Притчи 22 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Доброе имя дороже любого1 богатства, добрая слава2 дороже серебра и злата.
 
Лучше имя доброе, неже богатство много, паче же сребра и злата благодать благая.

Пересекаются пути богача и бедняка:3 каждого ГОСПОДЬ создал.
 
Богат и нищь сретоста друг друга, обоих же Господь сотвори.

Разумный, завидев беду, спешит укрыться, а неискушенный идет прямиком, за что и поплатится.4
 
Худог, видев лукаваго мучима крепко, сам наказуется: безумнии же мимошедше отщетишася.

Смирение и благоговенье пред ГОСПОДОМ5 принесут и богатство, и добрую славу, и жизнь.
 
Род премудрости страх Господень, и богатство и слава и живот.

У коварного на пути — ловушки и тернии, но кто душу свою6 бережет, их избежит.
 
Волчцы и сети на путех стропотных, храняй же свою душу избежит их.

Наставляй юношу в начале его пути,7 тогда и в старости он с него не свернет.
 
Богатии убогими имут обладати,

Богач бедняками правит, и должник — раб заимодавца.
 
и раби своим господем взаим дадут.

Сеющий зло пожнет беду, и жезла гнева его не станет.
 
Сеявый злая пожнет злая, язву же дел своих совершит.

Благословен человек с добрым сердцем,8 ибо хлебом своим с бедняками делится.
 
Мужа тиха и даятеля любит Господь, суету же дел его скончает.

Прогони прочь бесстыдного человека — и утихнет раздор, не станет брани и ссор.9
 
Милуяй нищаго сам препитается: от своих бо хлебов даде убогому. Победу и честь устрояет даяй дары, обаче душу погубляет стяжавших.

Кто любит чистоту сердца, у кого на устах доброе слово, с теми и царь дружен.
 
Изжени от сонмища губителя, и изыдет с ним прение: егда бо сядет в сонмищи, всех безчестит.

Слова разумного — под чутким оком ГОСПОДА, а слова вероломного Он отвергнет.
 
Любит Господь преподобная сердца, приятни же ему вси непорочнии в путех своих: устнама пасет царь (люди своя).

Говорит лентяй: «Лев за воротами!10 На улице я погибну!»
 
Очи Господни соблюдают чувство: презирает словеса законопреступный.

Уста чужой жены — что яма глубокая, на кого ГОСПОДЬ разгневан, тот в нее попадет.
 
Вины ищет и глаголет ленивый: лев на стезях, на путех же разбойницы.

Если глупость завелась в сердце юноши, наставление с розгой ее прогонит.
 
Яма глубока уста законопреступных: возненавиденый же от Господа впадется в ню. Суть путие злии пред мужем, и не любит возвратитися от них: возвратитися же подобает от пути стропотна и злаго.

Кто бедного угнетает ради достатка и взятки дает богачу — обнищает.
 
Безумие висит на сердцы юнаго: жезл же и наказание далече (отгонит) от него.

11 Настрой свой слух, внимай словам мудрецов, обрати свой разум12 к моему знанию.
 
Обидяй убогаго многая себе зла творит, дает же богатому во оскудение (себе).

Как отрадно будет тебе хранить слова эти в сердце! Пусть всегда покоятся они на устах твоих!
 
Ко словесем мудрых прилагай твое ухо, и услыши моя словеса: свое же сердце утверди (к ним), да разумееши, яко добра суть.

Тебя, тебя сегодня я им научу, чтобы уповал ты на ГОСПОДА.
 
И аще вложиши я в сердце твое, возвеслят тебе купно во твоих устнех.

Для тебя написал я эти тридцать изречений13 с наставлениями и советами,
 
Да будет ти на Господа надежда, и покажет ти путь свой.

чтобы научился ты правде и словам истины, чтобы смог дать ответ тем, кто поставлен над тобою.14
 
Ты же напиши я себе трижды, на совет и смысл и разум, на широте сердца твоего: учу бо тя истинному словеси, и разума благаго слушати на ответы словесем истинным предлагаемым тебе.

Беден бедняк, но ты не угнетай его и нищего не обижай на суде,15
 
Не насильствуй нищаго, зане убог есть, и не досаждай немощному во вратех:

ибо Сам ГОСПОДЬ за них в тяжбе вступится и у тех, кто обирал их, отберет жизнь.
 
Господь бо имать судити его суд, и избавиши твою безбедную душу.

Не дружись с гневливым, не водись со вспыльчивым,
 
Не бывай друг мужу гневливу и со другом жестокосердым не соводворяйся:

иначе пойдешь по их дороге, самому себе приготовишь ловушку.
 
да не когда научишися путем его и приимеши тенета души твоей.

Не будь среди тех, кто за другого ручается, берет на себя чужие долги.
 
Не вдавайся в поручение, стыдяся лица:

Если нечем тебе будет платить — даже постель вытащат из-под тебя!
 
егда бо не будеши имети чим искупитися, возмут постелю, яже под ребры твоими.

Не нарушай древней межи,16 которую установили предки твои.
 
Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои.

Видел ты человека, искусного в своем деле? Царям он будет служить, а не черни.
 
Прозрителну человеку и острому в делех своих пред царьми подобает стояти, и не стояти пред мужми простыми.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: большого.
1  [2] — Или: любовь людей.
2  [3] — Букв.: встречаются, ср. то же выражение в 29:13. Друг. возм. пер.: богач и бедняк (вот в чем) равны.
3  [4] — Этот стих почти дословно повторяется в 27:12; ср. также 14:15,18.
4  [5] — Друг. возм. пер.: награда за смирение — страх Господень / благоговенье пред Господом. Или: последствия смирения — страх Господень / благоговенье пред Господом.
5  [6] — Или: жизнь свою.
6  [7] — Традиционный перевод: по какому пути ему идти.
9  [8] — Букв.: с добрым глазом; злой и завистливый человек в Притчах может быть назван «человеком со злым глазом», см. 23:6; 28:22.
10  [9] — Передана рифма оригинала.
13  [10] — Букв.: снаружи. Так лентяй оправдывает свое нежелание что-либо делать и вообще выходить из дома.
17  [11] — Здесь начинается отдельная часть Книги притчей, которая в 22:20 названа «тридцатью изречениями».
17  [12] — Букв.: свое сердце.
20  [13] — Или: трижды я переписывал для тебя изречения; или: я написал для тебя лучшие изречения.
21  [14] — Букв.: тем, кто посылает тебя (с заданием).
22  [15] — Букв.: у ворот, см. примеч. «б» к 1:21.
28  [16] — Эта часть стиха повторяется в первой части 23:10.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.