Числа 23 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Тогда Валаам сказал Балаку: «Воздвигни для меня на этом месте семь жертвенников и приготовь для жертвоприношения семь молодых быков и семь баранов».
 
И рече валаам к валаку: созижди мне зде седмь требищ, и уготовай мне зде седмь телцев и седмь овнов.

Балак сделал всё, о чем просил его Валаам, и принесли они в жертву по быку и барану на каждом жертвеннике.
 
И сотвори валак, якоже рече ему валаам: и вознесе телца и овна на требище.

«Постой здесь у одного из твоих всесожжений, — сказал Валаам Балаку, — а я отлучусь. Быть может, ГОСПОДЬ выйдет мне навстречу, и, что Он откроет мне, я расскажу тебе». И стал он подниматься на вершину одного из голых холмов.1
 
И рече валаам к валаку: стани у требы своея, и пойду, аще явится мне Бог в сретение, и слово, еже мне укажет, повем тебе. И ста валак у требы своея.

Бог действительно встретился с Валаамом, и тот стал говорить Ему: «Вот я воздвиг семь жертвенников, на каждом принес я в жертву по быку и барану…»
 
И валаам иде вопросити Бога, и иде прямо: и явися Бог валааму. И рече к нему валаам: седмь требищ изготових и возложих телца и овна на требище.

А ГОСПОДЬ вложил пророчество в уста Валаама и повелел ему: «Воротись к Балаку и это пророчество передай ему».
 
И вложи Бог слово во уста валааму и рече: возвратився к валаку тако глаголи.

Когда Валаам возвратился к Балаку, тот еще стоял у своего всесожжения; рядом с ним были все князья Моава.
 
И возвратися к нему: он же стояше у всесожжений своих, и вси князи моавли с ним: и бысть Дух Божий на нем.

И изрек Валаам такое вот прорицание2 свое: «Из Арама привел меня Балак, царь Моава, — от гор восточных: „Приди и проклятье призови на Иакова, приди и на погибель обреки Израиль“.
 
И восприим притчу свою рече: от месопотамии приведе мя валак царь моавль, от гор восточных, глаголя: гряди, проклени ми иакова, и гряди, проклени ми израиля:

Как прокляну, если Бог не проклинает?! Как погибели предам, если ГОСПОДЬ не предает?
 
что проклену, егоже не кленет Господь? или что зло реку, егоже не злословит Бог?

С вершины скалы вижу его, с холмов взираю на народ Израиля: народ сей живет отдельно от других и особым считается среди прочих народов.
 
яко от верха гор узрю его и от холм проуразумею его: се, людие едини населятся и со языки не вменятся:

Кто исчислит песок этот — этих потомков Иакова? И кто пересчитает хотя бы четверть Израиля? Пусть и я умру, как будут умирать эти праведники! И да будет кончина моя такой же, как у них!»
 
кто изследит семя иаковле? и кто изочтет сонмы израиля? да умрет душа моя в душах праведных, и буди семя мое, якоже семя их.

«Что ты наделал? — возмутился Балак, обращаясь к Валааму. — Я звал тебя проклясть врагов моих, а ты — надо же! — благословил их!»
 
И рече валак к валааму: что сотворил еси ми? на проклятие враг моих призвах тя, и се, благословил еси (я) благословением.

Но тот возразил: «Разве не обязан я был сказать только то, что Бог вложил в уста мои?»
 
И рече валаам к валаку: не елика ли вложит Бог во уста моя, сие сохраню глаголати?

«Пойдем со мною в другое место, с которого ты разглядишь самый край их стоянки, — позвал его Балак, — всей стоянки ты не увидишь. И оттуда ради меня призови все-таки проклятие на Израиль».
 
И рече к нему валак: пойди еще со мною на место ино, с негоже не узриши их оттуду, но разве часть некую их узриши, всех же не узриши, и проклени ми их оттуду.

Балак привел Валаама на холм Цофим,3 что возле вершины Фасги, и снова воздвиг семь жертвенников и принес в жертву на каждом из них по быку и барану.
 
И поя его на стражу села, на верх истесанаго, и созда тамо седмь требищ, и возложи телца и овна на требище.

И опять Валаам сказал Балаку: «Постой здесь, возле одного из твоих всесожжений, пока я не схожу и не встречусь с Ним ».
 
И рече валаам к валаку: стани у требы своея, аз же пойду вопросити Бога.

И встретился ГОСПОДЬ с Валаамом — Он вложил пророчество в уста Валаама и повелел ему: «Воротись к Балаку и это пророчество передай ему».
 
И срете Бог валаама, и вложи слово во уста ему и рече: возвратися к валаку, и речеши сия.

Когда Валаам возвратился к Балаку, тот еще стоял у своего всесожжения; рядом с ним были все князья Моава. «Что сказал ГОСПОДЬ?» — спросил его Балак.
 
И возвратися к нему: он же стояше у всесожжений своих, и вси князи моавли с ним. И рече ему валак: что глагола Господь?

И изрек Валаам такое вот прорицание свое: «Встань, Балак, и прислушайся, внимай мне, сын Циппора!
 
И восприим притчу свою, рече: востани, валак, и послушай, внуши свидетель, сыне сепфоров:

Бог не человек, чтобы Он мог лгать, и не подобен смертным, чтобы передумывать. Разве Он тот, кто скажет и не сделает? Пообещает — и не исполнит?
 
не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется: той глаголаше, не сотворит ли? речет, и не пребудет ли?

Мне велено благословлять, и я благословлять должен — не мне отменять это.
 
се, благословляти приведен есмь: благословлю, и не отвращу:

Никакой беды не видно у Иакова и несчастья какого-либо в Израиле.4 С ними ГОСПОДЬ, их Бог, провозглашенный как Царь среди них.
 
не будет труда во иакове, ниже узрится болезнь во израили: Господь Бог его с ним, слава царская на нем:

Что мощные рога для быка дикого, то для них Бог, выведший их из Египта.
 
Бог изведый его из египта, якоже слава единорога в нем:

Потому и нет колдовства против Иакова и ворожбы нет против Израиля.5 Ныне и должно быть сказано об Иакове и Израиле: „Чего только не сделал для них Бог!“
 
несть бо вражбы во иакове, ниже волхвования во израили: во время наречется иакову и израилю, что совершит Бог:

Как львица, этот народ поднимается, как лев, он встает! Не ляжет он, пока не поглотит добычу и крови убитых не напьется».
 
се, людие яко львичища востанут, и яко лев вознесется: не уснет, дондеже снест лов и кровь посеченых испиет.

Остановил его Балак: «Если не хочешь проклясть, так хотя бы не благословлял!»
 
И рече валак к валааму: ни клятвами мне клени их, ниже благословением благослови их.

Валаам возразил ему: «Не говорил ли я тебе заранее, что делать я должен только то, что повелит мне ГОСПОДЬ?»
 
И отвещав валаам, рече к валаку: не рех ли ти, глаголя: слово, еже аще возглаголет Бог, сие сотворю?

«Пойдем тогда в другое место, — не отступал от него Балак. — Может быть, Богу будет угодно, чтобы ты оттуда проклял Израиль по просьбе моей».
 
И рече валак к валааму: гряди, пойму тя на место ино, аще угодно будет Богу, и проклени ми их оттуду.

И привел он Валаама на вершину Пеора, с которой открывался вид на пустыню.6
 
И поя валак валаама на верх фогора, простирающася в пустыню.

Тут опять обратился Валаам к Балаку: «Воздвигни и здесь семь жертвенников и приготовь для жертвоприношений семь быков и семь баранов».
 
И рече валаам к валаку: созижди мне зде седмь требищ, и уготовай мне зде седмь телцев и седмь овнов.

Всё исполнил Балак в точности и вознес по быку и барану на каждом из жертвенников.
 
И сотвори валак, якоже рече ему валаам: и вознесе телца и овна на требище.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Согласно поверью язычников, вершины голых холмов были наиболее вероятным местом встреч с богами.
7  [2] — Или: изрек притчу / поучительное рассуждение; то же в ст. 18.
14  [3] — Или: на место дозорных.
21  [4] — Или: Он (Бог) не посмотрел на преступления Иакова и на неверные поступки, совершенные в Израиле.
23  [5] — Друг. возм. пер.: нет колдовства у Иакова и ворожбы — у Израиля.
28  [6] — Или: Ешимон — возможно, топоним.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.