Притчи 1 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Притчи1 Соломона, сына Давида, царя израильского, записанные в назидание потомкам,
 
Притчи соломона сына давидова, иже царствова во израили,

чтобы постигать мудрость,2 внимать наставлениям и понимать глубокомысленные изречения,
 
познати премудрость и наказание и уразумети словеса мудрости,

чтобы учиться правилам благоразумия,3 праведности, справедливости и честности.
 
прияти же извития словес и разрешения гаданий, уразумети же правду истинную и суд исправляти:

Помочь людям простым обрести проницательность, а юношам — знание4 и рассудительность.
 
да даст незлобивым коварство, отрочати же юну чувство же и смысл.

Мудрый послушает — и приумножит ученость свою, и разумный найдет ценный совет,
 
Сих бо послушав, мудрый премудрее будет, а разумный строителство стяжет:

чтобы понимать притчи и иносказания, изречения мудрецов и их загадки.
 
уразумеет же притчу и темное слово, речения же премудрых и гадания.

Начало5 всякого познания — благоговение пред ГОСПОДОМ;6 глупец же презирает мудрость и наставление.
 
Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящым его: благочестие же в Бога начало чувства, премудрость же и наказание нечестивии уничижат.

Сын мой! Наставленье отца своего слушай,7 не отвергай того, чему учила тебя8 матушка:
 
Слыши, сыне, наказание отца твоего и не отрини заветов матере твоея:

слова их — прекрасный венок для головы твоей, ожерелье9 — для твоей шеи.
 
венец бо благодатей приимеши на твоем версе и гривну злату о твоей выи.

Сын мой! Если станут уговаривать тебя на худое разбойники,10 не соглашайся!
 
Сыне, да не прельстят тебе мужие нечестивии, ниже да восхощеши,

Скажут они: «Пойдем с нами, притаимся в засаде, чтобы кровь пролить, без причины подстережем невиновных.
 
аще помолят тя, глаголюще: иди с нами, приобщися крове, скрыем же в землю мужа праведна неправедно:

Поглотим их живьем, как Шеол,11 целиком — как покойников могила.12
 
пожрем же его якоже ад жива, и возмем память его от земли,

Награбим себе драгоценностей всяких, дома наполним добычей,
 
стяжание его многоценное приимем, исполним же домы нашя корыстей:

Бросай жребий вместе с нами, общая будет у нас казна!»13
 
жребий же твой положи с нами: обще же влагалище стяжем вси, и мешец един да будет всем нам.

Сын мой! Не ходи их дорогой, не вступай на их путь!
 
Не иди в путь с ними: уклони же ногу твою от стезь их:

Потому что ноги их к злу устремляются, спешат пролить кровь.
 
нозе бо их на зло текут, и скори суть излияти кровь.

Напрасно сеть расставлять на виду у крылатых птиц14
 
Не без правды бо простираются мрежи пернатым:

но разбойники на свою погибель15 таятся в засаде, самих себя они погубят!16
 
тии бо убийству приобщающеся, сокровищствуют себе злая: разрушение же мужей законопреступных зло.

Таков удел17 всякого, кто алчен до наживы: жизнью расплатится тот, кто завладел чужим.
 
Сии путие суть всех творящих беззаконная: нечестием бо свою душу отемлют.

Премудрость на улицах вопиет, на площадях громко звучит ее голос,18
 
Премудрость во исходех поется, в стогнах же дерзновение водит,

на людных19 перекрестках взывает, у ворот городских20 держит речь:
 
на краех же стен проповедуется, у врат же сильных приседит, во вратех же града дерзающи глаголет:

«Наивные вы люди! Долго ли вы будете тешить себя собственной наивностью? Долго ли кощунники21 будут упиваться кощунством, а глупые — ненавидеть знание?
 
елико убо время незлобивии держатся правды, не постыдятся: безумнии же досады суще желателие, нечестивии бывше, возненавидеша чувство

Обернитесь и прислушайтесь к обличениям моим! И тогда я изолью на вас дух свой, поделюсь с вами словом своим!
 
и повинни быша обличением. Се, предложу вам моего дыхания речение, научу же вас моему словеси.

Ведь я звала — вы противились мне, протягивала руку — не замечали.
 
Понеже звах, и не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте,

Вы отвергали мои советы, не принимали моих обличений.
 
но отметасте моя советы и моим обличением не внимасте:

Вот теперь и я посмеюсь над вашим несчастьем, позлорадствую, когда ужас поразит вас!
 
убо и аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба,

Как ураган, обрушится на вас ужас, как вихрь, нагрянет несчастье, и придет скорбь и страдание.
 
и егда приидет на вы внезапу мятеж, низвращение же подобно бури приидет, или егда приидет вам печаль и градоразорение, или егда найдет на вы пагуба.

Тогда будут звать меня — не откликнусь, будут разыскивать — не отыщут.
 
Будет бо егда призовете мя, аз же не послушаю вас: взыщут мене злии и не обрящут.

Потому что знание они возненавидели и не избрали путь благоговения пред ГОСПОДОМ,22
 
Возненавидеша бо премудрость, словесе же Господня не прияша:

совету моему не вняли и с презрением отвергли обличения мои.
 
ниже хотеша внимати моим советом, ругахуся же моим обличением.

Они будут пожинать плоды своих поступков,23 злыми замыслами своими насытятся.
 
Темже снедят своих путий плоды и своего нечестия насытятся:

Потому своенравие погубит невежд и самодовольство приведет глупых к гибели.
 
ибо, зане обидеша младенцев, убиени будут, и истязание нечестивыя погубит.

Но тот, кто внимает мне, будет жить в безопасности, не страшась беды».
 
Мене же слушаяй вселится на уповании и почиет без страха от всякаго зла.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. машал — притча, аллегория (Иез 17:2), изречение (1 Цар 10:12; 24:14, Иез 12:22), сравнение, иносказание (Иез 20:49), пословица.
2  [2] — Евр. хохма многозначно, оно означает как (пре)мудрость, так и умение, искусство, опытность.
3  [3] — Или (ближе к букв.): наказу вразумляющему.
4  [4] — В Книге притчей слово знание (или: познание) не равно по своему значению соответствующему слову в русском языке или в греческой философии. Им обозначается не эрудированность, но, прежде всего, знание воли Господней, жизнь в соответствии с Его повелениями.
7  [5] — Или: суть.
7  [6] — Букв.: страх / трепет Господень; то же в друг. подобных случаях.
8  [7] — Глагол «слушать», «слышать» во всей Библии имеет также значение «повиноваться, подчиняться» (ср. русское «слушаться»).
8  [8] — Евр. тора — здесь это и учение, и все необходимые для жизни духовные знания.
9  [9] — На Древнем Востоке ожерелье носили в качестве украшения не только женщины, но и мужчины, ср. Пс 72:6; Суд 8:26.
10  [10] — Друг. возм. пер.: грешники.
12  [11] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол, как верили евреи, попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
12  [12] — Букв.: как нисходящих в могилу.
14  [13] — Букв.: сума / кошель.
17  [14] — Текст неясен. По-видимому, смысл этой метафоры таков: разбойники глупее птиц, которые, если видят, что на них расставляют сеть, в нее не попадутся.
18  [15] — Букв.: для (пролития) их крови.
18  [16] — Букв.: подстерегают.
19  [17] — Букв.: путь.
20  [18] — Центральное место в начальных главах занимает персонифицированный образ Премудрости, которая призывает людей обратиться к ней. Премудрость в гл. 1—9 выступает как творческая энергия Самого Бога, Его помощница при творении, тот предвечный Божественный разум, который лежит в основе всего мироздания.
21  [19] — Букв.: шумных.
21  [20] — В древнем ближневосточном городе площадь возле городских ворот была средоточием общественной жизни. Здесь заседали старейшины города и здесь же происходил суд (ср. 22:22; 24:7; 31:23, 31).
22  [21] — Так передано евр. лец; этим словом обозначается циничный и наглый человек, который открыто глумится над понятиями добра и зла.
29  [22] — Ср. 1:7 и примеч. «б» к этому стиху.
31  [23] — Букв.: путей.
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.