По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Тем временем, когда собрались тысячи людей, теснивших и толкавших друг друга, Иисус, обращаясь в первую очередь к Своим ученикам, сказал: «Берегитесь закваски фарисейской — лицемерия берегитесь.
 
О нихже собравшымся тмам народа, яко попирати друг друга, начат глаголати учеником своим первее: внемлите себе от кваса фарисейска, еже есть лицемерие.

Нет ничего сокрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, о чем не узнали бы.
 
Ничтоже бо покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется:

И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание1 провозгласят.
 
зане, елика во тме ресте, во свете услышатся: и еже ко уху глаголасте во храмех, проповестся на кровех.

Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.
 
глаголю же вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити:

Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну.2 Да, говорю вам, Того бойтесь.
 
сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, того убойтеся.

Разве не пять птичек продаются всего за два ассария?3 И ни одна из них не забыта у Бога.
 
Не пять ли птиц ценится пенязема двема? и ни едина от них несть забвена пред Богом.

А на вашей голове даже волосы все сочтены. Не бойтесь же: вы имеете большую ценность, чем любое множество птиц.
 
Но и власи главы вашея вси изочтени суть. Не убойтеся убо: мнозех птиц унши есте вы.

И говорю вам: кто открыто признает Меня пред людьми, того и Я, Сын Человеческий, признаю4 пред ангелами Божьими.
 
глаголю же вам: всяк, иже аще исповесть мя пред человеки, и Сын Человеческий исповесть его пред ангелы Божиими:

А кто отречется от Меня перед людьми, будет отвергнут перед ангелами Божьими.
 
а отвергийся мене пред человеки отвержен будет пред ангелы Божиими.

Всякий, кто скажет слово против Сына Человеческого, будет прощен, но нет прощения тому, кто оскорбит5 Святого Духа.
 
И всяк иже речет слово на Сына Человеческаго, оставится ему: а на святаго Духа хулившему не оставится.

Когда вас будут приводить в синагоги, к начальству и властям, не беспокойтесь о том, как вам защищаться и что говорить,
 
Егда же приведут вы на соборища и власти и владычества, не пецытеся, како или что отвещаете, или что речете:

ибо в тот час научит вас Дух Святой тому, что вам нужно сказать».
 
святый бо Дух научит вы в той час, яже подобает рещи.

Кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи брату моему, пусть разделит со мной наследство!»
 
Рече же ему некий от народа: Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние.

Но Иисус ответил тому человеку: «Друг,6 кто поставил Меня над вами судьей или посредником в вашем споре? »
 
Он же рече ему: человече, кто мя постави судию или делителя над вами?

И, обратившись ко всем, сказал: «Смотрите за собой и берегитесь всякого стяжательства, потому что жизнь человека не зависит от изобилия его имущества».
 
Рече же к ним: блюдите и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его.

И Он рассказал им притчу: «У одного богатого человека земля хорошо уродила,
 
Рече же притчу к ним, глаголя: человеку некоему богату угобзися нива:

и тот призадумался: „Что мне делать? Ведь мне некуда собрать мои плоды“.
 
и мысляше в себе, глаголя: что сотворю, яко не имам где собрати плодов моих?

И решил: „Вот что сделаю: снесу-ка свои житницы и построю большие, и соберу в них всю пшеницу и всё свое добро,
 
И рече: се сотворю: разорю житницы моя, и болшыя созижду, и соберу ту вся жита моя и благая моя:

и скажу себе: теперь7 у тебя много добра, хватит на долгие годы: отдыхай, ешь, пей, веселись!“
 
и реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися.

А Бог сказал ему: „Безумный! В эту же ночь отнимут у тебя жизнь твою, и кому достанется то, что ты заготовил?“
 
Рече же ему Бог: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».8
 
Тако собираяй себе, а не в Бога богатея.

Потом Иисус сказал ученикам [Своим]: «Вот почему Я говорю вам: не тревожьтесь о повседневной жизни вашей, что будете вы есть, и будет ли у вас одежда для тела.
 
Рече же ко учеником своим: сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся:

Ведь жизнь — это больше, чем пища. И тело не больше ли, чем одежда?
 
душа болши есть пищи, и тело одежды.

Посмотрите на воронов: не сеют они и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни житниц — Бог их питает. Насколько же вы дороже для Бога, чем птицы!
 
Смотрите вран, яко не сеют, ни жнут: имже несть сокровища, ни житницы, и Бог питает их: кольми паче вы есте лучши птиц?

И кто из вас, при всем своем беспокойстве, может продлить свою жизнь хотя бы на час?9
 
Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един?

Если вы даже малого сделать не можете, так зачем же беспокоитесь об остальном?
 
Аще убо ни мала чесо можете, что о прочих печетеся?

Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся они, не прядут. Но Я говорю вам: даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них.
 
Смотрите крины, како растут: не труждаются, ни прядут: глаголю же вам, яко ни соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих.

Если даже траву на поле, которая сегодня есть, а завтра сгорит в огне,10 Бог так одевает, то тем более Он позаботится о вас, маловеры!
 
Аще же траву, на селе днесь сущу и утре в пещь вмещему, Бог тако одевает: кольми паче вас, маловери?

Так пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,
 
И вы не ищите, что ясте, или что пиете: и не возноситеся:

ибо этим заняты все помыслы язычников, людей мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
 
всех бо сих языцы мира сего ищут: ваш же Отец весть, яко требуете сих:

Ищите же Царство Его,11 и всё остальное вам также будет дано.
 
обаче ищите Царствия Божия, и сия вся приложатся вам.

Не бойся, малое стадо, — благоволил Отец ваш Царство вам даровать.
 
Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство.

Продавайте ваше имущество и помогайте бедным. Приобретайте себе кладовые вечные12 и сокровища неисчерпаемые в небесах, где к нему ни вор не может приблизиться, и моль его не съест,
 
Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает.

ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
 
Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет.

Будьте наготове: подоткните одежды ваши длинные,13 светильники держите горящими,
 
Да будут чресла ваша препоясана, и светилницы горящии:

как те слуги, что ожидают возвращения господина своего с брачного пира, чтобы тотчас открыть ему, когда придет он и постучит.
 
и вы подобни человеком чающым господа своего, когда возвратится от брака, да пришедшу и толкнувшу, абие отверзут ему.

Блаженны слуги те, которых господин, вернувшись, бодрствующими найдет. Заверяю вас, сам он, одежды свои подоткнув, позовет слуг к столу,14 подойдет и станет им служить.
 
Блажени раби тии, ихже пришед господь обрящет бдящих: аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и минув послужит им.

И в какой бы час он ни вернулся, в полночь или на рассвете,15 если застанет их бодрствующими, блаженны они!
 
И аще приидет во вторую стражу, и в третию стражу приидет, и обрящет (их) тако, блажени суть раби тии.

Можете быть уверены: если бы хозяин дома знал, в какой час придет вор, он бы не допустил, чтобы тот проник в дом его.16
 
Се же ведите, яко аще бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет, бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего:

И вы готовы будьте, ибо Сын Человеческий придет в тот час, в который не ждете».
 
и вы убо будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет.

Тогда Петр сказал: «Господи, к нам ли относится эта притча или ко всем?»
 
Рече же ему петр: Господи, к нам ли притчу сию глаголеши, или ко всем?

И Господь так ответил на это: «Представьте себе верного и разумного управляющего,17 которого господин может поставить над всей прислугой своей, чтобы каждому раздавать пищу вовремя.
 
Рече же Господь: кто убо есть верный строитель и мудрый, егоже поставит господь над челядию своею, даяти во время житомерие?

Блажен тот слуга, которого господин, придя, найдет поступающим точно так.
 
Блажен раб той, егоже пришед господь его обрящет творяща тако:

Заверяю вас, он поставит его управлять всем своим имуществом.
 
воистинну глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его.

Но если тот слуга скажет сам себе: „Не скоро вернется мой господин“, — и начнет бить слуг и служанок, будет пировать и кутить,18
 
Аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися:

то господин того слуги придет в день, когда тот не ждет его, и в час, о котором тот не ведает, и предаст его ужасной смерти,19 подвергнув одной участи с неверующими.20
 
приидет господин раба того в день, в оньже не чает, и в час, в оньже не весть: и растешет его, и часть его с неверными положит.

Тот слуга, который знал волю господина своего и не приготовился или не исполнял эту волю, будет сурово наказан,
 
Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много:

а тому, кто не знал, но сделал то, что побоев достойно, наказание будет менее суровым. Кому много дано, с того много взыщут, и кому много вверено, с того больше и спросят.
 
неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него: и емуже предаша множайше, множайше просят от него.

Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!
 
Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся?

Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!
 
Крещением же имам креститися, и како удержуся, дондеже скончаются?

Вы, верно, думаете, что Я пришел установить на земле мир? Нет, говорю вам, разделение Я принес.
 
Мните ли, яко мир приидох дати на землю? ни, глаголю вам, но разделение:

Ибо отныне даже пятеро в одном доме будут разделены: трое против двух и двое против трех.
 
будут бо отселе пять во единем дому разделени, трие на два, и два на три:

Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».
 
разделится отец на сына, и сын на отца: мати на дщерь, и дщи на матерь: свекры на невесту свою, и невеста на свекровь свою.

А народу Он сказал: «Когда вы видите облако, поднимающееся с запада, вы сразу же говорите: „Будет дождь“, и так происходит,
 
глаголаше же и народом: егда узрите облак восходящь от запада, абие глаголете: туча грядет: и бывает тако:

а когда дует южный ветер, говорите: „Будет жарко“, и это сбывается.
 
и егда юг веющь, глаголете: зной будет: и бывает.

Лицемеры! Вы предсказываете погоду, глядя на небо и землю, а значение времени сего определить не можете.
 
Лицемери, лице небу и земли весте искушати: времене же сего како не искушаете?

Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?
 
Что же и о себе не судите праведное?

Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму,21 иначе дело твое попадет к судье,22 а судья отдаст тебя судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.
 
Егда бо грядеши с соперником твоим ко князю, на пути даждь делание избыти от него: да не како привлечет тебе к судии, и судия тя предаст слузе, и слуга всадит тя в темницу:

Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последней монеты».
 
глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже и последнюю медницу воздаси.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: на крышах.
5  [2] — См. в Словаре Геенна.
6  [3] — Ассарий — римская медная монета.
8  [4] — Или: исповедует Меня… исповедает и Сын Человеческий.
10  [5] — Или: произнесет хулу.
14  [6] — Букв.: человек.
19  [7] — Букв.: и скажу своей душе: душа.
21  [8] — Букв.: а не в/для Бога богатеющий.
25  [9] — Друг. возм. пер.: увеличить свой рост хотя бы на немного (букв.: на локоть — мера длины, около полуметра).
28  [10] — Букв.: будет брошена в печь.
31  [11] — В некот. рукописях: Царство Божие.
33  [12] — Букв.: сделайте себе кошельки неветшающие.
35  [13] — Букв.: пусть будут бедра ваши препоясаны.
37  [14] — Букв.: он препояшется и велит им возлечь.
38  [15] — Букв.: и если придет во вторую или в третью стражу (ночи), во времена НЗ ночь делилась на 4 части (стражи), при этом конец 2-й стражи всегда выпадал на 12 часов ночи нашего времени.
39  [16] — Букв.: не допустил бы он подкопать дома своего.
42  [17] — Букв.: кто в таком (случае) верный и разумный управляющий.
45  [18] — Букв.: есть, пить и пьянствовать.
46  [19] — Друг. возм. пер.: накажет его жесточайшим образом/изгонит его.
46  [20] — Или: неверными.
58  [21] — Букв.: попытайся избавиться/освободиться от него.
58  [22] — Букв.: чтобы он не повлек тебя к судье.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.