1 хр. в Коринфе 15 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

Хочу пояснить вам, братья, суть Благой Вести, которую уже проповедовал вам и в которой, приняв ее, вы утвердились.1
 
Сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам, еже и приясте, в немже и стоите,

Через эту Весть спасаетесь, если остаетесь верными тому, что я возвещал вам; иначе ваша вера была с самого начала напрасной.
 
имже и спасаетеся, кацем словом благовестих вам, аще содержите: разве аще не всуе веровасте.

Ведь я передал вам, как самое важное, то, что и сам принял, — весть, что Христос, по Писанию, за грехи наши умер
 
Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием,

и погребен был, а в третий день воскрешен, как о том в Писании и говорилось,
 
и яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием,

и что явился Он Кифе, затем — Двенадцати,
 
и яко явися кифе, таже единонадесятим:

а однажды — более чем пятистам братьям сразу (из них большинство еще живо, а некоторые уже умерли).2
 
потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша:

После того явился Он Иакову, а потом — всем апостолам,
 
потом же явися иакову, таже апостолом всем:

и уже после всех явился и мне, недостойному.3
 
последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне.

Я ведь из апостолов — наименьший и даже называться апостолом не вправе, потому что преследовал церковь Божию.
 
Аз бо есмь мний апостолов, иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию.

Но по Божией благодати4 я есть то, что есть, и благодать Его во мне не тщетной оказалась. Нет, я даже более, чем все они, трудился и сделал, не я, впрочем, — благодать Божия была со мной.
 
Благодатию же Божиею есмь, еже есмь, и благодать его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною.

Не в том, однако, дело, я или они, — мы все так проповедуем, и вы так уверовали.
 
Аще убо аз, аще ли они, тако проповедуем, и тако веровасте.

Мы проповедуем Христа воскресшего, — как же могут иные из вас говорить, что нет воскресения мертвых!
 
Аще же Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть?

Ведь если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес,
 
И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста:

а если Христос не воскрес, тщетна наша проповедь и вера ваша тщетна.
 
аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша.

Но тогда получается, что мы и о Боге ложно свидетельствовали, мы ведь свидетельствовали, что Бог Христа воскресил, а Он — если воскресения мертвых и в самом деле нет — Христа не воскрешал.
 
Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога, яко воскреси Христа, егоже не воскреси, аще убо мертвии не востают:

Ибо, снова скажу, если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
 
аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста:

Ну, а если Христос не воскрес, немногого стоит ваша вера: вы всё еще во грехах ваших.
 
аще же Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших:

Тогда безнадежно погибли и те, кто умер с верою во Христа.
 
убо и умершии о Христе, погибоша.

Если вся наша надежда на Христа связана только с этой жизнью, мы несчастнее всех людей.
 
(И) аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейши всех человек есмы.

Но воистину воскрес Христос из мертвых, и это было начало.5
 
Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть.

Ведь если смерть пришла в мир через человека, то и воскресение мертвых — через Человека.
 
Понеже бо человеком смерть (бысть), и Человеком воскресение мертвых.

И так же, как связанные происхождением с Адамом6 все умирают, связанные верой со Христом все будут оживотворены.
 
Якоже бо о адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут,

Но каждый в свой черед: первый — Христос как «начаток», потом — Христовы, в пришествие Его.
 
кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии его.

И тогда наступит конец, когда Он, упразднив всякое иное начальство, всякую иную власть и силу, передаст Царство Богу Отцу.
 
Таже кончина, егда предаст Царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу:

Ибо царствовать Ему надлежит до тех пор, пока не повергнет Он всех врагов под ноги Свои;
 
подобает бо ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама своима.

последний же враг истребится — смерть.
 
Последний же враг испразднится смерть,

Бог7 ведь всё в знак подчинения положил к ногам Его.8 Но когда было сказано «всё», это явно не включало Того, Кто всё Ему и подчинил.
 
вся бо покори под нозе его: внегда же рещи, яко вся покорена суть ему, яве, яко разве покоршаго ему вся.

Когда же всё будет подчинено Ему, тогда [и] Сам Сын подчинится Тому, Кто подчинил Ему всё, чтобы воистину Бог был «всё» во всём.9
 
Егда же покорит ему всяческая, тогда и сам Сын покорится покоршему ему всяческая, да будет Бог всяческая во всех.

Если всё это не так, что тогда, по-вашему, делают те, которые за мертвых принимают крещение? Зачем они за мертвых принимают крещение, если те не воскресают?
 
Понеже что сотворят крестящиися мертвых ради? Аще отнюд мертвии не востают, что и крещаются мертвых ради?

Да и мы зачем тогда ежечасно подвергаемся опасностям?
 
Почто (же) и мы беды приемлем на всяк час?

Я каждый день лицом к лицу сталкиваюсь со смертью.10 И это, [братья], так же верно, как и то, что я во Христе Иисусе, Господе нашем, горжусь вами.
 
По вся дни умираю: тако ми ваша похвала, братие, юже имам о Христе Иисусе Господе нашем.

Если из простых человеческих побуждений боролся я «с дикими зверями» в Эфесе, чего я этим достиг? Если мертвые не воскресают, «будем есть и пить, ибо завтра умрем11
 
Аще (бо) по человеку со зверем боряхся в ефесе, кая ми польза, аще мертвии не востают? Да ямы и пием, утре бо умрем.

Не обманывайтесь: в дурном обществе и добрые нравы растлеваются.
 
Не льститеся: тлят обычаи благи беседы злы.

Образумьтесь же, наконец, и более не грешите; из вас же иные до сих пор не имеют никакого представления о Боге — к стыду вашему говорю это.
 
Истрезвитеся праведно и не согрешайте: неведение бо Божие нецыи имут, к сраму вам глаголю.

Но кто-то спросит: «Как можно воскресить мертвых? И в каком теле они явятся?»
 
Но речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут?

Какое безумство! Что сеешь ты, не будет ведь оно оживотворено, если не умрет прежде.
 
Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет:

И сеешь ты вовсе не то тело, коему только предстоит явиться, а голое зерно, пшеничное или другое какое.
 
и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих:

Бог же по Своему усмотрению дает ему тело, каждому семени — свое.
 
Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело.

У каждой плоти свои особенности: одна плоть у людей, другая — у животных, своя плоть у птиц, иная — у рыб.
 
Не всяка плоть таже плоть: но ина убо плоть человеком, ина же плоть скотом, ина же рыбам, ина же птицам.

Это как тела есть небесные и земные; но своя красота12 у небесных тел, у земных же — другая.
 
И телеса небесная, и телеса земная: но ина убо небесным слава, и ина земным:

В небесах свое сияние у солнца, другое — у луны, иное — у звезд; и звезда от звезды отличается тоже. 13
 
ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе.

Вот и при воскресении мертвых так: сеется в тлении, воскрешается в нетлении;
 
Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении:

предается земле14 в унижении, воскрешается в славе; сеется в слабости, воскрешается в силе.
 
сеется не в честь, востает в славе: сеется в немощи, востает в силе:

Погребается тело земное,15 воскрешается — духовное. Ведь если есть тело земное, то есть и тело духовное.
 
сеется тело душевное, востает тело духовное. Есть тело душевное, и есть тело духовное.

По Писанию, «первый человек, Адам, стал душою живою»,16 Адам же последний — жизнетворным духом.
 
Тако и писано есть: бысть первый человек адам в душу живу, последний адам в дух животворящь.

И не духовное прежде, а душевное, лишь потом — духовное.
 
Но не прежде духовное, но душевное, потом же духовное.

Первый человек — от земли, он — существо земное,17 второй Человек — с неба.18
 
Первый человек от земли, перстен: вторый Человек Господь с небесе.

Каков первый из праха, таковы и все из праха; и каков Тот, Кто с неба, таковы и все небесные.
 
Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии:

И как были мы подобны тому, кто из праха, так уподобимся19 и Небесному.
 
и якоже облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небеснаго.

Я говорю о том, братья, что плоть и кровь не могут наследовать Царства Божьего и тление не наследует нетления.
 
Сие же глаголю, братие, яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует.

И еще скажу вам тайну: не все мы умрем,20 но все преобразимся.
 
Се, тайну вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся

Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными,
 
вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся:

ибо должно это тленное облечься в нетление и это смертное — в бессмертие.
 
подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие.

Когда же тленное это облечется в нетление и смертное это — в бессмертие, сбудется сказанное в Писании: «Поглощена смерть победою».21
 
Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в безсмертие, тогда будет слово написанное: пожерта бысть смерть победою.

«Смерть, где твоя победа? Где твое жало, смерть22
 
Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?

Жало ведь смерти — грех, и сила его от Закона.23
 
Жало же смерти грех: сила же греха закон.

Но Богу благодарение: через Господа нашего Иисуса Христа Он дарует нам победу.
 
Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом.

Так будьте тверды и неколебимы, братья мои возлюбленные. Отдавайте себя беспредельно делу Господню, определенно зная, что труд ваш не тщетен в Нем.
 
Темже, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: стоите.
6  [2] — Букв.: уснули.
8  [3] — Букв.: недоноску. Некоторые считают, что таким было прозвище, данное апостолу его противниками. Скорее же всего, здесь апостол образным языком утверждает, что он был лишен духовной жизни, когда Христос явился ему по дороге в Дамаск. Апостол, как видно, с присущим ему смирением считает себя недостойным доверенного ему служения из-за того, что он был гонителем христиан и сам не смог своевременно обратиться ко Христу.
10  [4] — Или: милостью.
20  [5] — Букв.: начаток из усопших; использование здесь слова «начаток» связано с древним установлением о посвящении Богу первого плода жатвы («начатка»); см. Исх 22:29.
22  [6] — См. в Словаре Адам.
27  [7] — Букв.: Он.
27  [8] — Букв.: подчинил под ноги; Пс 8:7.
28  [9] — Или: во всех.
31  [10] — Букв.: умираю.
32  [11] — Ис 22:13 (LXX).
40  [12] — Или: сияние/великолепие/слава; то же в ст. 41.
41  [13] — Букв.: отличается сиянием/славой.
43  [14] — Букв.: сеется; то же в ст. 44.
44  [15] — Или: душевное, т.е. недуховное, подверженное ограниченности и проблемам временного существования; здесь и далее переведено с греч. псюхикос; см. в Словаре Душа.
45  [16] — Быт 2:7 (LXX).
47  [17] — Букв.: состоящий из земли/праха.
47  [18] — В некот. рукописях: Человек — Господь с неба.
49  [19] — Букв.: носили образ… будем носить образ.
51  [20] — Букв.: уснем.
54  [21] — Ис 25:8.
55  [22] — Ос 13:14.
56  [23] — Букв.: сила греха — закон; см. Рим 7:7−11.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.