Притчи 8 глава

Притчи Соломона
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Не Премудрость ли взывает к вам? Не здравомыслия ли голос громкий
 
Темже ты премудрость проповеждь, да разум послушает тебе.

звучит с вершин холмов? У дорог и на перепутьях стоит Премудрость;
 
На высоких бо краех есть, посреде же стезь стоит:

подле ворот, у входа в город восклицает она:
 
при вратех бо сильных приседит, во входех же поется.

«К вам, о люди, я взываю, к роду человеческому — мой призыв!1
 
Вас, о, человецы, молю, и вдаю мой глас сыном человеческим.

О несмышленые, научитесь же проницательности, и вы, люди глупые, — пониманию.
 
Уразумейте, незлобивии, коварство, ненаказаннии же, приложите сердце.

Внимайте мне: о самом главном я буду говорить, на устах моих — правда,
 
Послушайте мене: честная бо реку и изнесу от устен правая.

язык мой истину изрекает, устам моим ненавистна неправда.
 
Яко истине поучится гортань мой, мерзки же предо мною устны лживыя.

Все речи мои — праведны, нет в них ни кривды, ни лукавства.
 
С правдою вси глаголы уст моих, ничтоже в них стропотно, ниже развращенно.

Понятны они человеку разумному, тому, кто ищет знание, — ясны.2
 
Вся права разумевающым, и права обретающым разум.

Наставление мое серебру предпочтите, а знание — золоту отборному,
 
Приимите наказание, а не сребро, и разум паче злата искушена: избирайте же ведение паче злата чиста.

ибо мудрость лучше жемчугов,3 не сравнится с ней никакая прихоть.4
 
Лучши бо премудрость камений многоценных, всякое же честное недостойно ея есть.

Я — Премудрость, с проницательностью неразлучна; обладаю прозорливостью и знанием.
 
Аз премудрость вселих совет, и разум и смысл аз призвах.

Благоговение пред ГОСПОДОМ — в непримиримости5 к злу. Спесь и гордыню, лживый6 язык и злые поступки я ненавижу.
 
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых: возненавидех же аз развращенныя пути злых.

У меня совет, у меня и удача, со мной здравомыслие и сила.
 
Мой совет и утверждение, мой разум, моя же крепость.

Цари мною царствуют и правители слагают законы справедливые,
 
Мною царие царствуют, и сильнии пишут правду:

владыки мною правят, вожди и все, кто правый суд вершит.7
 
мною вельможи величаются, и властитилие мною держат землю.

Кто возлюбил меня, того и я люблю, и кто взыскует меня, меня обретет.
 
Аз любящыя мя люблю, ищущии же мене обрящут благодать.

Со мною слава и богатство, праведность и долгое благоденствие.
 
Богатство и слава моя есть, и стяжание многих и правда.

Плод мой прекраснее золота, золота самого чистого, и дохода от меня гораздо больше, чем от серебра отборного.
 
Лучше есть плодити мене, паче злата и камения драга: мои же плоды лучше сребра избранна.

По пути праведности я иду, по стезям справедливости,
 
В путех правды хожду и посреде стезь оправдания живу,

чтобы одарить благом8 любящих меня и сокровищницы их наполнить.
 
да разделю любящым мя имение, и сокровища их исполню благих. Аще возвещу вам бывающая на всяк день, помяну, яже от века, изчести.

ГОСПОДЬ обладал мною9 в начале пути Своего, прежде деяний Своих искони.
 
Господь созда мя (Евр.: стяжа мя) начало путий своих в дела своя,

Я существую вечно, изначально, прежде, чем земля обрела свое бытие.
 
прежде век основа мя, в начале, прежде неже землю сотворити,

Я родилась, когда не было еще первоначальной бездны10 и источников ее, исторгающих воду,
 
и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод,

прежде чем были воздвигнуты горы, прежде холмов я возникла.
 
прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает мя.

Тогда еще не создал Он ни земли, ни полей, ни первых пылинок вселенной.
 
Господь сотвори страны и ненаселенныя, и концы населенныя поднебесныя.

Когда Он утверждал небеса, я была там. Когда Он чертил круг по поверхности бездны,11
 
Егда готовяше небо, с ним бех, и егда отлучаше престол свой на ветрех,

когда водружал облака сверху, укрощал источники бездны,
 
и егда крепки творяше вышния облаки, и егда тверды полагаше источники поднебесныя,

указывал морю предел его, который воды его переступить не могут, когда закладывал основания земли,
 
и егда полагаше морю предел его, да воды не мимо идут уст его, и крепка творяше основания земли, бех при нем устрояющи.

я была при Нем искусной художницей,12 ликованием Его была ежедневным, перед Ним я радовалась непрестанно.
 
Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем его на всяко время,

Радовалась я всему Его обитаемому миру, ликовала о всем роде людском.
 
егда веселяшеся вселенную совершив, и веселяшеся о сынех человеческих.

И теперь, дети, послушайте меня! Благо тем, кто держится моего пути!
 
Ныне убо, сыне, послушай мене: и блажени, иже пути моя сохранят.

Внимайте наставленью — и вы будете мудры, не пренебрегайте им.
 
Услышите премудрость, и умудритеся, и не отмещите.

Благо тому, кто меня слушает, кто у дверей моих все дни проводит, стоит на страже у порога моего.13
 
Блажен муж, иже послушает мене, и человек, иже пути моя сохранит, бдяй при моих дверех присно, соблюдаяй праги моих входов:

Кто обрел меня — обрел жизнь и снискал благосклонность ГОСПОДА.
 
исходи бо мои исходи живота, и уготовляется хотение от Господа:

А кто против меня грешит — себе самому14 вредит. Все ненавидящие меня смерть возлюбили».
 
согрешающии же в мя нечествуют на своя души, и ненавидящии мя любят смерть.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: голос.
9  [2] — Друг. возм. пер.: истинны.
11  [3] — Или: кораллов.
11  [4] — Стих почти дословно повторяет 3:15.
13  [5] — Букв.: ненависти.
13  [6] — Или: развращенный.
16  [7] — Друг. чтение: все судьи земли.
21  [8] — Или: богатым наследством.
22  [9] — Словом «обладал» передан евр. глагол кана, наиболее распространенное значение которого «приобретать, покупать, завладевать». Есть, однако, несколько мест в Ветхом Завете, где тот же глагол может пониматься и как «создал, породил» (ср. Быт 4:1; Быт 14:19,22); именно так переведено это место в LXX (эктисен — «создал»); в Вульгате — «имел» (possedit).
24  [10] — Или: пучины; ср. Быт 1:2.
27  [11] — По-видимому, круг земли, ср. Ис 40:22; Иов 26:10; Иов 22:14.
30  [12] — Друг. возм. пер.: младенцем; или: наперсницей.
34  [13] — Вновь стремление к Премудрости описывается языком и образами любовной поэзии, ср. Песнь 2:9.
36  [14] — Или (ближе к букв.): своей жизни.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.