По Иоанну 5 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Еврейский Новый Завет

 
 

После того снова ходил Иисус на один из иудейских праздников в Иерусалим.
 
После этого состоялся праздник иудеян; и Иисус поднялся в Иерусалим.

Там у Овечьих ворот есть водоем (по-еврейски он называется Вифезда)1 с пятью галереями.
 
В Иерусалиме рядом с Овечьими Воротами есть бассейн, названный по-арамейски Вифезда;

В них лежало множество больных: слепых, хромых, параличных.
 
в нём лежало множество калек — слепых, хромых и увечных.

[отсутствует]2
 

Был там человек, болевший уже тридцать восемь лет.
 
Там был один мужчина, болевший тридцать восемь лет.

Иисус увидел его среди лежащих и, узнав, как давно тот болеет, спросил у него: «Хочешь ли выздороветь?»
 
Увидев этого человека и зная, что он давно находится там, Иисус сказал ему: "Ты хочешь исцелиться?"

«Господин мой, — ответил Ему больной, — нет у меня никого, кто помог бы мне войти в воду, когда приходит она в движение. Когда же сам я силюсь сделать это, туда успевает всякий раз еще до меня погрузиться кто-то другой».
 
Больной ответил: "У меня нет никого, кто мог бы опустить меня в бассейн, когда волнуется вода; а пока я сам пытаюсь туда добраться, кто-нибудь всегда опережает меня".

Иисус сказал ему на это: «Встань, возьми циновку свою и ходи!»
 
Иисус сказал ему: "Встань, возьми свою подстилку и иди!"

И тотчас выздоровел человек этот, он взял циновку свою и стал ходить. Всё это было в субботу,
 
В то же мгновение человек тот был исцелён, он поднял свою подстилку и пошёл. День же этот был Суббота,

поэтому ревностные законники из иудеев стали нападать на исцеленного: « Сегодня суббота, ты не должен нести свою циновку».
 
потому иудеяне сказали исцелённому: "Сегодня Суббота! Ты не должен носить подстилку, это не по Пятикнижию!"

Но он отвечал им: «Человек, Который исцелил меня, это Он сказал мне: „Возьми свою циновку и ходи“».
 
Но он ответил им: "Человек, который исцелил меня, сказал мне: 'Возьми свою подстилку и иди'".

«Кто Он, Этот Человек, что сказал тебе такое?» — спросили они его.
 
"Кто тот человек, который сказал тебе взять её и пойти?"

Но исцеленный не знал, Кто это был, потому что Иисус сразу скрылся в толпе, которая собралась там.
 
Но исцелённый не знал, кто это был, потому что Иисус скрылся в толпе.

Потом Иисус нашел того человека в Храме и сказал ему: «Теперь ты здоров, но не греши больше, чтобы не было тебе еще хуже!»
 
Позже Иисус нашёл его во дворе Храма и сказал: "Видишь, ты здоров! Теперь не греши, иначе с тобой может произойти худшее!"

Исцеленный пошел и объявил иудейским властям, что здоровым сделал его Иисус.
 
Человек ушёл и сказал иудеянам, что его исцелил Иисус;

И начали иудейские власти преследовать Иисуса3 потому, что Он делал такие дела в субботу.
 
и потому иудеяне начали преследовать Иисуса, так как он сделал это в Субботу.

На это отвечал им [Иисус]:4 «Отец Мой никогда не перестает творить добро, так делаю и Я».5
 
Но он ответил им: "Мой Отец трудится до сих пор, и я тружусь".

Еще более тогда утвердились в своем намерении убить Его иудейские власти, теперь уже не только за нарушение субботы, но и за то, что, называя Бога Своим Отцом, Он Себя Самого ставил наравне с Богом.
 
Этот ответ лишь укрепил в иудеянах намерение убить его — он не только нарушал Субботу, но называя Бога своим Отцом, провозглашал себя равным Богу.

Иисус же говорил им: «Воистину, ничего не сделает Сын от Себя, пока не увидит, что и Отец это делает. Что делает Отец, то делает и Сын.
 
Поэтому Иисус сказал им: "Да, именно так! Говорю вам, что Сын не может сделать что-нибудь по собственному желанию, но только то, что, как он видит, делает Отец; всё, что делает Отец, делает Сын.

Ведь Отец любит Сына и показывает ему всё, что делает Сам, и еще большие покажет Он Ему дела, так что изумитесь вы.
 
Так как Отец любит Сына и показывает Ему всё, что Он делает; и покажет Ему более великие дела, чем эти, и вы ещё поразитесь.

Ведь как Отец пробуждает мертвых и возвращает им жизнь, так и Сын дарует жизнь, кому хочет.
 
Подобно тому, как Отец воскрешает мёртвых и оживляет их, так и Сын оживляет любого, кого пожелает.

Никого и не судит Отец — Сыну передал Он весь суд,
 
Отец никого не судит, но доверил весь суд Сыну,

чтобы чтили все Сына, как чтят Отца. Кто Сына не чтит, не чтит и Отца, Который послал Его.
 
чтобы все чтили Сына, как чтят Отца. Кто не хочет чтить Сына, не чтит Отца, пославшего его.

Воистину, кто внемлет слову Моему и верит Тому, Кто послал Меня, тот обрел уже вечную жизнь. Не стоять ему перед Судом:6 перешел он от смерти к жизни.
 
Да, именно! Говорю вам, что всякий, кто слышит, что я говорю и доверяет Тому, Кто послал меня, имеет вечную жизнь — то есть он не предстанет перед судом, но уже перешёл от смерти к жизни!

Верьте Мне, наступает время,7 — и уже настало оно, — когда услышат мертвые голос Сына Божия, и те, которые услышат Его, будут жить.
 
Да, именно! Говорю вам, наступает время, по сути, оно уже наступило — когда мёртвые услышат голос Божьего Сына, и те, которые прислушаются к нему, воскреснут.

Как Отец никому не обязан жизнью Своей — в Нем Самом она, так и Сын в Самом Себе жизнь несет — даровано то Отцом Ему.
 
Ибо подобно тому, как Отец имеет жизнь в Себе Самом, Он дал Сыну жизнь, которую Тот имеет в Себе Самом.

И право судить дано Ему как Сыну Человеческому.
 
Кроме того, Он дал ему власть производить суд, потому что он Сын Человеческий.

Да не удивит вас всё это! Близко время, когда услышат все мертвые8 голос Его.
 
Не удивляйтесь этому — наступает время, когда все находящиеся в могиле услышат Его голос

Тогда те, кто добрые вершил дела, для жизни восстанут, а те, которые творили зло, — для Суда.9
 
и выйдут, творившие добро — к воскресению жизни, а творившие зло — к воскресению осуждения.

Сам по Себе ничего не могу совершить Я. Если же сужу Я, то так только, как от Отца о том слышу;10 потому Суд Мой — Суд праведный, ибо не Свою волю стремлюсь исполнить, а волю Пославшего Меня.
 
Я не могу ничего сделать по собственной воле. Как слышу, так и сужу; и суд мой справедлив; потому что я не ищу своего, но лишь того, что угодно Пославшему меня.

Если бы никто, кроме Меня Самого, не свидетельствовал обо Мне, не имело бы силы то, что Я говорю о Себе.11
 
Если я свидетельствую сам о себе, то свидетельства моего недостаточно.

Но обо Мне Другой свидетельствует, и Я знаю, что всякое Его слово обо Мне — истинно.12
 
Но есть другой, свидетельствующий обо мне, и знаю, что его свидетельство верно —

Вы посылали к Иоанну, и он тоже подтвердил эту истину.
 
вы посылали к Иоханану, и он свидетельствовал об истине.

Говорю это не потому, что нуждаюсь в свидетельстве людей, ради вашего спасения говорю.
 
Это не значит, что я нуждаюсь в свидетельствах человека, но говорю вам это, чтобы вы спаслись.

Иоанн был светильником ярко горящим, и какое-то время вы были готовы радоваться во свете его.
 
Он был светильником, горящим и светящим, и какое-то время вы хотели погреться в его свете.

Но есть у Меня свидетельство больше того, которое дал Иоанн: дела, порученные Мне Отцом для завершения, сами эти дела, которые совершаю Я, — они свидетельствуют, что послан Я Отцом.
 
Но у меня есть свидетельство более веское, нежели свидетельство Иоанна, — дела, которые мне поручил исполнить мой Отец, те самые дела, которые я творю сейчас, свидетельствуют о том, что меня послал Отец.

И Отец, Меня пославший, уже засвидетельствовал обо Мне. Но вы ни голоса Его никогда не слышали, ни образа Его не видели,
 
К тому же, Отец, пославший меня, Сам засвидетельствовал обо мне. Но вы не услышали Его голос и не увидели Его образ;

и слово Его не пребывает в вас, потому что не верите вы Тому, Кого Он послал.
 
более того, Его слова нет в вас, потому что вы не доверяете Его посланнику.

Вы усердно изучаете13 Писания, думая найти в них дорогу к вечной жизни. Но хоть свидетельствуют они обо Мне,
 
Вы непрестанно исследуете Еврейские Писания, так как полагаете, что в них имеете вечную жизнь. Сами эти Писания свидетельствуют обо мне,

вы всё же не хотите прийти ко Мне, не хотите обрести истинную жизнь.
 
но вы не желаете прийти ко мне, чтобы иметь жизнь!

Мне не нужно людское признание,
 
Я не ищу славы у людей,

да и вас Я хорошо знаю: нет у вас настоящей любви к Богу!
 
но я знаю вас, люди — я знаю, что в вас нет любви к Богу!

Я во имя Отца Моего пришел,14 и вы не принимаете Меня! А приди к вам другой кто-нибудь от своего к тому же имени, его бы вы приняли.
 
Я пришёл во имя моего Отца, и вы не принимаете меня; если кто-то другой придёт в своё собственное имя, его вы примете.

Поверите ли вы, если жаждете похвалы друг от друга и ничуть не заботитесь о похвале от Бога единого?
 
Как можете вы верить? Вы заняты тем, что добиваетесь славы друг у друга, вместо того, чтобы искать похвалы только от Бога.

Не думайте, будто Я стану обвинять вас перед Отцом. Вы возложили свои надежды на Моисея, он вам и судья.15
 
Но не думайте, что я буду осуждать вас перед Отцом. Знаете кто будет осуждать вас? Моисей, тот самый, на которого вы надеетесь!

Если бы действительно верили вы Моисею, поверили бы и Мне: он обо Мне писал.
 
Потому что если бы вы в самом деле верили Моисею, вы поверили бы мне; так как он писал именно обо мне.

Если же не верите тому, что Моисей написал, как Моим словам поверите?»
 
Но если вы не верите тому, что он написал, то как вы собираетесь поверить тому, что говорю я?"

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: Бетзата/Бетсаида. «Вифезда» (греч.: Бетесда) переводится как «дом милости».
4  [2] — Некот. рукописи добавляют: ожидающих движения воды. 4 Ибо ангел Господень время от времени сходил в пруд/водоем и приводил воду в движение. Первый, кто входил в воду, когда она приходила в движение, выздоравливал, какою бы ни был болен болезнью.
16  [3] — Некот. рукописи добавляют: и искали убить Его.
17  [4] — В некот. рукописях: Господь.
17  [5] — Букв.: Отец Мой доныне действует/трудится, и Я действую/тружусь.
24  [6] — Букв.: и на Суд не приходит.
25  [7] — Или: час; то же и в ст.28.
28  [8] — Букв.: кто в гробах.
29  [9] — Букв.: и выйдут сотворившие благое — в воскресение жизни, сделавшие злое — в воскресение суда.
30  [10] — Букв.: как слышу, (так) сужу.
31  [11] — Букв.: если Я свидетельствую о Самом Себе, свидетельство Мое не истинно.
32  [12] — Букв.: истинно то свидетельство, которым Он свидетельствует обо Мне.
39  [13] — Или: прилежно изучайте.
43  [14] — В знач. пришел как откровение.
45  [15] — Букв.: обвинитель.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.