Екклесиаст 7 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Доброе имя дороже изысканного аромата,1 как день смерти лучше дня рождения.
 
Что излишше человеку, яко кто весть, что благо человеку в животе (его) число дний живота суетства его? и сотвори я в сени: яко кто возвестит человеку, что будет по нем под солнцем?

Лучше идти туда, где оплакивают умерших, чем туда, где пируют,2 ибо смерть ожидает каждого человека,3 и живому стоит задумываться об этом.4
 
Благо имя паче елеа блага, и день смертный паче дня рождения его.

Лучше невзгоды, чем смех, ибо печаль на лице — во благо сердцу.
 
Благо ходити в дом плача, нежели ходити в дом пира, понеже сие конец всякому человеку, и живый даст благо в сердцы его.

Сердце мудрых — там, где плач, а сердце глупцов — в местах веселья.
 
Блага ярость паче смеха, яко во злобе лица ублажится сердце.

Лучше от мудрого упрек, чем от глупца славословье,5
 
Сердце мудрых в дому плача, а сердце безумных в дому веселия.

ибо восторги глупца — что треск горящих сучьев под котлом! И это тщета!
 
Благо еже слышати прещение премудра, паче мужа слышащаго песнь безумных:

Притесняя других, и мудрый глупеет, а взятки развращают сердце.
 
якоже глас терния под котлом, тако смех безумных. И сие суета.

Конец дела лучше его начала,6 терпеливый лучше надменного.
 
Яко клевета льстит мудраго и погубляет сердце благородствия его.

Не торопись сердиться, ибо сердиться свойственно глупцам.
 
Блага последняя словес паче начала его: благ терпеливый паче высокаго духом.

И не сетуй: „Почему прежде было лучше, чем в нынешние дни?“, потому что не мудрость задает такой вопрос.
 
Не тщися в дусе своем яритися, яко ярость в недре безумных почиет.

Хороша мудрость вместе с наследством — на пользу всем, кто видит солнце.
 
Да не речеши: что бысть, яко дние прежднии беша блази паче сих? яко не в мудрости вопросил еси о сем.

Под сенью мудрости как под сенью серебра.7 Польза знания в том, что мудрость хранит тебя в живых.8
 
Блага мудрость с наследием, паче же видящым солнце:

Взгляни на дела Божьи. То, что Он искривил, — кто выправит?
 
яко в сени его мудрость, якоже сень сребра, и изюбилие разума премудрости оживляет, иже от нея.

В день счастливый наслаждайся счастьем, а в день беды присмотрись: и то, и это сотворил Бог, чтобы не мог человек понять, что будет впереди.9
 
Виждь творения Божия: яко кто может украсити, егоже аще Бог превратит?

Всякого насмотрелся я в тщетной этой жизни: бывает, что праведник гибнет по праведности своей, а бывает, что и нечестивый благоденствует в нечестии своем.
 
В день благостыни (его) живи во блазе и виждь в день зла: виждь, и с ним согласно сие сотвори Бог, о глаголании, да не обрящет человек за ним ничтоже.

В праведности и в мудрствовании не перестарайся: зачем причинять себе вред?
 
Всяческая видех во днех суетствия моего: есть праведный погибаяй во своей правде, и есть нечестивый пребываяй во своей злобе.

Не злодействуй и не безумствуй: зачем сокращать свою жизнь?10
 
Не буди правдив вельми, ни мудрися излишше, да не когда изумишися.

Хорошо с одним делом справляться и другого не забывать: кто пред Богом благоговеет — избежит крайностей.
 
Не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое.

Мудрость придает больше силы мудрому, чем покровительство десяти градоначальников.11
 
Благо ти есть держатися сего, и от сего не оскверни руки твоея, яко боящымся Бога поспешатся вся.

Нет такого праведника на земле, который творил бы только доброе и не согрешил.
 
Премудрость поможет мудрому паче десяти обладающих во граде:

Каждое слово людское близко к сердцу не принимай, иначе услышишь, как злословит тебя твой же слуга —
 
яко несть человек праведен на земли, иже сотворит благое и не согрешит.

не раз доходило до сердца твоего, что и сам ты злословил других!..
 
И во вся словеса, яже возглаголют нечестивии, не вложи сердца своего, да не услышиши раба своего кленуща тебе:

Всё это мудростью я проверял и говорил: „Стану мудрее!“, но мудрость всё равно была далека от меня.
 
яко многажды возлукавнует на тя, и обхождении многими озлобит сердце твое, якоже и ты клял еси иныя (многия).

Былое — далеко да глубоко, кому откроется глубина?
 
Вся сия искусих в мудрости: рех, умудрюся: и сия удалися от мене

И обратил я сердце мое к тому, чтобы познать, искать и исследовать мудрость и смысл всего, чтобы понять, в чем глупость нечестивых и безумие глупцов.
 
далече паче неже бех, и бездны глубина, кто обрящет ю?

И убедился я, что горше смерти — женщина, которая устраивает западню,12 чье сердце — сеть, а руки — оковы.13 Человек, угодный Богу, вырвется, но грешник попадется!
 
Обыдох аз, и сердце мое, еже разумети, еже разсмотрити, и еже взыскати мудрость и разум, и еже разумети нечестиваго безумие и ожесточение и лесть:

Сказал Экклезиаст: „Шаг за шагом рассуждая, искал я ответы, и вот к чему пришел в итоге:
 
и обретох аз ю, и реку горчайшу паче смерти жену, яже есть ловитва, и сети сердце ея, узы в руку ея: благий пред лицем Божиим изимется от нея, а согрешаяй ят будет от нея.

искала душа моя человека и не находила,14 среди мужчин — один на тысячу, а среди женщин так и не нашел.
 
Се, сие обретох, рече екклесиаст: едину единою еже обрести помысл, еже взыска душа моя, и не обретох:

А уж если что нашел — то нашел, что создал Бог человека честным, а люди пустились во всяческие хитросплетения“.
 
и человека единаго от тысящ обретох, а жены во всех сих не обретох:

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: елея в знач. благовония, душистого масла; в оригинале игра слов и звукопись, не передаваемая при переводе: тов шем мишше́мен тов.
2  [2] — Букв.: в дом плача… в дом пира; подобное в ст. 4.
2  [3] — Букв.: ибо таков конец всякого человека.
2  [4] — Букв.: и живой положит (это) на сердце свое.
5  [5] — Букв.: песнь.
8  [6] — Или: конец речи лучше ее начала.
12  [7] — Друг. возм. пер.: под тенью мудрости — как под тенью серебра. Или: под защитой денег.
12  [8] — Один из возможных смыслов этого речения: мудрость и богатства преходящи, подобно тени. Они могут обеспечить лишь временное благополучие.
14  [9] — Или (ближе к букв.): чтобы не мог человек постигнуть ничего из того, (что будет) после него.
17  [10] — Или: зачем тебе умирать до срока?
19  [11] — Букв.: (чем) от десяти правителей, которые в городе.
26  [12] — Друг. возм. пер.: (потому что) она западня.
26  [13] — Ср. Притч 5 и 7.
28  [14] — Это высказывание напоминает речение Диоге́на Синопского (V—IV вв. до Р. Х.): «Ищу человека!»
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.