По Луке 20 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Однажды, когда Он учил народ в Храме и возвещал Благую Весть, подошли к Нему первосвященники и книжники вместе со старейшинами
 
И бысть во един от дний онех, учащу ему люди в церкви и благовествующу, приидоша священницы и книжницы со старцы

и спросили Его: «Скажи нам, по какому праву Ты это делаешь? Кто Тебе дал это право?»
 
и реша к нему, глаголюще: рцы нам, коею областию сия твориши, или кто есть давый тебе власть сию?

Он же сказал им в ответ: «Спрошу и Я вас об одном. Скажите Мне,
 
Отвещав же рече к ним: вопрошу вы и аз единаго словесе, и рцыте ми:

крещение Иоанна, от Бога1 ли было оно или от людей?»
 
крещение иоанново с небесе ли бе, или от человек?

Они же рассуждали так между собой: «Если скажем: „От Бога“, то Он спросит: „Почему же вы не поверили ему?“
 
Они же помышляху в себе, глаголюще, яко аще речем: с небесе, речет: почто убо не веровасте ему?

А если скажем: „От людей“, то весь народ побьет нас камнями, потому что все убеждены, что Иоанн — пророк».
 
аще ли же речем: от человек, вси людие камением побиют ны: известно бо бе о иоанне, яко пророк бе.

И они ответили, что не знают, от кого оно.
 
И отвещаша: не вемы откуду.

Тогда Иисус сказал им: «И Я не скажу вам, по какому праву делаю это».
 
Иисус же рече им: ни аз глаголю вам, коею областию сия творю.

Затем Иисус рассказал народу такую притчу: «Насадил человек виноградник и, отдав его внаем виноградарям, надолго уехал.
 
Начат же к людем глаголати притчу сию: человек некий насади виноград, и вдаде его делателем, и отиде на лета многа:

Когда пришло время сбора урожая, он послал к виноградарям слугу, чтобы взять у них свою часть плодов из этого виноградника. Но виноградари избили и выгнали этого слугу, ничего ему не дав.
 
и во время посла к делателем раба, да от плода винограда дадут ему: делатели же бивше его, послаша тща.

Поэтому хозяину пришлось послать другого слугу, но и того они, избив и опозорив, прогнали ни с чем.
 
И приложи послати другаго раба: они же и того бивше и досадивше (ему), послаша тща.

Он послал к ним и третьего, и того они избили до крови2 и выбросили из виноградника.
 
И приложи послати третияго: они же и того уязвльше изгнаша.

„Что делать мне? — сказал тогда хозяин виноградника. — Пошлю сына моего возлюбленного, может быть, они его постыдятся?“
 
Рече же господин винограда: что сотворю? послю сына моего возлюбленнаго, еда како, его видевше, усрамятся.

Но, увидев сына, виноградари стали рассуждать между собой, как им поступить. „Это наследник, — говорили они, — убьем его, и его наследство станет нашим“.
 
Видевше же его делателе, мышляху в себе, глаголюще: сей есть наследник: приидите, убием его, да наше будет достояние.

Они выволокли его из виноградника и убили. Что после этого сделает с ними хозяин виноградника?
 
И изведше его вон из винограда, убиша. Что убо сотворит им господин винограда?

Он явится и предаст смерти этих виноградарей, а виноградник отдаст другим». Услышав это, люди сказали: «Пусть никогда этого не будет!»
 
Приидет и погубит делатели сия и вдаст виноград инем. Слышавше же рекоша: да не будет.

Иисус же, взглянув на них, спросил: «Что же тогда означают такие слова в Писании: „Камень, что отвергли строители, краеугольным стал камнем3?
 
Он же воззрев на них, рече: что убо писаное сие: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла?

Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах».
 
всяк падый на камени том, сокрушится: а на немже падет, стрыет его.

Книжники и первосвященники хотели тотчас же схватить Его, ибо поняли, что Он рассказал эту притчу о них, но побоялись народа.
 
И взыскаша архиерее и книжницы возложити нань руце в той час и убояшася народа: разумеша бо, яко к ним притчу сию рече.

Они решили следить4 за Ним и подослали своих людей, выдававших себя за праведных. Надеялись те поймать Его на слове и отдать во власть прокуратора для суда над Ним.
 
И наблюдше послаша лаятели, притворяющих себе праведники быти: да имут его в словеси, во еже предати его началству и области игемонове.

Они обратились к Нему с вопросом. «Учитель, — сказали они, — мы знаем, что Ты говоришь невзирая на лица и учишь верно, и воистину пути Божьему учишь.
 
И вопросиша его, глаголюще: Учителю, вемы, яко право глаголеши и учиши, и не на лица зриши, но воистинну пути Божию учиши:

Можно ли нам платить налог кесарю или нет?»
 
достоит ли нам кесареви дань даяти, или ни?

Он же, распознав их хитрость, сказал им:
 
Разумев же их лукавство, рече к ним: что мя искушаете?

«Покажите5 мне денарий. Чье на нем изображение и чья надпись?» «Кесаря», — отвечали они.
 
покажите ми цату: чий имать образ и надписание? Отвещавше же рекоша: кесарев.

Он же сказал им: «Так и отдайте кесарево кесарю, а Божие — Богу».
 
Он же рече им: воздадите убо, яже кесарева, кесареви, и яже Божия, Богови.

И не удалось им поймать Его на слове при народе, и, удивленные Его ответом, они замолкли.
 
И не могоша зазрети глагола его пред людьми: и дивишася о ответе его и умолчаша.

Затем подошли к Иисусу некоторые из саддукеев6 (они отрицают воскресение мертвых ) и спросили Его:
 
Приступиша же нецыи от саддукей, глаголющии воскресению не быти, вопрошаху его,

«Учитель, Моисей дал нам такое установление: „Если чей-либо брат, будучи женат, умрет бездетным, то пусть его брат возьмет вдову его себе в жены и продолжит род брата своего“.7
 
глаголюще: Учителю, моисей написа нам: аще кому брат умрет имый жену, и той безчаден умрет, да брат его поймет жену и возставит семя брату своему:

И вот, было семь братьев. Первый, женившись, умер бездетным,
 
седмь убо братий бе: и первый поят жену, умре безчаден:

второй,8
 
и поят вторый жену, и той умре безчаден:

а затем и третий брали ее себе в жены, и так все семеро, но умерли они, не оставив после себя детей.
 
и третий поят ю: такожде же и вси седмь: и не оставиша чад и умроша:

Потом умерла и та женщина.
 
послежде же всех умре и жена:

Чьей женой будет она при воскресении мертвых? Ведь все семеро были женаты на ней».
 
в воскресение убо, котораго их будет жена? седмь бо имеша ю жену.

«Люди мира сего женятся и выходят замуж, — сказал им Иисус, —
 
И отвещав рече им Иисус: сынове века сего женятся и посягают:

но те, кто окажется достойным места в ином мире и воскресения мертвых, более не женятся и замуж не выходят,
 
а сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают:

и смерть над ними уже не властна. Они подобны ангелам, и как люди, удостоившиеся воскресения, они — дети Божии.
 
ни умрети бо ктому могут: равни бо суть ангелом и Сынове суть Божии, воскресения Сынове суще:

А что мертвые воскресают, так об этом уже сам Моисей говорил, рассказывая о горящем кусте, когда называл Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова.9
 
а яко востают мертвии, и моисей сказа при купине, якоже глаголет Господа Бога авраамля и Бога исаакова и Бога иаковля:

Он — не мертвых Бог, а живых, ибо для Него все живы».
 
Бог же несть мертвых, но живых: вси бо тому живи суть.

Некоторые из книжников сказали: «Учитель, это был хороший ответ».
 
Отвещавше же нецыи от книжник рекоша: Учителю, добре рекл еси.

И они больше не решались спрашивать Его о чем бы то ни было.
 
Ктому же не смеяху его вопросити ничесоже. Рече же к ним:

А Иисус спросил у них: «Как же говорят, что Мессия10 — сын Давидов?
 
како глаголют Христа Сына давидова быти?

Ведь сам Давид говорит в книге Псалмов: „Сказал Господь Господу моему: сядь по правую руку Мою,
 
Сам бо давид глаголет в книзе псаломстей: рече Господь Господеви моему: седи о десную мене,

доколе не повергну врагов Твоих к ногам Твоим“.11
 
дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима.

Итак, Давид называет Его Господом. Как же Мессия может быть сыном его?»
 
Давид убо Господа его нарицает, и како Сын ему есть?

В то время, когда весь народ слушал Его, Он сказал ученикам [Своим]:
 
Слышащым же всем людем, рече учеником своим:

«Остерегайтесь книжников. Им нравится ходить в длинных одеждах, они любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях,12 любят сидеть впереди всех в синагогах и занимать почетные места на пирах.
 
внемлите себе от книжник хотящих ходити во одеждах и любящих целования на торжищих и председания на сонмищих и преждевозлежания на вечерях:

Они наживаются за счет13 вдов и напоказ долго молятся. Ждет их самый суровый приговор!»
 
иже снедают домы вдовиц и виною далече молятся: сии приимут лишше осуждение.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: с неба; то же в ст. 5.
12  [2] — Букв.: изранили.
17  [3] — Пс 118 (117):22.
20  [4] — Или: искали другого случая.
24  [5] — В некот. рукописях: что вы Меня искушаете/испытываете? Покажите.
27  [6] — См. в Словаре Саддукеи.
28  [7] — Втор 25:5,6.
30  [8] — В некот. рукописях: взял ту жену второй, и тот умер бездетным.
37  [9] — Исх 3:6.
41  [10] — Греч.: Христос.
43  [11] — Пс 110 (109):1.
46  [12] — Или: народных собраниях.
47  [13] — Букв.: поедают дома.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.