Или: делать виновным Израиль.
6  [3] — Букв.: противен / отвратителен.
10  [4] — Букв.: предлагаю.
13  [5] — Или: страшно мне очень.
25  [6] — Т. е. ок. 7 кг.
30  [7] — Букв.: вопросить / взыскать Бога.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.