Исаия 63 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Кто это идет из Эдома, из Боцры1 — в багряном одеянии, прекрасно Его облаченье, шествует Он в величии и силе Своей? «Я Тот, Кто судит2 справедливо! Я Тот, Кто силен спасать!»
 
Кто сей пришедый от едома, червлены ризы его от восора, сей красен во утвари, зело с крепостию? Аз глаголю правду и суд спасения.

«Отчего ж облаченье Твое багряно, почему одежды Твои, как у давильщика винограда?»
 
Почто червлены ризы твоя и одежды твоя яко от истоптания точила?

«Я один давил виноград, топтал его в давильне — и никого из народов со Мною не было; Я давил их во гневе, в ярости топтал — и забрызгала кровь3 одежду Мою, запятнала облаченье Мое.
 
Исполнен истоптания, и от язык несть мужа со мною: и попрах я яростию моею, и сотрох я яко персть, и сведох кровь их в землю и вся ризы моя омочих:

День воздаяния был уготован Мною,4 вот и наступил год возмездия!5
 
день бо воздаяния прииде на них, и лето избавления приспе:

Я огляделся, но рядом помощника не было, с изумлением увидел, что не на кого опереться. Тогда Я Сам, Своей рукой одержал победу, и гнев Мой был Мне подмогой.
 
и воззрех, и не бе помощника: и помыслих, и никтоже заступи: и избави я мышца моя, и ярость моя наста:

Попирал Я народы во гневе, сокрушал6 их в ярости, кровь их на землю проливал!»
 
и попрах я гневом моим и сведох кровь их в землю.

Вспоминаю я о неизменной любви7 ГОСПОДА, славлю Его за то, что печется о нас: как благ Он к роду израильскому, как сострадателен Он к ним, сколь велика верность Его!
 
Милость Господню помянух, добродетели Господни во всех, имиже нам воздает: Господь, судия благ дому израилеву, наводит нам по милости своей и по множеству правды своея.

Своим народом назвал Он их, детьми, которые не будут обманывать. Спасителем стал Он для них.
 
И рече: не людие ли мои? чада, и не отвергнутся. И бысть им во спасение и всякия скорби их.

Если горе у них — и Ему горько, посылает к ним Ангела, исходящего от Него,8 и спасает их. Из любви и милости Своей их избавлял, издревле брал Он их на руки и нес.
 
Не ходатай, ниже ангел, но сам Господь спасе их, зане любит их и щадит их: сам избави их и восприят их и вознесе их во вся дни века.

Но они послушанье отвергли, оскорбили святой дух Его; потому стал Он для них неприятелем, Сам с ними воевал.
 
Тии же не покоришася и разгневаша духа святаго его, и обратися им на вражду, и той воева на ня.

Тогда вспомнил Его народ дни древние, Моисеевы:9 где же Тот, Кто из моря их вывел, пастыря вывел вместе с паствой его? Где ныне Тот, Кто вселил в них дух Свой святой?
 
И помяну дни вечныя: где возведый от земли пастыря овец своих? где есть вложивый в них духа святаго?

Кто же Моисея за руку вел, всей мощью Своею поддерживал, воды пред ними разделил, навеки прославив имя Свое?
 
Возведшая десницею моисеа, мышца славы его раздели воду пред лицем его сотворити ему имя вечно,

Кто провел их через бездну, словно коня по степи? Потому не споткнулись они,
 
проведе их сквозе бездну, якоже коня сквозе пустыню, и не утрудишася,

словно стадо, что идет по долине. Это дух ГОСПОДЕНЬ давал им покой. Да, так и вел Ты Свой народ, возвеличивая имя Свое.
 
и яко скоты по полю, и сниде дух от Господа и настави их: тако провел еси люди твоя сотворити тебе самому имя славно.

Взгляни с небес, посмотри из обители славы Своей святой. Где же ревность Твоя о народе, где могущество Твое? Не скрывай милосердия Твоего и сострадания.10
 
Обратися, Господи, от небесе и виждь от дому святаго твоего и славы твоея: где есть ревность твоя и крепость твоя? где есть множество милости твоея и щедрот твоих, яко терпел еси нам?

Ведь только Ты — наш Отец, хотя Аврааму неведомы мы, и за своих не признаёт нас Иаков.11 Только Ты, ГОСПОДИ, — Отец наш, от века имя Тебе — Избавитель.
 
Ты бо еси Отец наш, понеже авраам не уведе нас, и израиль не позна нас, но ты, Господи, Отец наш, избави ны, исперва имя твое на нас есть.

Для чего же, ГОСПОДИ, позволил нам сойти с путей Твоих и ожесточиться даже, так что благоговеть перед Тобой мы перестали? Вернись ради Своих слуг, ради племен удела Твоего!
 
Что уклонил еси нас, Господи, от пути твоего? и ожесточил еси сердца наша, еже не боятися тебе? Обратися ради раб твоих, ради племен достояния твоего,

Недолго владел этой святыней Твой народ, попирают враги Святилище Твое.
 
да (поне) мало наследим горы святыя твоея. Противницы наши попраша святыню твою:

И давно уже длится это — будто нами Ты никогда и не правил, будто имя Твое мы никогда не носили!
 
быхом яко исперва, егда не владел еси нами, ниже бе наречено имя твое на нас.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Эдом — государство с юга от Иерусалима, здесь выступает как символ всех пренебрегающих Богом народов, Боцра — столица Эдома; ср. 34:6.
1  [2] — Букв.: говорит.
3  [3] — В оригинале здесь и в ст. 6 двусмысленность: слово нецах означает как «кровь», так и «сок винограда».
4  [4] — Букв.: в сердце Моем.
4  [5] — Друг. возм. пер.: искупления. Слово «гоэль» (родственник-искупитель) обозначает лицо, защищающее интересы своей семьи (в широком смысле), выкупая проданную за долги ее собственность. Но это лицо ответственно не только за финансовые вопросы, в его обязанности входило отмщение за пролитую кровь члена семьи (см. Чис 35:19−27; Втор 19:6−12). Именно в этом смысле Господь может быть изображен здесь в данном контексте.
6  [6] — Так по друг. чтению; букв.: поил допьяна.
7  [7] — Или: верности / милости.
9  [8] — Букв.: Ангела лица Его. Друг. возм. пер. по LXX: …и Он стал Избавителем их от всех бед их. Но не вестник или ангел, а Сам Господь даровал им спасение.
11  [9] — Или: (дни) Моисея, слуги Его.
15  [10] — Или: отчего не проявишь их ко мне?
16  [11] — Букв.: Израиль.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.