К Евреям 10 глава

Послание к Евреям
Под редакцией Кулаковых → Елизаветинская на русском

 
 

В Законе только тень будущих благ, а не они сами в своем подлинном виде.1 Потому-то хоть и приносятся постоянно, из года в год, все предписанные Законом жертвы, он всё равно не может привести к совершенству тех, кто приходит на поклонение к Богу.
 
Сень бо имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей, на всякое лето темиже жертвами, ихже приносят выну, никогдаже может приступающих совершити.

Ведь если бы было иначе, разве не перестали бы вообще приносить жертвы? Те, кто по Закону совершает служение, перестали бы чувствовать себя грешными, случись им очиститься раз и навсегда2 через свое жертвоприношение.
 
Понеже престали бы быти приносимы, ни едину ктому имущым совесть о гресех служащым, единою очищенным.

Но этого нет. Потому по-прежнему напоминают жертвоприношения из года в год всё о тех же грехах:
 
Но в них воспоминание грехов на коеждо лето бывает,

кровь быков и козлов не может устранить грехи.
 
невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи.

Вот почему, в мир входя, Христос говорит Отцу: «Жертву и приношение не восхотел Ты принять, Ты вместо того уготовил Мне тело.
 
Темже входя в мир, глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил ми еси:

Ни всесожжения, ни жертвы за грех не угодны были Тебе;
 
всесожжений и о гресе не благоволил еси.

и тогда Я сказал: „Вот, Я иду, как написано обо Мне в книжном свитке, чтоб исполнить, Боже, волю Твою“».3
 
Тогда рех: се, иду: в главизне книжней написася о мне, еже сотворити волю твою, Боже.

Заметим, что сказав прежде: «Жертв и приношений, всесожжений и жертв за грех, хотя бы и по Закону приносимых, не восхотел Ты принять и неугодны они были Тебе»,
 
Выше глаголя: яко жертвы и приношения и всесожжений и о гресех не восхотел еси, ниже благоволил еси: яже по закону приносятся:

Христос затем добавил: «Вот, Я иду, чтобы исполнить волю Твою». Стало быть, отменяет Он первое, жертвоприношения, чтобы установить второе, послушание Богу.
 
тогда рече: се, иду сотворити волю твою, Боже. Отемлет первое, да второе поставит.

В согласии с этим и освящены мы через страдания Иисуса Христа во плоти,4 через эту жертву, принесенную однажды и навсегда.
 
О нейже воли освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою.

Изо дня в день совершают все земные священники положенную службу, вновь и вновь приносят они обычные жертвы, которые никак не могут удалить грех.
 
И всяк убо священник стоит на всяк день служя и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогдаже могут отяти грехов.

А Он, наш Первосвященник, принеся единственную жертву за грехи, навсегда воссел по правую руку Божию
 
Он же едину о гресех принес жертву, всегда седит о десную Бога,

и ждет, когда враги Его будут повержены и окажутся у ног Его.
 
прочее ожидая, дондеже положатся врази его подножие ног его:

Всего одним приношением обратил Он освящаемых к вечному совершенству.5
 
единем бо приношением совершил есть во веки освящаемых.

О том говорит нам и Дух Святой. Сказав сначала:
 
Свидетелствует же нам и дух святый, по реченному бо прежде:

«Вот какой завет,говорит Господь,соединит Меня с ними после дней тех: в сердца их вложу законы Мои и в мысли их впишу»,
 
сей завет, егоже завещаю к ним по днех онех, глаголет Господь, дая законы моя на сердца их, и в помышлениих их напишу их:

Он продолжает: «Грехи же их и беззакония их не вспомню более».6
 
(таже глаголет Господь:) и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому.

Но где грехи прощены, там не приносятся и жертвы за них.
 
А идеже отпущение сих, ктому несть приношения о гресех.

Кровь Иисуса сделала так, братья, что теперь мы можем смело и уверенно входить в небесный Храм.7
 
Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисус Христовою, путем новым и живым,

Христос открыл нам новый, живой путь сквозь завесу, через Свое собственное тело.
 
егоже обновил есть нам завесою, сиречь Плотию своею,

И раз такой великий у нас Священник, над всем Божиим домом поставленный,
 
и иереа велика над домом Божиим,

пойдем теперь к Богу с твердой верой, с сердцем искренним, освобожденным от грехов оскверненной совести,8 и с омытым, образно говоря, чистою водою телом.
 
да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою:

В надежде, которую исповедуем, будем неколебимы, ибо верен Обещавший,
 
да держим исповедание упования неуклонное, верен бо есть обещавый:

будем внимательны друг ко другу, поощряя один другого к любви и добрым делам.
 
и да разумееваем друг друга в поощрении любве и добрых дел,

Не станем же оставлять собраний наших, как это у некоторых в привычку вошло, ведь мы должны ободрять друг друга. Тем больше нуждаемся мы в этом, чем ближе становится, как и сами видите вы, День Господень.
 
не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай, но (друг друга) подвизающе, и толико паче, елико видите приближающийся день (судный).

Если же и после того, как познали истину, упорствуем мы во грехе,9 не может уже быть для нас больше никакой жертвы за грех,
 
Волею бо согрешающым нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва,

а только страшное ожидание суда остается и ярость огня, готового пожрать всех противящихся Богу.
 
страшно же некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя.

Всякий, кто, по показаниям двух или трех свидетелей, отвергал Закон Моисея, должен был умереть, не было ему никакой пощады.10
 
Отверглся кто закона моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает:

Насколько же, подумайте, более сурового наказания заслуживает тот, кто Сына Божия отвергает с презрением,11 ставит ни во что кровь завета, которою освящен, и Духа благодати хулит?!
 
колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и духа благодати укоривый?

Мы же знаем Сказавшего: «Отмщение — это Мое. Я воздам».12 И еще: «Господь будет судить народ Свой».13
 
Вемы бо рекшаго: мне отмщение, аз воздам, глаголет Господь. И паки: яко судит Господь людем своим.

Страшна будет участь того, на кого падет гнев Бога Живого.14
 
Страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго.

Вспомните, как в былые дни, когда воссиял над вами свет истины, переносили вы многие страдания и тяжелую борьбу.
 
Воспоминайте же первыя дни вашя, в нихже просветившеся, многия страсти претерпесте страданий,

Порою вас самих выставляли на публичное поношение и подвергали мучениям, нередко же с другими вы разделяли то, что выпадало на их долю,
 
ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако:

вы узникам15 сострадали. А на разграбление имущества вашего отвечали радостью, потому что знали, что есть у вас на небесах нечто лучшее, а главное — нетленное.
 
ибо узам моим спострадасте и разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее.

Оставайтесь же до конца бесстрашными — великим будет воздаяние за это.
 
Не отлагайте убо дерзновения вашего, еже имать мздовоздаяние велико.

Терпение — вот что вам нужно, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное.
 
Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование:

И ведь «совсем, совсем недолго осталось ждать — придет Грядущий, не станет Он медлить!
 
еще бо мало елико елико, грядый приидет и не укоснит.

Слуга Мой праведный верой жив будет, а кто отступит, не будет угоден душе Моей».16
 
А праведный от веры жив будет: и аще обинется, не благоволит душа моя о нем.

Но мы не из тех, кто отступает, ввергая себя в погибель; нет, мы твердо держимся веры ко спасению жизни17 своей.
 
Мы же (братие) несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: не сам вид вещей.
2  [2] — Букв.: потому что совершающие это служение, будучи раз навсегда очищены, не имели бы уже никакого сознания грехов.
7  [3] — Пс 40 (39):7−9; то же в ст. 8 и 9.
10  [4] — Букв.: освящены принесением тела Иисуса Христа.
14  [5] — Букв.: …приношением сделал навсегда совершенными.
17  [6] — Иер 31:33,34.
19  [7] — Букв.: итак, братья, имеем смелость/открытость входить во Святилище кровью Иисуса.
22  [8] — Букв.: с сердцами окропленными (и через то очищенными) от порочной совести.
26  [9] — Букв.: произвольно/добровольно/сознательно грешим.
28  [10] — Букв.: без милосердия подвергался смерти.
29  [11] — Букв.: попирает.
30  [12] — В некот. рукописях: «Я воздам», — говорит Господь.
30  [13] — Втор 32:35,36; Пс 135 (134):14.
31  [14] — Букв.: страшно попасть в руки Бога Живого.
34  [15] — В некот. рукописях: узам моим.
38  [16] — Ис 26:20 (LXX); Авв 2:3,4 (LXX).
39  [17] — Или: души.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.