Исаия 40 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

«Утешайте народ Мой, утешайте его!1 — говорит Бог ваш. —
 
Утешайте, утешайте люди моя, глаголет Бог:

Ласково говорите с Иерусалимом,2 возвестите ему, что его борьба окончена, сполна заплачено за вину его, получил он из рук ГОСПОДНИХ за все грехи свои вдвое».
 
священницы, глаголите в сердце Иерусалиму, утешайте и, яко наполнися смирение его, разрешися грех его, яко прият от руки Господни сугубы грехи своя.

Голос взывает к вам: «Проложите путь ГОСПОДУ в пустыне, прямыми сделайте стези Богу нашему в степи!
 
Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего:

Каждая долина да поднимется, всякая гора или холм — сровняются, все кривизны да выпрямятся, а ухабы — исчезнут,
 
всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки.

и явится слава ГОСПОДНЯ — и все люди увидят ее», — ГОСПОДЬ изрек это устами Своими.
 
И явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие, яко Господь глагола.

И еще повелел мне тот голос: «Возвести!» Я спросил:3 «Что возвещать?» «Человек всякий что трава, обещания4 его что цветок на лугу.
 
Глас вопиющаго: возопий. И рекох: что возопию? всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный:

Трава засыхает, а цветок увядает от одного лишь дуновения ГОСПОДА; воистину люди как трава.
 
изсше трава, и цвет отпаде,

Трава засыхает, и увядает цветок, но слово Бога нашего пребудет вовеки.
 
глагол же Бога нашего пребывает во веки.

Поднимись на высокую гору ты, вестник Сиона, возгласи что есть силы ты, несущий весть Иерусалиму,5 не страшись, возвести городам Иудеи: „Вот Бог ваш!“»
 
На гору высоку взыди, благовествуяй сиону, возвыси крепостию глас твой, благовествуяй Иерусалиму: возвысите, не бойтеся. Рцы градом иудиным:

Вот Он, Владыка ГОСПОДЬ, грядет в могуществе, владычество — в руке Его, воздаянье Его — с Ним и возмездие — впереди Него!
 
се, Бог ваш, се, Господь, Господь со крепостию идет, и мышца его со властию: се, мзда его с ним, и дело его пред ним:

Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое, ягнят будет брать на руки, носить будет их, прижимая к груди, и овец кормящих бережно вести за Собою.
 
аки пастырь упасет паству свою, и мышцею своею соберет агнцы, и имущыя во утробе утешит.

Кто горстью вычерпал воды морей, небеса перемерил пядью,6 пыль земную пересчитал? Кто горы на весах своих взвесил и на чашах весовых — холмы?
 
Кто измери горстию воду и небо пядию и всю землю горстию? кто постави горы в мериле и холмы в весе?

Постиг ли кто Дух ГОСПОДЕНЬ, наставлял ли Его как советник?
 
кто уразуме ум Господень, и кто советник ему бысть, иже научает его?

С кем советовался Он? Кто учил Его и вразумлял, на путь правый наставил, знание передал, мудрости обучил?
 
или с ким советова, и настави и? или кто показа ему суд? или путь разумения кто показа ему? или кто прежде даде ему, и воздастся ему?

Народы пред Ним что капли из ведра, словно пылинки на чаше весов. Смотрите, Он острова вздымает,7 как легчайшие песчинки.
 
Аще вси языцы, аки капля от кади, и яко претяжение веса вменишася, и аки плюновение вменятся?

Всех лесов ливанских не хватит для жертвенного огня Ему, животных в них — для жертв всесожженья!
 
Дубрава же ливанова не доволна на сожжение, и вся четвероногая не доволна на всесожжение.

Все народы пред Ним — ничто, никчемны и бесполезны в очах Его.
 
И вси языцы яко ничтоже суть, и в ничтоже вменишася.

Кому вы уподобите Бога? С кем Его сравните?
 
Кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его?

С идолом? Но ведь мастер8 его отливает, ремесленник покрывает золотом, серебряными цепочками обвешивает.
 
Еда образ сотвори древоделатель, или златарь слияв злато позлати его, или подобием сотвори его?

А кто совсем не богат,9 тот выбирает себе крепкое дерево, находит искусного мастера, чтоб вытесал идола попрочнее.10
 
Древо бо негниющее избирает древоделатель и мудре ищет, како поставит образ его, и да не поколеблется.

Но вы не знаете разве, никогда не слышали? Не поведали вам с самого начала? Разве не уразумели вы, как создана земля?
 
Не разуместе ли, не слышасте ли, не возвестися ли вам исперва? не разуместе ли основания земли?

Господь11 восседает над кругом земным, и жители земли для Него что саранча. Развернул небеса Он, как полог, раскинул их, как шатер для житья.
 
Содержай круг земли, и живущии на ней аки прузи: поставивый небо яко камару и простер е, яко скинию обитати:

В ничто Он обращает владык и стирает с лица земли правителей.
 
даяй князи аки ничтоже владети, и землю аки ничтоже сотвори.

Едва они посажены, едва пойдут они в рост, едва укоренятся — дунет на них Господь — и иссохнут, вихрь их развеет, как солому.
 
Не насадят бо, ниже насеют, и не вкоренится в земли корение их: дхну на них ветр, и изсхоша, и буря аки стеблие возмет их.

«Кому Меня уподобите, кто Мне равен?» — спрашивает Святой.
 
Ныне убо кому мя уподобисте, и вознесуся? рече святый.

Поднимите глаза и вглядитесь: кто сотворил на небе звезды, кто выводит их стройное воинство и каждой дает свое имя? И ни одна из них не пропала — так велико могущество Господа, безмерна сила Его.
 
Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся: носяй по числу утварь свою, и вся по имени прозовет от многия славы и в державе крепости своея: ничтоже утаися и тебе.

Отчего же ты говоришь, Иаков, и ты, Израиль, утверждаешь, что сокрыт от ГОСПОДА путь твой, справедливости тебе от Бога не дождаться?
 
Еда бо речеши, иакове, и что глаголал еси, израилю: утаися путь мой от Бога, и Бог мой суд отя, и отступи?

Или не знаешь, не слышал разве, что ГОСПОДЬ наш — Бог Вечный, всей земли Творец и всех окраин ее? Неведомы Ему ни изнеможение, ни усталость, и замыслы Его непостижимы.
 
И ныне не уразумел ли еси ни ли слышал еси? Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости его,

Изнуренному Он дарует силу, изнемогшему возвращает мощь.
 
даяй алчущым крепость и неболезненным печаль.

Утомляются юноши и слабеют, спотыкаются от усталости молодые,
 
Взалчут бо юнейшии, и утрудятся юноты, и избраннии не крепцы будут:

но кто на ГОСПОДА уповает — обретает новые силы! Как орлы, они расправят крылья, побегут и не утомятся, пойдут, не зная устали.
 
терпящии же Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Главы 40−55 представляют очередную часть книги пророка Исайи, где описывается исполнение пророчеств глав 1−33 о восстановлении Иерусалима после Вавилонского плена.
2  [2] — Букв.: к сердцу Иерусалима — столица представлена здесь в образе женщины.
6  [3] — Букв.: он сказал; пер. по друг. чтению.
6  [4] — Букв.: верность; LXX: слава / красота.
9  [5] — Или: вестница Сиона… вестница Иерусалима — при таком понимании столица становится вестницей возвращения Господа к Его народу.
12  [6] — Пядь — мера длины, равная расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев.
15  [7] — Или: поднимает земли прибрежные.
19  [8] — Или: кузнец.
20  [9] — Или: а тот, кто жертву приносит — перевод предположителен, оригинал неясен.
20  [10] — В ст. 18−20 начало полемического обличения идолопоклонства, которое было в ходу в Вавилонии; продолжение в 41:6,7,29; 43:10; 44:9−20; 45:16,20; 46:1−8.
22  [11] — Букв.: Он; то же в ст. 24, 26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.