Деяния 8 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Среди тех, кто одобрял его убийство, был и Савл. С того самого дня начались жестокие гонения на церковь в Иерусалиме, и все, кроме апостолов, рассеялись по Иудее и Самарии.
 
Савл же бе соизволяя убийству его. Бысть же в той день гонение велие на церковь Иерусалимскую: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол:

Благочестивые люди похоронили Стефана и горько оплакали его.
 
погребоша же стефана мужие благоговейнии и сотвориша плачь велий над ним.

А Савл тем временем пытался уничтожить церковь: идя из дома в дом, он хватал верующих мужчин и женщин и предавал заточению.
 
Савл же озлобляше Церковь, в домы входя, и влачя мужы и жены, предаяше в темницу.

Тем временем рассеявшиеся ходили повсюду и проповедовали Благую Весть.
 
Разсеявшиися же прохождаху, благовествующе слово.

Филипп, придя в один из городов Самарии, начал проповедовать там Христа.
 
Филипп же сошед во град самарийский, проповедаше им Христа:

Толпы людей с особым вниманием относились к тому, что говорил Филипп, потому что слышали о знамениях, совершаемых им, и сами видели их:
 
внимаху же народи глаголемым от филиппа единодушно, слышаще и видяще знамения, яже творяше:

нечистые духи выходили с громким воплем из многих одержимых, и многие парализованные и хромые были исцелены.
 
дуси бо нечистии от многих имущих я, вопиюще гласом велиим, исхождаху, мнози же разслабленнии и хромии исцелишася:

И в городе том была великая радость.
 
и бысть радость велия во граде том.

Там с некоторых пор жил человек по имени Симон, который занимался магией и тем поражал жителей Самарии. Он выдавал себя за человека совершенно необычного.
 
Муж же некий, именем симон, прежде бе во граде волхвуя и удивляя язык самарийский, глаголя некоего быти себе велика,

Все, от мала до велика, слушали его внимательно. «Этот человек, — говорили они, — сила Божия, та, что зовется „ силой великой“».
 
емуже внимаху вси от мала даже до велика, глаголюще: сей есть сила Божия великая.

Горожане слушали его потому, что долгое время он изумлял их своим чародейством.
 
Внимаху же ему, зане доволно время волхвовании удивляше их.

Но когда они поверили Филиппу, возвещавшему Благую Весть о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа, то приняли крещение и мужчины, и женщины.
 
Егда же вероваша филиппу благовествующу яже о Царствии Божии и о имени Иисус Христове, крещахуся мужие же и жены.

Уверовал и сам Симон. После своего крещения он не отходил от Филиппа и изумлялся, видя совершающиеся великие знамения и чудеса.
 
Симон же и сам верова и крещься бе пребывая у филиппа: видя же силы и знамения велия бываема, ужасен дивляшеся.

Когда апостолы в Иерусалиме услышали, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна.
 
Слышавше же иже во Иерусалиме апостоли, яко прият самариа слово Божие, послаша к ним петра и иоанна,

Те пришли и помолились о том, чтобы уверовавшие получили Духа Святого,
 
иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа святаго:

ибо он еще не снизошел ни на одного из них: они были только крещены во имя Господа Иисуса.
 
еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса:

Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и те получили Духа Святого.
 
тогда возложиша руце на ня, и прияша Духа святаго.

Симон же, увидев, что Дух Святой дается через возложение рук апостолов, предложил им деньги,
 
Видев же симон, яко возложением рук апостолских дается Дух святый, принесе им сребро,

говоря: «Дайте и мне такую силу,1 чтобы тот, на кого я возложу руки, мог получить Духа Святого».
 
глаголя: дадите и мне власть сию, да, на негоже аще положу руце, приимет Духа святаго.

«Ты думаешь, что за деньги можно приобрести дар Божий?! — поразился Петр. — Серебро твое сгинет с тобой вместе.
 
Петр же рече к нему: сребро твое с тобою да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати:

Нет у тебя в этом деле ни части, ни доли: видит Бог всю неправоту сердца твоего.
 
несть ти части ни жребия в словеси сем, ибо сердце твое несть право пред Богом:

Покайся в этом грехе2 своем и помолись Господу, чтобы худое намерение3 сердца твоего было тебе прощено.
 
покайся убо о злобе твоей сей и молися Богу, аще убо отпустится ти помышление сердца твоего:

Ибо вижу я, что ты исполнен желчи, и узы нечестия — участь твоя».4
 
в желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща.

«Вы сами помолитесь за меня Господу, — попросил Симон, — чтобы ничто из сказанного вами не постигло меня».
 
Отвещав же симон рече: помолитеся вы о мне ко Господу, яко да ничтоже сих найдет на мя, яже рекосте.

Когда Петр и Иоанн засвидетельствовали о Господе и поделились Его словом, они пошли назад в Иерусалим, по пути во многих селениях самаритянских возвещая Благую Весть.
 
Они же убо, засвидетелствовавше и глаголавше слово Господне, возвратишася во Иерусалим и многим весем самарийским благовестиша.

Ангел Господень, явившись Филиппу, сказал: «Встань и иди на юг по той пустынной дороге,5 что ведет из Иерусалима в Газу».
 
Ангел же Господень рече к филиппу, глаголя: востани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в газу: и той есть пуст.

Филипп поднялся и пошел. И вот на этой дороге он встретился с человеком из Эфиопии, евнухом. То был сановник Кандаки,6 царицы эфиопской, ее казначей, приезжавший в Иерусалим для поклонения.
 
И востав пойде: и се, муж мурин, евнух силен кандакии царицы муринския, иже бе над всеми сокровищи ея, иже прииде поклонитися во Иерусалим:

Он возвращался домой и, сидя на своей колеснице, читал пророка Исайю.7
 
бе же возвращаяся, и седя на колеснице своей, чтяше пророка исаию.

Дух сказал Филиппу: «Подойди к колеснице и держись ее как можно ближе».
 
Рече же Дух к филиппу: приступи и прилепися колеснице сей.

Филипп подбежал к колеснице и, услышав, что евнух читает пророка Исайю, спросил его: «Понимаешь ли то, что читаешь?»
 
Притек же филипп услыша его чтуща пророка исаию и рече: убо разумееши ли, яже чтеши?

«Как могу я это понять без помощи знающего человека?» — ответил тот и пригласил Филиппа взойти и сесть с ним.
 
Он же рече: како убо могу (разумети), аще не кто наставит мя? умоли же филиппа, да возшед сядет с ним.

А читал он вот какое место Писания: «Как овца, приведен Он был на заклание, и как ягненок пред стригущим его безгласен, так и Он уст Своих не отверзает.
 
Слово же писания, еже чтяше, бе сие: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец прямо стригущему его безгласен, тако не отверзает уст своих:

В унижениях [Его] в правосудии было Ему отказано. И кто расскажет обо всем потомстве Его,8 коль прервана была на земле жизнь Его9
 
во смирении его суд его взятся, род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот его.

«Прошу тебя, скажи мне, о ком это пророк говорит? — спросил евнух Филиппа. — О себе ли или о ком другом?»
 
Отвещав же каженик к филиппу, рече: молю тя, о ком пророк глаголет сие? о себе ли, или о инем некоем?

Тогда Филипп отверз уста и, начав с этого текста Писания, поведал ему Благую Весть об Иисусе.
 
Отверз же филипп уста своя и начен от писания сего, благовести ему Иисуса.

Продолжая путь, они приблизились к месту, где была вода, и евнух сказал: «Видишь, вот вода. Что препятствует мне креститься?»
 
Якоже идяху путем, приидоша на некую воду, и рече каженик: се, вода: что возбраняет ми креститися?

[отсутствует]10
 
Рече же ему филипп: аще веруеши от всего сердца твоего, мощно ти есть. Отвещав же рече: верую Сына Божия быти Иисуса Христа.

И приказал он остановить колесницу. Затем оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп крестил его.
 
И повеле стати колеснице: и снидоста оба на воду, филипп же и каженик: и крести его.

Когда же они вышли из воды, Дух Господень11 унес Филиппа. Евнух его больше не видел, но продолжал свой путь, радуясь.
 
Егда же изыдоста от воды, Дух святый нападе на каженика: ангел же Господень восхити филиппа, и не виде его ктому каженик, идяше бо в путь свой радуяся.

А Филипп оказался в Азоте: проходя по тем местам, он возвещал Благую Весть во всех городах, пока не достиг Кесарии.
 
Филипп же обретеся во азоте и проходя благовествоваше градом всем, дондеже приити ему в кесарию.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
19  [1] — Или: власть.
22  [2] — Или: в этом нечестии/зле.
22  [3] — Или: помысел.
23  [4] — Букв.: ибо вижу, что ты — в горькой желчи и узах нечестия.
26  [5] — Друг. возм. пер.: иди и в полдень будь на пустынной дороге.
27  [6] — Кандаки — титул царицы в Эфиопии; здесь, возможно, используется как имя собственное.
28  [7] — См. в Словаре Исайя.
33  [8] — Букв.: род Его кто изъяснит.
33  [9] — Ис 53:7,8.
37  [10] — Некот. рукописи добавляют: и сказал ему Филипп: «Если веруешь от всего сердца, можно». Он же сказал в ответ: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий».
39  [11] — В некот. рукописях: Дух Святой сошел на евнуха, ангел же Господень.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.