Исаия 9 глава

Книга пророка Исаии
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

В прошлом Господь унизил земли Завулона и Неффалима, но в будущем1 Он возвеличит приморский путь, и Заиорданье, и страну племен Галилею.
 
Сие прежде испий, скоро твори, страно завулоня и земле неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну иордана, галилеа языков.

Народ, живущий2 во тьме, увидел свет великий — свет воссиял для тех, кто ныне обитает в стране мрака.3
 
Людие ходящии во тме видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы.

Ты приумножил народ сей, Господи, и дал им великую радость,4 и радуются они перед Тобой, как радуются окончанию жатвы или при разделе добычи ликуют,
 
Множайшии людие, яже извел еси, в веселии твоем: и возвеселятся пред тобою, якоже веселящиися в жатву, и якоже веселятся делящии корысти.

ибо Ты избавил их от тягостного ярма и от бремени, что на плечи их давило, и сломал жезл угнетателя их, как во дни победы над Мидьяном.5
 
Зане отятся ярем лежай на них, и жезл, иже на выи их: жезл бо истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на мадиама.

И всю обувь воинов, в походах сношенную, каждый плащ, обагренный кровью, сожжению предадут, бросят в пищу огню.
 
Яко всякую одежду собранну лестию и ризу с примирением отдадут, и восхотят, да быша огнем сожжены были.

Ибо для нас родилось дитя,6 сын нам дарован обетованный, на плечи коего владычество ляжет. И нарекут ему имя: Чудный Советник, Могучий Бог, Вечный Отец, Правитель, созидающий мир.
 
Яко отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже началство бысть на раме его: и нарицается имя его: велика совета ангел, чуден, советник, Бог крепкий, властелин, Князь мира, Отец будущаго века: приведу бо мир на князи, мир и здравие ему.

Его владычество возрастать будет, и мирному царствию не будет конца на престоле Давида. Он укрепит и утвердит его справедливостью и праведностью, отныне и вовеки! Безраздельной любовью к народу Своему7 ГОСПОДЬ Воинств свершит это.
 
И велие началство его, и мира его несть предела на престоле давидове и на царстве его, исправити е и заступити его в суде и правде, отныне и до века: ревность Господа саваофа сотворит сия.

Изрек ГОСПОДЬ Слово Свое против Иакова, достигло оно Израиля,
 
Смерть посла Господь на иакова, и прииде на израиля:

знал об этом весь народ Ефрема и все обитатели Самарии. Но они говорили надменно, кичливо:
 
и уразумеют вси людие ефремовы и живущии в самарии, в досаждении и высоцем сердцы глаголюще:

«Обрушились кирпичи, а мы заново отстроим из камня, срублены смоковницы, а мы кедрами их заменим!»
 
плинфы падоша, но приидите, изсечем камение и посечем черничие и кедры, и созиждем себе столп.

Но ГОСПОДЬ укрепит врагов Рецина,8 недругов на него поднимет:
 
И разрушит Бог востающыя на гору сионю, и враги его разсыплет:

сирийцы с востока, филистимляне с запада пожирают его, разевая пасть свою; но на этом Божий гнев не иссякает, рука Его всё еще простерта.
 
сирию от восток солнца и еллины от запада солнца, поядающыя израиля всеми усты. Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока.

Народ же не повернется к Тому, Кто поразил его, не обратится к ГОСПОДУ Воинств.
 
И людие не обратишася, дондеже язвени быша, и Господа не взыскаша.

Потому отсечет ГОСПОДЬ у Израиля голову его и хвост, срубит и пальмовую ветвь, и тростник — в одночасье;
 
И отят Господь от израиля главу и ошиб, велика и мала, во един день:

старцы и знать — вот голова, пророки-лжеучители — вот хвост.
 
старца и чудящихся лицам, сие начало: и пророка учаща беззаконная, сей ошиб.

Вожди сбивают народ с пути, и блуждает он, ведомый ими;
 
И будут блажащии людий сих льстяще, и льстят, яко да поглотят я.

Владыка Господь недоволен юношами их, не пожалеет Он сирот и вдов — все они Его отвергли и зло творят,9 в устах их — сквернословие;10 потому и не иссякает гнев Его, рука Его всё еще простерта.
 
Сего ради о юношах их не возвеселится Господь, и сирот их и вдовиц их не помилует: яко вси беззаконнии и лукавии, и всякая уста глаголют неправду. Во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока.

Разгорелось нечестие, как пожар, всё пожирает на своем пути: колючки и терн, сжигает лесные заросли, и дым столбом восходит.
 
И разгорится яко огнь беззаконие, и яко троскот сухий пояден будет огнем, и разгорится в чащах дубравных и пояст, яже окрест холмов вся.

Земля яростью ГОСПОДА Воинств обожжена, стали люди пищей огню, и никто не щадит брата своего.
 
За ярость гнева Господня сгоре вся земля, и будут людие яко огнем пожжени: человек брата своего не помилует,

Справа схватит — не наестся, слева проглотит — не насытится, каждый поедать станет плоть ближнего своего:11
 
но уклонится на десно, яко взалчет, и снесть от шуиих, и не насытится человек ядый плоти мышцы своея: снесть бо манассий ефремово, и ефрем манассиино, яко вкупе повоюют иуду.

Манассия поедать будет Ефрема, и Ефрем — Манассию, а оба они — Иуду.12 Но и на этом Божий гнев не иссякает, рука Его всё еще простерта.
 
Во всех сих не отвратися ярость (его), но еще рука его высока.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: прежний (царь Иудеи) привел к позору… но последний. Или: прошлое умалило… но грядущее возвеличит…; ср. ст. 3.
2  [2] — Букв.: ходящий.
2  [3] — Друг. возм. пер.: в стране смертной тени; ср. Пс 22:4.
3  [4] — Масоретский текст неясен: Ты приумножаешь народ, Ты не даешь им великой радости.
4  [5] — Речь идет о победе Гедеона над мидьянитянами (Суд 7, 8), когда Господь избавил Израиль от гнета иноземных врагов.
6  [6] — Здесь и строкой ниже пророк говорит о том, чему предстояло случиться по воле Божьей, как об уже свершившемся факте.
7  [7] — Или: ревностью.
11  [8] — Так в масоретском тексте. Друг. возм. пер.: потому Господь укрепил врагов их. В VIII в. до Р. Х. древнее арамейское государство Сирия (Арамейский Дамаск) во главе с ее царем Рецином (он же Ризон II, царь Арама) было союзником Северного Израильского царства в его войне против Иудеи (Южного царства). См. 7:1−20; 8:1−8. Поскольку народ Израиля упорствовал в противлении Богу и не обращался к Нему за помощью, в 732 г. до Р. Х. Господь попустил войну ассирийского царя Тиглатпаласара III (см. также 4Цар 15:29) против Рецина и использовал Ассирию как инструмент Его Божественной воли и правосудия. Это явилось свидетельством верховной власти Бога над каждым народом и каждым правителем.
17  [9] — Или: безбожники / нечестивые и злодеи.
17  [10] — Или: уста их вздор говорят.
20  [11] — Так в друг. древн. пер. по друг. чтению; букв.: плоть руки своей.
21  [12] — Или: Иудею.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.