По Луке 4 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

[1-2] Исполненный Святого Духа, Иисус возвратился с Иордана и в течение сорока дней ходил по пустыне, водимый Духом и искушаемый дьяволом. Все эти дни Иисус ничего не ел, так что по прошествии их был истомлен голодом.
 
Иисус же исполнь Духа свята возвратися от иордана: и ведяшеся Духом в пустыню,

 
дний четыридесять искушаемь от диавола: и не яст ничесоже во дни тыя: и скончавшымся им, последи взалка.

И сказал Ему дьявол: «Если Ты — Сын Бога, то скажи этому камню, чтобы он превратился в хлеб».
 
И рече ему диавол: аще Сын еси Божий, рцы каменеви сему, да будет хлеб.

Иисус ответил ему: «В Писании сказано: „Не одним только хлебом будет жить человек“».1
 
И отвеща Иисус к нему, глаголя: писано есть, яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе Божии.

Тогда возвел Его дьявол на гору и показал Ему в одно мгновение все царства земли.
 
И возвед его диавол на гору высоку, показа ему вся царствия вселенныя в часе временне,

«Всю эту власть над ними я отдам Тебе, — сказал он, — отдам вместе со всем великолепием их, потому что всё это передано мне, и я даю эту власть, кому хочу.
 
и рече ему диавол: тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам ю:

И если Ты падешь ниц предо мной,2 всё это будет Твоим».
 
ты убо аще поклонишися предо мною, будут тебе вся.

Но Иисус ответил ему:3 «В Писании сказано: „Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи“».4
 
И отвещав рече ему Иисус: иди за мною, сатано: писано есть: поклонишися Господу Богу твоему, и тому единому послужиши.

Наконец дьявол привел Иисуса в Иерусалим и, поставив на край стены5 Храма, сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
 
И веде его во Иерусалим, и постави его на криле церковнем, и рече ему: аще Сын еси Божий, верзися отсюду долу:

ведь в Писании сказано: „Своим Ангелам Он повелит оберегать Тебя,
 
писано бо есть, яко ангелом своим заповесть о тебе сохранити тя:

и на руках понесут Тебя, чтобы Ты не споткнулся о камень ногой Твоею“».6
 
и на руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.

«Сказано: „ Без нужды не испытывай7 Господа, Бога своего“»,8 — ответил ему Иисус.
 
И отвещав рече ему Иисус, яко речено есть: не искусиши Господа Бога твоего.

И, закончив на этом все свои искушения, дьявол оставил Иисуса, ожидая другого подходящего случая.9
 
И скончав все искушение диавол, отиде от него до времене.

Исполненный силой Святого Духа, Иисус10 возвратился в Галилею, и молва о Нем прошла по всем окрестностям.
 
И возвратися Иисус в силе духовней в галилею: и весть изыде по всей стране о нем.

Он учил в их синагогах,11 и все прославляли Его.
 
И той учаше на сонмищих их, славимь всеми.

И пришел Иисус в город, где Он рос,12 в Назарет, и в субботний день по Своему обыкновению пошел в синагогу. Там Он встал, чтобы вслух читать из Писания.
 
И прииде в назарет, идеже бе воспитан. и вниде, по обычаю своему, в день субботный в сонмище, и воста чести.

Ему подали книгу пророка Исайи. Развернув свиток, Он нашел место, где было написано:
 
И даша ему книгу исаии пророка: и разгнув книгу, обрете место, идеже бе написано:

«Дух Господа на Мне: Он помазал Меня и послал Меня провозгласить Благую Весть нищим,13 возвестить пленникам освобождение и слепым прозрение, отпустить на свободу угнетенных
 
Дух Господень на мне: егоже ради помаза мя благовестити нищым, посла мя изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду,

и возвестить, что наступило время14 милости Господней».15
 
проповедати лето Господне приятно.

Свернув свиток, Иисус отдал его служителю и сел. Взгляды всех в синагоге были устремлены на Него,
 
И согнув книгу, отдав слузе, седе: и всем в сонмищи очи беху зряще нань.

и Он сказал: «Услышанные вами сегодня слова Писания исполнились здесь ».
 
И начат глаголати к ним, яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею.

Все одобрительно отзывались о Нем и удивлялись благодатным словам, исходившим из Его уст. «Разве Он не сын Иосифа?» — спрашивали они.
 
И вси свидетелствоваху ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст его, и глаголаху: не сей ли есть Сын иосифов?

Иисус сказал им: «Вы, конечно, напомните мне о пословице: „Врач, излечи себя самого!“ И скажете Мне: „Сделай в Своем родном городе то же самое, что, как мы слышали, Ты сделал в Капернауме“.
 
И рече к ним: всяко речете ми притчу сию: врачу, изцелися сам: елика слышахом бывшая в капернауме, сотвори и зде во отечествии своем.

Заверяю вас,16 — продолжал Иисус, — нет пророка, которого принимали бы на родине его.
 
Рече же: аминь глаголю вам, яко ни который пророк приятен есть во отечествии своем:

Поистине же говорю вам: во времена пророка Илии в Израиле было много вдов, когда три года и шесть месяцев небо оставалось закрытым,17 и по всей земле был голод великий.
 
поистинне же глаголю вам: многи вдовицы беша во дни илиины во израили, егда заключися небо три лета и месяц шесть, яко бысть глад велик по всей земли:

И не был послан Илия ни к одной из них, а лишь ко вдове в Сарепту в окрестности Сидона.
 
и ни ко единей их послан бысть илиа, токмо в сарепту сидонскую к жене вдовице:

И много было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, но никто из них не был очищен от проказы, а лишь один сириец Нееман».
 
и мнози прокажени беху при елиссеи пророце во израили: и ни един же от них очистися, токмо нееман сирианин.

Услышав это, все люди в синагоге пришли в ярость.
 
И исполнишася вси ярости в сонмищи, слышавшии сия:

Они вскочили и, схватив Иисуса, вывели Его из города к обрыву горы, на которой построен Назарет, чтобы сбросить Его вниз.
 
и воставше изгнаша его вон из града, и ведоша его до верху горы, на нейже град их создан бяше, да быша его низринули:

Но Он, пройдя через толпу, пошел Своим путем.
 
он же прошед посреде их, идяше.

И пришел Иисус в Капернаум, город в Галилее; и вновь по субботам учил Он людей.
 
И сниде в капернаум град галилейский: и бе учя их в субботы.

Они же не переставали дивиться тому, как Он учил, ибо говорил Он как наделенный властью18 Божией.
 
И ужасахуся о учении его: яко со властию бе слово его.

В синагоге был человек, одержимый духом, бесом нечистым. Он закричал во весь голос:
 
И в сонмищи бе человек имый духа беса нечиста, и возопи гласом велиим,

«Ну что Тебе нужно от нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас? Знаю, кто Ты такой — святой Божий Сын! »
 
глаголя: остави, что нам и тебе, Иисусе назарянине? пришел еси погубити нас: вем тя, кто еси, святый Божий.

«Замолчи, — строго сказал ему Иисус, — и оставь его!» Бес поверг человека на пол посреди синагоги и вышел из него, не причинив ему никакого вреда.
 
И запрети ему Иисус, глаголя: премолчи и изыди из него. И поверг его бес посреде, изыде из него, никакоже вредив его.

Все были поражены этим и спрашивали друг друга: «Что же это за слова, которыми Он с властью и силой приказывает нечистым духам, и выходят они?»
 
И бысть ужас на всех, и стязахуся друг ко другу, глаголюще: что слово сие, яко властию и силою велит нечистым духовом, и исходят?

И молва о Нем разошлась по всей округе.
 
И исхождаше глас о нем во всяко место страны.

Выйдя из синагоги, Иисус пошел в дом Симона. В это время теща Симона лежала в сильной горячке, и попросили Его что-либо сделать для нее.
 
Востав же из сонмища, вниде в дом симонов: теща же симонова бе одержима огнем велиим: и молиша его о ней.

Он подошел к больной женщине, склонился над ней и повелел болезни отступить, и та оставила ее. А женщина, тотчас встав с постели, стала служить им.
 
И став над нею, запрети огню, и остави ю. Абие же воставши служаше им.

На закате солнца все, у кого были близкие, страдавшие от той или иной болезни, привели их к Нему. Он возлагал на каждого больного руки и исцелял их.
 
Заходящу же солнцу, вси, елицы имеяху болящыя недуги различными, привождаху их к нему: он же на единаго коегождо их руце возложь, изцеляше их.

При этом из многих выходили бесы, кричавшие: «Ты — Сын Божий!» Но Иисус, укоряя их, не давал им говорить об этом, ведь бесы знали, что Он — Мессия.19
 
Исхождаху же и беси от многих, вопиюще и глаголюще, яко ты еси Христос Сын Божий. И запрещая не даяше им глаголати, яко ведяху Христа самаго суща.

С наступлением дня Иисус покинул город и направился в уединенное место. Но толпы людей искали Его и, когда нашли, пытались удержать Его, чтобы Он не уходил от них.
 
Бывшу же дню, изшед иде в пусто место: и народи искаху его, и приидоша к нему, и удержаваху его, дабы не отшел от них.

Он же сказал им: «И в других городах Я должен возвестить о Царстве Божьем, ибо для этого Я послан».
 
Он же рече к ним, яко и другим градовом благовестити ми подобает Царствие Божие: яко на се послан есмь.

И Он продолжал проповедовать в синагогах Иудеи.20
 
И бе проповедая на сонмищих галилейских.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Втор 8:3.
7  [2] — В знач. поклонишься как Богу.
8  [3] — Некот. рукописи добавляют: отойди от Меня, сатана (ср. Мф 4:10).
8  [4] — Втор 6:13.
9  [5] — Или: на крыло.
11  [6] — Пс 91 (90):11, 12.
12  [7] — Или: не искушай.
12  [8] — Втор 6:16 (LXX).
13  [9] — Букв.: отошел от Него до времени.
14  [10] — Букв.: Иисус в силе Духа.
15  [11] — См. в Словаре Синагога.
16  [12] — Или: воспитывался.
18  [13] — Некот. рукописи добавляют: исцелить сокрушенных сердцем.
19  [14] — Букв.: год. Очевидно, здесь содержится указание на юбилейный год (Лев 25:8) и время спасения через Мессию.
19  [15] — Ис 61:1,2 (LXX).
24  [16] — Букв.: аминь говорю вам; аминь (евр.) — «истинно так». Этим словом Христос, как видно, предварял Свои высказывания, чтобы обратить внимание слушателей на их важность, и указывал на Божественный авторитет, с которым они произносились (ср. Ис 65:16 — «Бог истины», букв.: Бог аминь). Это выражение значительно реже встречается у Луки и переводится нами как «заверяю вас/тебя» или иначе в зависимости от контекста.
25  [17] — В знач. не было дождей.
32  [18] — Букв.: ибо слово Его было с властью.
41  [19] — Греч.: Христос.
44  [20] — В некот. рукописях: Галилеи.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.