Притчи 10 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Притчи Соломона.1 Мудрый сын радует отца, а глупый — горе для матери.2
 
Сын премудр веселит отца, сын же безумен печаль матери.

Обманом нажитое состояние не поможет, а праведность избавит от смерти.3
 
Не пользуют сокровища беззаконных, правда же избавит от смерти.

Не оставит ГОСПОДЬ праведника голодным, но алчные замыслы4 нечестивцев разрушит.
 
Не убиет гладом Господь душу праведную, живот же нечестивых низвратит.

Праздные руки на бедность обрекают, усердные руки богатство принесут.
 
Нищета мужа смиряет: руце же мужественных обогащаются.

Разумный сын в страду хлеб убирает, а тот, который спит в жатву, позорит отца.
 
Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится: спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный.

Благословения венчают голову праведника, а уста нечестивцев таят насилие.5
 
Благословение Господне на главе праведнаго: уста же нечестивых покрыет плачь безвременный.

Память о праведнике вовеки благословенна,6 а имя нечестивца в прах обратится.
 
Память праведных с похвалами: имя же нечестивых угасает.

Сердце мудрое повинуется заповедям, а уста глупца навлекают несчастья.7
 
Премудр сердцем приимет заповеди: непокровенный же устнама остроптевая запнется.

Кто непорочно живет, тому бояться нечего,8 а кто петляет,9 изобличен будет.
 
Иже ходит просто, ходит надеяся: развращая же пути своя, познан будет.

Кто лукаво подмигивает, причиняет боль, и уста глупца навлекают несчастья.10
 
Намизаяй оком с лестию собирает мужем печали: обличаяй же со дерзновением миротворит.

Уста праведного — живительный родник, а уста нечестивцев таят насилие.
 
Источник жизни в руце праведнаго: уста же нечестиваго покрыет пагуба.

Ненависть раздувает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
 
Ненависть воздвизает распрю: всех же нелюбопрителных покрывает любовь.

На устах разумного пребывает мудрость, а спина глупца — для палки.
 
Иже от устен произносит премудрость, жезлом биет мужа безсердечна.

Мудрец бережет знания, а речи глупого — неминуемая гибель.
 
Премудрии скрыют чувство, уста же продерзаго приближаются сокрушению.

Богатство для богача что город укрепленный,11 а нищета для бедного — погибель.
 
Стяжание богатых град тверд, сокрушение же нечестивых нищета.

Все старания праведника — к созиданию жизни, а у нечестивца вся прибыль — для греха.12
 
Дела праведных живот творят, плодове же нечестивых грехи.

Кто внимает наставлениям,13 указывает путь жизни, кто сам отвергает обличения, тот и других совращает.
 
Пути жизни хранит наказание: наказанием же не обличеный заблуждает.

Уста лжеца таят ненависть, а кто сеет клевету — тот глупец.
 
Покрывают вражду устне правыя: износящии же укоризну безумнейшии суть.

При многословии не избежать греха, кто сдержан в речах, поступает благоразумно.
 
От многословия не избежиши греха: щадя же устне, разумен будеши.

Слово в устах праведника14 — отборное серебро, но грош цена уму нечестивых.
 
Сребро разжженое язык праведнаго: сердце же нечестиваго изчезнет.

Уста праведника пестуют15 многих, глупые же гибнут от собственного безрассудства.
 
Устне праведных ведят высокая: безумнии же в скудости скончаваются.

Благословение ГОСПОДНЕ дарует богатство, и не приумножить его усердием.16
 
Благословение Господне на главе праведнаго, сие обогащает, и не имать приложитися ему печаль в сердцы.

Глупец услаждает себя гнусными замыслами, а разумный человек — мудростью.
 
Смехом безумный творит злая: премудрость же мужеви раждает разум.

Что страшит нечестивца, то его и постигнет, а желания праведных исполнятся.
 
В погибели нечестивый обносится: желание же праведнаго приятно.

Налетит буря — и нет нечестивца, а праведник устоит вовек.
 
Преходящей бури, нечестивый изчезает, праведный же уклонився спасается во веки.

Что уксус для зубов, что дым в глаза — таков лентяй для тех, кто дает ему поручения.
 
Якоже гроздие зеленое вред зубом и дым очима, тако законопреступление творящым е.

Благоговение пред ГОСПОДОМ дарует долголетие, а годы нечестивцев сочтены.
 
Страх Господень прилагает дни: лета же нечестивых умалятся.

Чаяния праведников радуют сердце, а надежда нечестивцев погибнет.
 
Пребывает с праведными веселие, упование же нечестивых погибает.

Путь ГОСПОДЕНЬ — надежное прибежище для непорочного, а для злодеев — погибель.
 
Утверждение преподобному страх Господень, сокрушение же творящым злая.

Праведник вовеки непоколебим будет, а нечестивых не будет на земле.
 
Праведник во веки не поколеблется: нечестивии же не населят земли.

Уста праведника источают мудрость,17 а язык гнусный вырван18 будет.
 
Уста праведнаго каплют премудрость, язык же неправеднаго погибнет:

Уста праведника ведают то, что благо, а речь нечестивцев порочна.19
 
устне мужей праведных каплют благодати, уста же нечестивых развращаются.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Отсюда и до 22:16 следует собрание отдельных изречений Соломона.
1  [2] — Вторая часть стиха почти дословно совпадает с 15:20.
2  [3] — Стих почти дословно совпадает с 11:4.
3  [4] — Букв.: желания.
6  [5] — Друг. возм. пер: насилие закроет уста нечестивцев, т. е. им воздастся тем же, что совершали они сами; та же строка повторяется в 10:11.
7  [6] — Или: праведника поминают при благословении.
8  [7] — Или: отвержение; то же в ст. 10.
9  [8] — Или (ближе к букв.): кто ходит в непорочности, ходит уверенно.
9  [9] — Букв.: искривляет пути свои.
10  [10] — LXX: а тот, кто открыто обличает, миротворец.
15  [11] — Эта часть стиха совпадает с первой частью 18:11.
16  [12] — Друг. возм. пер.: награда праведнику — жизнь, урожай нечестивца — наказание за грехи.
17  [13] — Или: обличениям.
20  [14] — Букв.: язык праведника.
21  [15] — Букв.: пасут; праведник здесь сравнивается с пастухом.
22  [16] — Или: и печали не прибавляет.
31  [17] — Букв.: плодоносят мудростью; ср. 12:14; 13:2; 18:20
31  [18] — Букв.: отрублен. В этой притче уста праведника метафорически отождествляются с плодоносящим деревом, а язык нечестивого — с бесплодным.
32  [19] — Или: коварна.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.