По Матфею 5 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Еврейский Новый Завет

 
 

Однажды при большом стечении народа Иисус поднялся на гору. Там Он сел, и вокруг Него собрались Его ученики.
 
Видя множество народа, Иисус взошёл на холм. После того, как он сел, к нему подошли его ученики,

Отверзши уста Свои, Иисус стал говорить. Он учил:
 
и он начал говорить. Вот чему он учил их:

«Блаженны нищетой духа своего томимые,1 ибо их есть Царство Небесное.
 
"Благословенны нищие духом! Потому что им принадлежит Царство Небес.

Блаженны скорбящие:2 утешены будут они.
 
Благословенны скорбящие! Потому что они будут утешены.

Блаженны и кроткие: вся земля им в наследство.3
 
Благословенны кроткие! Потому что они унаследуют Страну.

Блаженны алчущие, жаждущие праведности: они обретут ее.4
 
Благословенны жаждущие праведности и желающие насытиться ею! Потому что они утолят свою жажду и голод.

Блаженны милосердные: они помилованы будут.
 
Благословенны проявляющие милость! Потому что милость будет проявлена к ним.

Блаженны чистые сердцем, ибо узрят Бога они.
 
Благословенны чистые сердцем! Потому что они увидят Бога.

Блаженны миротворцы: Божьими их назовут детьми.
 
Благословенны творящие мир! Потому что они будут названы детьми Бога.

Блаженны те, кого за праведность преследуют: их царство — Царство Небесное.
 
Благословенны преследуемые за стремление к праведности! Потому что им принадлежит Царство Небес.

Блаженны и вы все, кого за Меня будут гнать, поносить, кого будут злословить из-за Меня.
 
Благословенны вы, когда люди оскорбляют вас, и преследуют вас, и злобно клевещут на вас из-за того, что вы следуете за мной!

Радуйтесь и веселитесь: велика ваша награда на небесах — так и пророков гнали, которые жили до вас.
 
Веселитесь, радуйтесь, так как велика ваша награда на небесах: так же гнали и пророков, бывших до вас.

Вы — соль земли, но если соль станет пресной, что сделает ее соленой? Ни на что она не годится больше: ее выбрасывают вон, под ноги людям.
 
Вы — соль для Страны. Но если соль станет безвкусной, как можно вновь сделать её солёной? Она уже ни на что не годна, остаётся лишь выбросить её вон под ноги людям.

Вы — свет мира. Не может быть скрыт город, на вершине горы расположенный.
 
Вы свет для мира. Нельзя спрятать город, построенный на вершине холма.

И когда зажигают светильник, не под сосуд его ставят, но на подставку, и он светит всем в доме.
 
Подобным образом, когда зажигают светильник, то его не накрывают чашей, а ставят на подставку, чтобы он светил всем в доме.

Пусть и ваш свет людям светит, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
 
Точно так же пусть светит ваш свет людям, чтобы они видели ваши добрые дела и славили вашего Отца на небесах.

Не думайте, что упразднить Я пришел Закон5 или пророков: не упразднить Я пришел, но исполнить.
 
Не думайте, что я пришёл отменить Пятикнижие или Пророков. Я пришёл не отменить, но исполнить [дополнить до совершенства].

Заверяю вас,6 пока не исчезли земля и небо, ни одна, даже самая малая, буква7 и черточка8 ни одна из Закона не выпадет, пока не сбудется всё.
 
Да, именно! Говорю вам, что до тех пор, пока не исчезнут небеса и земля, даже йуд или черта не исчезнут из Пятикнижия, пока не произойдёт всё то, что должно произойти.

А если кто хотя бы одной — пусть самой малой — из заповедей этих не повинуется и научит тому людей, ничтожнейшим назван он будет в Царстве Небесном. Но кто следует этим заповедям и других тому учит, великим будет назван в Царстве Небесном.
 
Итак, всякий, кто не послушается наименьшей из этих заповедей и научит других поступать так же, будет назван наименьшим в Царстве Небес. А всякий, кто исполняет их и учит тому же, будет назван великим в Царстве Небес.

Потому говорю Я вам: если праведность ваша не превзойдет праведности фарисеев и книжников, не войдете вы в Царство Небесное.
 
Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, вы никоим образом не войдёте в Царство Небес!

Вы слышали, что праотцам вашим было сказано: „Не убивай!“9 Если же убьет кто, должен ответить перед судом.
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Не убивай, и что всякий убивающий будет осуждён'.

А Я говорю вам: всякий, кто гневается на брата, подлежит суду. Кто скажет брату своему: „Глупец“, должен ответить перед Синедрионом,10 а кто безумцем11 его назовет, того геенна12 ждет огненная.
 
А я говорю вам, что всякий, таящий злобу на своего брата, будет осуждён; всякий, называющий своего брата: 'Никчемный человек', будет судим синедрионом; всякий, говорящий: 'Глупец!', навлекает на себя наказание огнём геенны!

И если, придя с даром своим к жертвеннику, вспомнишь ты вдруг, что брат твой имеет что-то против тебя,
 
Итак, если ты принесёшь дар на жертвенник Храма и вспомнишь, что твой брат имеет что-либо против тебя,

оставь свой дар там, у жертвенника, и прежде пойди, примирись с братом и только потом вернись и принеси дар свой Богу.
 
оставь дар твой прямо возле жертвенника и пойди примирись с братом. Затем приходи и приноси в жертву свой дар.

Спеши добром уладить спор свой с противником в самом начале.13 Иначе передаст тебя противник судье, а судья — страже, и окажешься ты в тюрьме.
 
Если кто-то подал на тебя в суд, торопись прийти с ним к согласию, пока вы ещё на пути в суд; иначе он может передать тебя судье, а судья — служащим суда, и ты будешь брошен в темницу!

Поверь Мне, не выйдешь оттуда, пока не отдашь всё до последнего гроша.14
 
Именно так! Говорю тебе, не выберешься оттуда, пока не уплатишь всё, до последнего гроша.

И еще вы слышали, что было сказано: „Не прелюбодействуй!“15
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Не прелюбодействуй'.

А Я говорю вам: кто посмотрел на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с ней в сердце своем.
 
А я говорю вам, что мужчина, который смотрит на женщину и разжигается похотью к ней, уже совершил с ней прелюбодеяние в своём сердце.

Если же правый глаз твой влечет тебя на зло, вырви его и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, чем всё оно будет ввергнуто в геенну.
 
Если твой правый глаз заставляет тебя грешить, вырви его и брось от себя! Лучше потерять тебе один член тела, чем всему телу быть брошенному в геенну.

И если правая рука твоя влечет тебя на зло, отруби ее и отбрось! Лучше тебе лишиться части тела своего, нежели всё оно окажется в геенне.
 
И если твоя правая рука заставляет тебя грешить, отсеки её и брось от себя! Лучше тебе потерять один член тела, чем всему телу быть брошенному в геенну.

Было сказано и так: „Тот, кто разводится с женой, должен дать ей разводное свидетельство“.16
 
Сказано: "Всякий, разводящийся с женой, должен дать ей документ о разводе".

А Я говорю вам: всякий, кто разводится со своей женой, если только не из-за неверности17 ее, обрекает ее на прелюбодеяние; и тот, кто женится на разведенной, прелюбодействует.
 
А я говорю вам, что всякий, разводящийся с женой, кроме как по причине блуда, вынуждает её прелюбодействовать; а всякий, вступающий в брак с разведённой, совершает прелюбодеяние.

Еще вы слышали, что было сказано вашим праотцам: „Не давай ложной клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои“.18
 
И ещё, вы слышали, что было сказано нашим отцам: 'Не нарушай свою клятву', и 'Исполняй свои обеты, данные Господу'.

А Я говорю вам: не клянитесь вовсе. Ни небом, ибо оно престол Божий,
 
А я говорю вам, вообще не клянитесь — ни 'небом', потому что оно престол Божий;

ни землей — это место, где ноги Его покоятся, ни Иерусалимом, ибо то город великого Царя,
 
ни 'землёй', потому что она опора для ног Его, ни 'Иерусалимом', потому что это город Великого Царя.

ни головой своей не клянитесь, ибо не можете вы ни единого волоса сделать ни белым, ни черным.
 
И не клянись своею головою, потому что ты не можешь ни единого волоса сделать чёрным или белым.

Пусть слово ваше будет: „да“, если да, и „нет“, если нет; а что сверх того — то от духа злого.
 
Но пусть твоё 'да' будет просто 'да', а твоё 'нет' — просто 'нет'; всё, что сверх этого, коренится во зле.

Вы слышали, что было сказано также: „Око за око и зуб за зуб“.19
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Глаз за глаз и зуб за зуб'.

А Я говорю: не противься злому. Если ударит тебя кто по правой [твоей] щеке, подставь ему и другую.
 
А я говорю вам, не сопротивляйтесь тому, кто обижает вас. Наоборот, если кто-либо бьёт тебя по правой щеке, позволь ему ударить тебя и по левой!

Если же захочет кто-то отсудить у тебя рубашку, пусть забирает и верхнюю одежду.
 
Если кто-либо хочет отсудить у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду!

И если кто принудит тебя идти с его ношей одну версту,20 пройди с ним две.
 
И если солдат принуждает тебя нести его снаряжение один километр, неси два!

Тому, кто просит у тебя, дай и от того, кто у тебя занять хочет, не отворачивайся.
 
Если кто-то просит у тебя что-нибудь, дай ему; если кто-то хочет занять у тебя что-либо, займи ему.

Вы слышали, что было сказано: „Люби ближнего своего21 и ненавидь врага своего“.
 
Вы слышали, что нашим отцам было сказано: 'Люби своего ближнего — и ненавидь своего врага'.

А Я говорю вам: любите своих врагов и молитесь за тех, кто преследует вас.
 
А я говорю вам, любите своих врагов! Молитесь о тех, кто преследует вас!

Только так будете вы детьми Отца вашего Небесного, ибо по воле Его солнце восходит и над злыми, и над добрыми, и дождь проливается и для праведных, и для неправедных.
 
Тогда станете детьми вашего Отца на небесах. Ведь Он повелевает своему солнцу светить как над добрыми людьми, так и над злыми, и посылает дождь как к праведным, так и к неправедным.

Если же любите только тех, кто вас любит, в чем тут заслуга? Разве не то же самое делают и сборщики налогов?
 
Какую вы получаете награду, если любите только тех, кто любит вас? Ведь и сборщики налогов делают то же самое!

И если вы только братьев своих приветствуете, что же тут особенного? Не то же ли самое и язычники делают?
 
И если вы дружелюбны только со своими друзьями, делаете ли вы что-либо необычное? Даже язычники поступают так!

Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
 
Итак, будьте совершенны, подобно тому, как совершенен ваш Отец на небесах.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: нищие духом, т.е. те, кто ищет духовного подаяния, кто остро сознаёт свою нужду в том, что приносит с собой Царство Небесное. См. в Словаре Блаженный.
4  [2] — Букв.: плачущие, в знач. оплакивающие свою духовную нищету.
5  [3] — Или: будут владеть землею.
6  [4] — Букв.: они будут удовлетворены; или: насытятся.
17  [5] — См. в Словаре Закон.
18  [6] — Букв.: аминь ведь говорю вам; аминь (евр.) — «истинно так». Этим словом Христос, как видно, предварял Свои высказывания, чтобы обратить внимание слушателей на важность этих высказываний, и указывал на Божественный авторитет, с которым они произносились (ср. Ис 65:16 — «Бог истины», букв.: «Бог аминь»). Это выражение часто встречается у Матфея и переводится нами как «заверяю вас/тебя» или иначе в зависимости от контекста.
18  [7] — Букв.: ни одна йота. Имеется в виду самая маленькая еврейская буква «йод», похожая на апостроф.
18  [8] — Букв.: рожок, т.е. маленькая, незначительная часть буквы.
21  [9] — Исх 20:13.
22  [10] — См. в Словаре Синедрион.
22  [11] — Или: богоотступником.
22  [12] — См. в Словаре Геенна.
25  [13] — Букв.: мирись с противником твоим без промедления, пока ты с ним на пути.
26  [14] — Букв.: последнего кодранта — самая мелкая римская монета в эпоху НЗ.
27  [15] — Исх 20:14.
31  [16] — Втор 24:1.
32  [17] — Или: не из-за блуда/разврата/распутства.
33  [18] — Лев 19:12; Чис 30:3.
38  [19] — Исх 21:24; Лев 24:19,20.
41  [20] — Букв.: (римскую) милю — мера длины, около 1,5 км.
43  [21] — Лев 19:18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.