Притчи 11 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Обманные весы — мерзость для ГОСПОДА, а точные гири1 угодны Ему.
 
Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен ему.

Вслед за гордыней позор приходит, а смирению сопутствует мудрость.
 
Идеже аще внидет досаждение, тамо и безчестие: уста же смиренных поучаются премудрости.

Непорочность указывает путь честным, а вероломных погубит их коварство.
 
Умираяй праведник остави раскаяние, удобна же бывает и посмеятелна нечестивых погибель.

В день гнева богатство не поможет, а праведность избавит от смерти.
 
Совершенство правых наставит их, и поползновение отрицающихся пленит их. Не упользуют имения в день ярости: правда же избавит от смерти.

Праведность по ровной дороге поведет непорочного, а нечестивец падет из-за своего нечестия.
 
Правда непорочнаго исправляет пути, нечестие же впадает в неправду.

Честных спасет их праведность, а вероломные угодят в ловушку собственной похоти.2
 
Правда мужей правых избавит их, безсоветием же уловляются беззаконнии.

Со смертью нечестивца умирает и надежда его, и чаяния злодеев погибнут.
 
Скончавшуся мужу праведну, не погибнет надежда: похвала же нечестивых погибнет.

Праведник спасен будет от беды, вместо него попадет в нее нечестивец.
 
Праведный от лова убегнет, в негоже место предается нечестивый.

Уста лицемера губят ближнего, но праведники знанием спасутся.
 
Во устех нечестивых сеть гражданом, чувство же праведных благопоспешно.

Когда процветает праведник — город радуется, когда нечестивец сгинул — ликует.
 
Во благих праведных исправится град, и в погибели нечестивых радование.

Благословениями праведных воздвигается3 город, устами нечестивцев он разрушается.
 
В благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается.

Кто выказывает презрение к ближнему — лишен здравого смысла, а человек разумный хранит молчание.
 
Ругается гражданом лишенный разума, муж же мудр безмолвие водит.

Разносит сплетни всякий разглашающий тайны, а достойный доверия4 не скажет лишнего.5
 
Муж двоязычен открывает советы в сонмищи, верный же духом таит вещы.

Народ, лишенный мудрого руководства,6 гибнет, ищущие совета у многих людей одержат победу.7
 
умже и несть управления, падают аки листвие, спасение же есть во мнозе совете.

Кто за чужого человека поручился — обрек себя на беду, кто ненавидит обязательство за долг другого — живет в безопасности.
 
Лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным, ненавидит же гласа утверждения.

Добрая8 женщина стяжает славу, сильные9 мужи стяжают богатство.
 
Жена благодатна возносит мужу славу: престол же безчестия жена ненавидящая правды. Богатства ленивии скудни бывают, крепцыи же утверждаются богатством.

Милосердный человек милостив к себе, жестокий — обрекает тело свое на муки.
 
Души своей благотворит муж милостивый, погубляет же тело свое немилостивый.

Плата нечестивцу призрачна, но сеющему праведность — истинное воздаяние.
 
Нечестивый творит дела неправедная: семя же праведных мзда истины.

Не отступающий от праведности обретет жизнь, а кто стремится к злу — к собственной смерти спешит.
 
Сын праведный раждается в живот: гонение же нечестиваго в смерть.

Коварное сердце отвратительно ГОСПОДУ, но те, чей путь непорочен, радуют Его.
 
Мерзость Господеви путие развращенни, приятни же ему вси непорочнии в путех своих.

Не сомневайся,10 злодей безнаказанным не останется, а род праведных будет спасен.
 
В руку руце вложив неправедно, не без муки будет злых: сеяй же правду приимет мзду верну.

Женщина красивая, но безрассудная — что золотое кольцо в свином рыле.11
 
Якоже усерязь златый в ноздрех свинии, тако жене злоумней лепота.

Праведники желают лишь добра, а надежды нечестивцев обернутся гневом Господним.
 
Желание праведных все благое, надежда же нечестивых погибнет.

Иной раздает щедро — и становится богаче, а другой скуп сверх меры, да только беднеет.
 
Суть, иже своя сеюще, множайшая творят: суть же и собирающе чуждая, умаляются.

Щедрая душа не узнает голода, и того, кто другому дал напиться, от жажды избавят.
 
Душа благословенна всякая простая: муж ярый неблагообразен.

Проклянут люди того, кто припрятал зерно, а голову продающего хлеб12 венчает благословение.
 
Удержаваяй пшеницу оставит ю языком: продаяй пшеницу скупо, от народа проклят, благословение же Господне на главе подавающаго.

Кто добра ищет, найдет благоволение Господне, кто стремится к злу, к тому оно и придет.
 
Творяй благая ищет благодати добры: ищущаго же злая постигнут его.

Кто на богатство свое полагается, тот падет, а праведники полны сил будут, словно свежая листва.13
 
Надеяйся на богатство свое, сей падет: заступаяй же праведных, той возсияет.

Кто свой дом разоряет, тому ветер достанется в удел, и глупец будет слугой мудрецу.
 
Не сматряяй своего дому наследит ветры: поработает же безумный разумному.

Плод праведности — древо жизни, и мудрый привлекает к себе людей.14
 
От плода правды древо жизни прозябает: отемлются же безвременно души беззаконных.

Если праведнику уже на земле воздается, то тем более — нечестивцу и грешнику!15
 
Аще праведный едва спасается, нечестивый же и грешный где явится?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В знач. гири точного веса.
6  [2] — Или: алчных желаний; ср. 10:3.
11  [3] — Или: возвеличивается / прославляется.
13  [4] — Букв.: верный духом.
13  [5] — Или: не выдаст секрет.
14  [6] — Или: мудрого попечения / совета.
14  [7] — Или: спасены будут.
16  [8] — Или: любезная / милая.
16  [9] — Или: трудолюбивые. Ср. более пространный текст в LXX: добрая жена стяжает славу для мужа, а жена, ненавидящая праведность, — престол бесчестия; ленивый придет к нищете, но трудолюбивый приобретает богатство.
21  [10] — Букв.: рука в руке; друг. возм. пер.: рано или поздно.
22  [11] — В библейские времена женщины носили подобные украшения не только в ушах, но и в носу, см. Быт 24:47; Ис 3:21.
26  [12] — Друг. возм. пер.: того, кто снабжает хлебом.
28  [13] — Или (ближе к букв.): будут зеленеть, как лист.
30  [14] — Букв.: берет души. Масоретский текст не совсем ясен; друг. чтение: а насилие губит жизни, ср. Пс 30:14.
31  [15] — LXX: если даже праведник с трудом может быть спасен, то что же станется с нечестивым и грешным? Ср. цитату из Притч в 1Пет 4:18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.