Притчи 16 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Слагает человек мысли в своей душе, но речь из уст его — от ГОСПОДА.1
 
Человеку предложение сердца: и от Господа ответ языка.

Все пути человека безупречны2 в его глазах, но ГОСПОДЬ испытует3 души.
 
Вся дела смиреннаго явленна пред Богом, и укрепляяй духи Господь.

Все дела свои ГОСПОДУ доверь, и задуманное тобой свершится.
 
Приближи ко Господу дела твоя, и утвердятся помышления твоя.

Всё сотворил ГОСПОДЬ с определенной целью, и даже нечестивца — для дня бедствия.
 
Вся содела Господь себе ради: нечестивии же в день зол погибнут.

Мерзость для ГОСПОДА — человек высокомерный, не сомневайся, безнаказанным он не останется.
 
Нечист пред Богом всяк высокосердый: в руку же руце влагаяй неправедно не обезвинится.

Любовью неизменной и верностью искупается грех, благоговенье пред ГОСПОДОМ отведет от зла.
 
Начало пути блага, еже творити праведная, приятна же пред Богом паче, нежели жрети жертвы.

Если угодны ГОСПОДУ поступки человека, то даже врагов его Он с ним примирит.4
 
Ищай Господа обрящет разум со правдою:

Лучше скромный достаток, да в праведности, чем прибыль большая, да без справедливости.
 
праве же ищущии его обрящут мир.

Человек сам решает, по какой дороге идти, но ГОСПОДЬ придает твердость его поступи.5
 
Вся дела Господня со правдою: хранится же нечестивый на день зол.

В слове царя — Божья воля,6 в приговоре своем он не ошибется.
 
Пророчество во устнех царевых, в судищи же не погрешат уста его.

Верные весы и подлинная мера — от ГОСПОДА, и точные гири в суме Им задуманы.7
 
Превеса мерила правда у Господа: дела же его мерила праведная.

Мерзость для царей — творить зло,8 престол ведь справедливостью держится.
 
Мерзость цареви творяй злая: со правдою бо уготовляется престол началства.

Угодны царю честные уста, любит он тех, кто говорит правду.
 
Приятны царю устне праведны, словеса же правая любит Господь.

Гнев царя предвещает смерть, но мудрый человек отвратит гнев.
 
Ярость царева вестник смерти: муж же премудр утолит его.

В светлом взоре царя — жизнь, благоволение его — что весенний дождь.9
 
Во свете жизни сын царев: приятнии же ему яко облак позден.

Приобретать мудрость — лучше золота: и обрести разумение — предпочтительней серебра.
 
Угнеждения премудрости избраннее злата: вселения же разума дражайши сребра.

Дорога честных отведет от зла, сбережет она жизнь всякому, кто с пути своего не свернет.10
 
Путие жизни укланяются от злых: долгота же жития путие праведни. Приемляй наказание во благих будет, храняй же обличения умудрится. Иже хранит своя пути, соблюдает свою душу: любяй же живот свой щадит своя уста.

За гордыней вслед идет погибель, за высокомерным духом — паденье.
 
Прежде сокрушения предваряет досаждение, прежде же падения злопомышление.

Лучше со смиренным духом жить среди бедных, чем с надменными делить добычу.
 
Лучше кроткодушен со смирением, нежели иже разделяет корысти с досадительми.

Кто вникает в дело11 — обретет благополучие, а кто на ГОСПОДА уповает, благо тому.
 
Разумный в вещех обретатель благих, надеяйся же на Господа блажен.

Сердцем мудрый прослывет разумным, а ласковая речь всякого убедит.12
 
Премудрыя и разумныя злыми наричут, сладции же в словеси множае услышани будут.

Благоразумие — живительный родник для тех, кто им обладает, а глупость — глупцам наука.13
 
Источник животен разум стяжавшым, наказание же безумных зло.

У кого в сердце мудрость, у того и речь умна, и слова14 его убедительны.
 
Сердце премудраго уразумеет яже от своих ему уст, во устнах же носит разум.

Доброе слово что сотовый мед, душу оно усладит и тело15 исцелит.
 
Сотове медовнии словеса добрая, сладость же их изцеление души.

Видится человеку путь его прямым, а в конце окажется он дорогой к смерти.16
 
Суть путие мнящиися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово.

Пустой желудок17 заставляет работника трудиться — рот голодный его подгоняет.
 
Муж в трудех труждается себе и изнуждает погибель свою: строптивый во своих устах носит погибель.

Нечестивец18 замышляет зло, и на устах его — словно огонь испепеляющий.
 
Муж безумен копает себе злая и во устнах своих сокровищствует огнь.

Коварный человек сеет раздоры, и сплетник разлучает друзей.
 
Муж строптивый разсылает злая, и светилник льсти вжигает злым, и разлучает други.

Злодей обольщает ближнего, увлекает его на путь недобрый.
 
Муж законопреступен прельщает други и отводит их в пути не благи.

Вот он щурится — значит, коварство на уме, губы закусывает — зло у него наготове.
 
Утверждаяй очи свои мыслит развращенная, грызый же устне свои определяет вся злая: сей пещь есть злобы.

Седина — венец славы, обретается она на праведном пути.
 
Венец хвалы старость, на путех же правды обретается.

Выдержка лучше силы,19 кто собой владеет — сильнее покорителя городов.
 
Лучше муж долотерпелив паче крепкаго, (и муж разум имеяй паче земледелца великаго:) удержаваяй же гнев паче вземлющаго град.

Бросают жребий в полы одежд, но что выпадет, ГОСПОДЬ решает.20
 
В недра входят вся неправедным: от Господа же вся праведная.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: человеку (принадлежат) планы ума / сердца, но от Господа — ответ языка. Во всей Книге притчей придается большое значение слову, сказанному вовремя. Тщательно обдумывать свои мысли во власти самого человека, но способность вовремя сказать нужное слово — дается Господом.
2  [2] — Букв.: чисты.
2  [3] — Букв.: Господь взвешивает. Этот стих почти дословно повторяется в 21:2.
7  [4] — Или: принудит Он к миру с ним.
9  [5] — Друг. возм. пер.: но Господь направляет человека на пути. Слова «путь, дорога, шаги» в Книге притчей многозначны. Это и нравственный выбор между добром и злом (1:15; 15:9), это и поступки человека, его поведение (14:2; 16:2), а также его судьба (ср. русское выражение «жизненный путь», см. 3:6; 20:24).
10  [6] — Букв.: прорицание на устах царя. Выражением «Божья воля» передано евр. кесем, которое означает «прорицательное слово», и его не следует понимать буквально. Эта пословица скорее указывает на то, что является идеалом (ср. ст. 12). В ВЗ, за исключением данного стиха, евр. слово кесем выступает как синоним «ворожбы», «гадания», «колдовства» лжепророчествующих и имеет резко отрицательное значение (см. Иер 14:14; Иез 13:6,23; Иез 21:21−23). Об обязанности царя знать и исполнять Закон, см. Втор 17:18−20.
11  [7] — Букв.: Его дело.
12  [8] — Это, скорее, свидетельство о моральном долге, идеале, а не описание исторической действительности.
15  [9] — Букв.: тучка с весенним дождем. Весенние дожди идут в Палестине в апреле-марте; они очень важны для будущего урожая. Начало года по еврейскому календарю приходится на осень (Исх 23:16; Исх 34:22), потому весенние дожди называются поздними (ближе к концу еврейского года) в противоположность ранним дождям, которые идут с конца октября по начало декабря (ближе к началу еврейского года).
17  [10] — Букв.: кто хранит путь свой. В оригинале здесь внутренняя рифма и аллитерация.
20  [11] — Или: внемлет (мудрому) слову.
21  [12] — Или: сладость уст прибавляет разума.
22  [13] — Словом наука передано евр. мусар, которое, с одной стороны, означает «наставление, учение, правила» (см., напр., 1:2,7,8 и др.), с другой — «наказание, упрек, укор» (3:11; 6:23 13:24). В тексте, таким образом, намеренная двусмысленность: «учение глупцов — их собственная глупость», и одновременно с этим она же — «их наказание и укор им».
23  [14] — Букв.: уста.
24  [15] — Букв.: кости.
25  [16] — Стих дословно повторяет 14:12.
26  [17] — Так здесь переведено многозначное евр. нефеш, которое, помимо самого распространенного значения «душа, жизнь», может также означать «желание, голод» (см. в этом значении 6:30; 23:2; 27:7; Втор 14:26; Втор 23:24; Иов 33:20).
27  [18] — Или: развратник.
32  [19] — Или: выдержанный (человек) лучше храбреца.
33  [20] — Представление о том, что при помощи жребия можно узнать волю Господа, характерно для ВЗ, см. Суд 1:3, Ис 34:17, Лев 16:8,1Цар 14:41; 1Цар 28:6; Ион 1:7; ср. также Деян 1:26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.