Притчи 23 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Если садишься за трапезу с правителем, примечай, что1 перед тобою.
 
Аще сядеши вечеряти на трапезе сильнаго, разумно разумевай предлагаемая тебе,

Нож приставь к собственному горлу, чтобы не есть сверх меры!2
 
и налагай руку твою, ведый, яко сицевая тебе подобает уготовити:

Не соблазняйся его изысканным угощеньем — его еда обманчива.
 
аще же несытнейший еси, не желай брашен его: сия бо имут живот ложен.

Не изнуряй себя в погоне за богатством, будь разумен, обуздывай себя.3
 
Не распростирайся убог сый с богатым, твоею же мыслию удаляйся.

Разгорелись глаза на чужое добро — а его уж нет, вдруг крылья отрастило и, как орел, в небо улетело.
 
Аще устремиши на него око твое, никогдаже явится: соделаны бо суть ему крила яко орлу, и обращается в дом настоятеля своего.

Не садись за трапезу со скаредным4 и не соблазняйся его изысканным угощеньем.
 
Не вечеряй с мужем завистливым, ниже похощеши пищей его:

Он подобен тому, кто таится, но всему счет ведет,5 скажет тебе: «Ешь и пей», а сердце его к тебе не лежит.
 
имже бо образом аще кто поглотит власы, сице яст и пиет: ниже к себе да введеши его и снеси хлеб твой с ним:

Проглоченный кусок извергнешь да похвалы свои даром растратишь.
 
изблюет бо его и осквернит словеса твоя добрая.

Не разговаривай с глупцом, ибо мудрость твоих слов он презирает.
 
Во ушию безумнаго ничтоже глаголи, да не когда поругает разумная словеса твоя.

Не нарушай древней межи6 — на поле сироты не посягай.
 
Не прелагай предел вечных и в стяжание сирот не вниди:

Ведь Заступник сих малых могуч, Он Сам вмешается в их тяжбу с тобою.
 
избавляяй бо их Господь крепок есть и разсудит суд их с тобою.

Сердце свое обрати к обличению, открой свой слух к разумному слову.
 
Даждь в наказание сердце твое, ушеса же твоя уготовай словесем чувственным.

Не лишай юношу наказания: не умрет, коли накажешь розгой.7
 
Не преставай младенца наказовати: аще бо жезлом биеши его, не умрет (от него):

Накажешь его розгой — и от Шеола избавишь его.
 
ты бо побиеши его жезлом, душу же его избавиши от смерти.

Сын мой, если сердце твое познало мудрость, то и мое сердце радостью полнится.
 
Сыне, аще премудро будет сердце твое, возвеселиши и мое сердце,

Я буду радоваться всем естеством своим,8 когда твои уста будут говорить правду.
 
и пребудут в словесех твои устне к моим устнам, аще права будут.

Пусть не завидует сердце твое грешникам, но всякий день живи в благоговении пред ГОСПОДОМ.
 
Да не ревнует сердце твое грешником, но в страсе Господни буди весь день:

Знай, что есть у тебя будущее, и надежда твоя не погибнет.9
 
аще бо соблюдеши я, будут ти внуцы, и упование твое не отступит.

Слушай, сын мой, познавай мудрость, сердце свое направь на путь верный.
 
Слушай, сыне, и премудр бывай и исправляй мысли твоего сердца:

Не будь среди тех, кто вином упивается и мясом объедается,
 
не буди винопийца, ниже прилагайся к сложением и купованием мяс:

ибо пьянство и обжорство до нищеты доведут, сонливость — облачит в лохмотья.
 
всяк бо пияница и блудник обнищает, и облечется в раздранная и в рубища всяк сонливый.

Слушай отца своего: он дал тебе жизнь, и матушку свою не презирай, когда состарится.
 
Слушай, сыне, отца родившаго тя, и не презирай, егда состареется мати твоя.

Стремись обрести истину, но не торгуй мудростью, наставлением и разумом.10
 
Истину стяжи и не отрини мудрости и учения и разума.

Ликовать будет отец праведника, и родитель мудрого человека будет радоваться, смотря на него.
 
Добре воспитовает отец праведен, о сыне же премудрем веселится душа его.

Возрадуются отец твой и матушка твоя, возликует родившая тебя!
 
Да веселится отец и мати о тебе, и да радуется рождшая тя.

Сын мой, отдай мне сердце свое, не своди глаз с моего прямого пути.11
 
Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают.

Знай, блудница — что яма глубокая, узкий колодец — жена чужая.
 
Сосуд бо сокрушен чуждий дом, и студенец тесен чуждий:

Притаилась она в засаде, будто преступник, и множит изменников12 среди мужей.
 
сей бо вскоре погибнет, и всякий законопреступник потребится.

У кого в доме горе: ах да ох? У кого ссоры и вой, синяки без причины, налитые кровью глаза?13
 
Кому горе? кому молва? кому судове? кому горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи?

У того, кто засиживается за вином, кто бродит в поисках хмельного.14
 
Не пребывающым ли в вине? и не назирающым ли, где пирове бывают?

Не смотри на вино, как оно рдеет, как искрится в чаше, как оно струится.15
 
Не упивайтеся вином, но беседуйте ко человеком праведным, и беседуйте во проходех: аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи твои, последи имаши ходити нажайший белилнаго древа:

Как змея, оно ужалит тебя, как гадюка, укусит.
 
последи же яко от змиа уязвен прострется, и якоже от кераста разливается ему яд.

И глаза твои затуманятся,16 и мысли в сердце твоем извратятся,17
 
Очи твои егда узрят (жену) чуждую, уста твоя тогда возглаголют стропотная:

будешь ты как спящий посреди моря, на верхушке мачты задремавший, будешь только твердить:
 
и возляжеши яко в сердцы моря и якоже кормчий во мнозе волнении.

«Бьют меня, а мне и не больно, колотят, а я ничего не чувствую, вот просплюсь и опять буду искать, чего бы мне выпить ».
 
Речеши же: биша мя, и не поболех, и поругашася ми, аз же не разумех: когда утро будет, да шед взыщу, с нимиже снидуся?

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: кто.
2  [2] — Или: если не можешь усмирить своей прожорливости.
4  [3] — Букв.: остановись / прекрати. Друг. возм. пер.: не сосредотачивайся (на богатстве).
6  [4] — Букв.: со злым глазом; или: с человеком завистливым.
7  [5] — Или: душа его — закрытые ворота. Текст неясен. Другой перевод, основанный на LXX: он — словно волосок в горле, т. е., как «волосок в горле», вызывает рвоту, см. след. стих.
10  [6] — Эта часть стиха повторяет первую часть 22:28.
13  [7] — В тексте намеренная двусмысленность. С одной стороны, говорится, что ничего страшного от наказания не случится, с другой — что наказание и дает юноше жизнь, потому что делает его мудрее, см. след. стих.
16  [8] — Букв.: почками своими — по представлению семитов, почки были средоточием чувств, эмоций человека.
18  [9] — Этот стих повторяется во второй части 24:14.
23  [10] — Букв.: купи истину и не продавай ее, (купи) мудрость, наставление и проницательность. Этот стих отсутствует в LXX.
26  [11] — Букв.: пусть глаза твои хранят мой путь; друг. чтение: пусть глаза твои находят отраду в моем пути.
28  [12] — Или: будто похититель, и захватывает изменников.
29  [13] — Или: мутные глаза.
30  [14] — Букв.: приправленного (пряностями) вина.
31  [15] — Или: как ровно льется; или: как пьется легко.
33  [16] — Или: увидят странные вещи; или: на чужих (женщин) смотреть станут.
33  [17] — Друг. возм. пер.: и будешь говорить несуразное.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.