По Матфею 25 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Тогда в Царстве Небесном то же самое произойдет, что случилось с десятью девами,1 которые вышли со своими светильниками встречать жениха.
 
Тогда уподобися Царствие небесное десятим девам, яже прияша светилники своя и изыдоша в сретение жениху:

Пять из них неразумными2 были, и пять были мудрыми.3
 
пять же бе от них мудры и пять юродивы.

Неразумные, взяв свои светильники, не захватили с собой масла,
 
Юродивыя же, приемшя светилники своя, не взяша с собою елеа:

а мудрые взяли вместе со светильниками и кувшинчики с маслом.
 
мудрыя же прияша елей в сосудех со светилники своими:

Жених задержался, и девы все задремали, а потом и уснули.
 
коснящу же жениху, воздремашася вся и спаху.

Но в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте [его]!“
 
Полунощи же вопль бысть: се, жених грядет, исходите в сретение его.

Все девы пробудились и поправили свои светильники.
 
Тогда восташа вся девы тыя и украсиша светилники своя.

Неразумные же сказали мудрым: „Дайте нам масла, а то наши светильники гаснут“.
 
Юродивыя же мудрым реша: дадите нам от елеа вашего, яко светилницы наши угасают.

Но мудрые ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас.4 Лучше сходите к тем, кто его продает, и купите себе“.
 
Отвещаша же мудрыя, глаголющя: еда како не достанет нам и вам: идите же паче к продающым и купите себе.

Пока же они ходили за маслом, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на брачный пир, и дверь за ними закрыли.
 
Идущым же им купити, прииде жених: и готовыя внидоша с ним на браки, и затворены быша двери.

Приходят потом остальные девы и просят: „Господин! Господин! Открой нам!“
 
Последи же приидоша и прочыя девы, глаголющя: господи, господи, отверзи нам.

„Одно могу сказать вам, — ответил он, — не знаю я вас“.
 
Он же отвещав рече им: аминь глаголю вам, не вем вас.

Итак, бодрствуйте, ибо не знаете вы ни дня назначенного, ни часа пришествия.
 
Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет.

В Царстве Небесном всё так же будет, как у человека, который, уезжая из дома, созвал своих слуг и поручил им распорядиться его достоянием.
 
Якоже бо человек некий отходя призва своя рабы и предаде им имение свое:

Одному дал он пять талантов,5 другому — два, и третьему — только один, каждому в соответствии с их способностями, сам же уехал.
 
и овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его: и отиде абие.

Тот, что получил пять талантов, тотчас пустил их в оборот и нажил еще пять.
 
Шед же приемый пять талант, дела в них и сотвори другия пять талант:

Получивший два таланта таким же образом нажил еще два.
 
такожде и иже два, приобрете и той другая два:

А тот, который получил один талант, пошел, выкопал в земле яму и спрятал в ней деньги своего господина.
 
приемый же един, шед вкопа (его) в землю и скры сребро господина своего.

Прошло немало времени, вернулся господин тех слуг и потребовал у них отчета.
 
По мнозе же времени прииде господин раб тех и стязася с ними о словеси.

Получивший пять талантов пришел и принес с собой еще пять. „Господин, — сказал он, — ты дал мне пять талантов, вот еще пять, которые я нажил“.
 
И приступль пять талант приемый, принесе другия пять талант, глаголя: господи, пять талант ми еси предал: се, другия пять талант приобретох ими.

„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин Его, — ты был верен в малом, и я многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
 
Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего.

Подошел и получивший два таланта. „Господин, — сказал он, — ты дал мне два таланта, вот еще два таланта, которые нажил я“.
 
Приступль же и иже два таланта приемый, рече: господи, два таланта ми еси предал: се, другая два таланта приобретох има.

„Хорошо, добрый и верный слуга, — сказал ему господин его, — ты был верен в малом — многое доверю тебе. Приди на пир мой и раздели радость господина твоего“.
 
Рече (же) ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале (ми) был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего.

Подошел и тот, что один получил талант. „Господин, — сказал он, — я знал, что ты человек жестокий: жнешь ты там, где не сеял, и там собираешь, где не рассыпал.
 
Приступль же и приемый един талант, рече: господи, ведях тя, яко жесток еси человек, жнеши, идеже не сеял еси, и собираеши идеже не расточил еси:

В страхе пошел я и зарыл твои деньги6 в землю. Вот они, возьми свое!“
 
и убоявся, шед скрых талант твой в земли: (и) се, имаши твое.

И сказал ему господин его: „Нечестивый и ленивый слуга! Так ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал?
 
Отвещав же господь его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел еси, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих:

В таком случае, следовало тебе отдать мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, получил я свое с прибылью.
 
подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником, и пришед аз взял бых свое с лихвою:

Возьмите же у него и этот талант и отдайте его тому, у кого десять талантов.
 
возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант:

Ибо, у кого есть, тому и еще будет дано, и дано в изобилии. У того же, у кого нет, будет взято и то, что есть у него.
 
имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него:

А негодного этого слугу возьмите и выбросите вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
 
и неключимаго раба вверзите во тму кромешнюю: ту будет плачь и скрежет зубом. Сия глаголя возгласи: имеяй ушы слышати да слышит.

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и с Ним все Его ангелы, сядет Он на Свой царский престол,7
 
Егда же приидет Сын Человеческий в славе своей и вси святии ангели с ним, тогда сядет на престоле славы своея,

и будут собраны перед Ним все народы, и Он отделит их друг от друга, как пастух отделяет овечье стадо от козьего.
 
и соберутся пред ним вси языцы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ:

Он поставит овец по правую, а козлов по левую сторону.8
 
и поставит овцы одесную себе, а козлища ошуюю.

И скажет Царь стоящим справа от Него: „Придите все, кого благословил Отец Мой! Владейте9 Царством, приготовленным для вас от сотворения мира.
 
Тогда речет Царь сущым одесную его: приидите, благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира:

Ибо Я был голоден — и вы дали Мне есть, жаждал — и вы дали Мне пить, пришельцем был — и вы приютили Меня,
 
взалкахся бо, и дасте ми ясти: возжадахся, и напоисте мя: странен бех, и введосте мене:

был наг — и вы одели Меня, болен был — и вы посетили Меня, в тюрьме был — и вы навестили Меня“.
 
наг, и одеясте мя: болен, и посетисте мене: в темнице бех, и приидосте ко мне.

Тогда праведные спросят Его: „Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Когда жаждавшего Тебя напоили мы?
 
Тогда отвещают ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видехом алчуща, и напитахом? или жаждуща, и напоихом?

Когда мы видели Тебя пришельцем и приютили или нагого одели Тебя?
 
когда же тя видехом странна, и введохом? или нага, и одеяхом?

Когда мы навещали Тебя больного или в тюрьме посетили Тебя?“
 
когда же тя видехом боляща, или в темнице, и приидохом к тебе?

И ответит им Царь: „Скажу Я вам, сделав это одному из братьев Моих меньших, вы сделали это Мне“.
 
И отвещав Царь речет им: аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий моих менших, мне сотвористе.

А тем, кто по левую сторону, скажет Он: „Уйдите прочь от Меня, проклятье на себя навлекшие.10 Ступайте в вечный огонь, приготовленный дьяволу и ангелам его!
 
Тогда речет и сущым ошуюю (его): идите от мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его:

Ибо Я был голоден — вы не дали Мне есть, жаждал — вы не напоили Меня,
 
взалкахся бо, и не дасте ми ясти: возжадахся, и не напоисте мене:

пришельцем был — вы не приютили Меня, нагим Я был — вы не одели Меня, был болен и был в тюрьме — вы не навестили Меня“.
 
странен бех, и не введосте мене: наг, и не одеясте мене: болен и в темнице, и не посетисте мене.

Они же спросят Его: „Господи, когда же мы видели Тебя голодным, жаждущим, пришельцем, нагим, больным или в тюрьме — и не позаботились о Тебе?“
 
Тогда отвещают ему и тии, глаголюще: Господи, когда тя видехом алчуща, или жаждуща, или странна, или нага, или больна, или в темнице, и не послужихом тебе?

Тогда Он ответит им: „Скажу Я вам, не сделав11 этого для одного из Моих меньших братьев, вы не сделали этого и для Меня“.
 
Тогда отвещает им, глаголя: аминь глаголю вам, понеже не сотвористе единому сих менших, ни мне сотвористе.

И пойдут они прочь: удел таковых — наказание вечное, а праведных — вечная жизнь».
 
И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Царство Небесное можно сравнить с десятью девами.
2  [2] — Или: глупыми/безрассудными.
2  [3] — Или: умными.
9  [4] — Друг. возм. пер.: как бы не оказалось недостатка у нас и у вас.
15  [5] — Талант — наибольшая в то время денежная единица. См примеч. к 18:24.
25  [6] — Букв.: твой талант.
31  [7] — Букв.: на престоле славы Своей.
33  [8] — Обычно в Палестине козы и овцы днем паслись вместе, а на ночь разделялись пастухом на два отдельных стада.
34  [9] — Букв.: наследуйте.
41  [10] — Букв.: проклятые. В отличие от благословения, которое исходит от Бога (ср. ст. 34), это проклятие и, как следствие, наказание явилось результатом выбора тех, кто не захотел творить добро.
45  [11] — Или: поскольку вы не сделали.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.