Иов 21 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Библейской Лиги ERV

 
 

И сказал в ответ Иов:
 
И ответил Иов:

«Прислушайтесь к речам моим! Хотя бы этим вы меня утешите!
 
«Слушайте слова мои внимательно, и это будет мне утешеньем от вас.

Потерпите меня, пока я говорю, а когда скажу — что ж, тогда глумитесь!
 
Будьте терпеливы, когда я говорю, а когда скажу, можете надо мной смеяться.

Разве на людей я сетую?1 И как мне оставаться спокойным?
 
Разве я жалуюсь на человека? Нет! Есть веская причина тому, что я нетерпелив!

Посмотрите на меня и ужаснитесь, рот свой рукой прикройте!
 
Взгляните на меня и в удивлении замрите, от потрясения рукой прикройте рот.

Едва вспомню, меня бросает в дрожь, и трепет плоть мою сотрясает.
 
Стоит мне подумать, я ужасаюсь и начинаю весь дрожать.

Почему нечестивцы живут до глубокой старости и, кажется, с годами лишь крепнут?
 
Почему злобные доживают до старости и сила их не ослабевает?

Дети их подле них благополучны, внуки их — перед их очами.
 
Они видят детей своих вокруг себя, и внуки у них перед глазами.

В их домах царит мир и спокойствие, и жезл Божий на них не обрушивается.
 
Их дома не ведают страха, и Божье наказание им не грозит.

Быки у них породистые, осеменяют постоянно, коровы их телятся, и выкидышей не бывает у них.
 
Их быки всегда в силе, и коровы приносят телят.

Детям их вольготно повсюду,2 словно стадо овчее, резвятся они.
 
Их дети резвятся гурьбой подобно стаду овечек, а их малыши танцевать идут.

Поют они, на бубнах и цитрах3 играют, под звуки свирели радуются.
 
Они поют под звуки тамбуринов и арф, они веселятся под пение флейты.

Все дни их проходят в счастье, и в Шеол они сходят без мучений.4
 
И годы их проходят в благоденствии, и с миром уходят они в могилы.

Говорят они Богу: „Отойди от нас прочь! Не желаем мы знать путей Твоих!
 
И говорят они Богу: „Оставь нас в покое, мы не желаем подчиняться воле Твоей.

Кто это такой Всесильный, чтобы Ему служить? Какой прок молиться Ему?“
 
Кто Он Такой, этот Бог Всемогущий, чтобы мы служили Ему? Нам не помогут молитвы к Нему!”

Но ведь не в их власти счастье!5 Чужды мне замыслы нечестивцев!..6
 
Верно, что их успех не у них в руках, и я воздерживаюсь от советов нечестивых.

Часто ли светильник у нечестивцев гаснет и приходит ли к ним несчастье? И обрекает ли Бог их во гневе Своем на страдания?
 
И все же, как часто Господь задувает свет для злобных? Как часто к ним несчастья приходят, и часто ли в гневе наказывает их Господь?

Иль становятся они подобны соломе на ветру, мякине, гонимой вихрем?7
 
Как часто уподоблены они соломе, несомой ветром, иль пыли, сметённой ураганом?

Скажете: „Бог для детей злодея приберег кару…“8 Лучше бы Он покарал его самого, чтобы сам злодей изведал горе!
 
Ты говоришь: „Бог детей наказывает за отцов”. Пусть же Он накажет злого человека, чтобы тот знал, за что наказан он.

Пусть своими глазами беду увидит, гнев Всесильного пусть он сам изопьет!
 
Пусть сам увидит он своё крушение, и выпьет Всемогущего он гнев.

Какое дело ему до семьи после смерти, когда дни жизни9 его окончатся?
 
Ему нет дела до семьи, когда к концу подходят его дни.

Скажете: „Бога ли учить мудрости,10 когда Он судит и тех, кто на высоте обитает? ..“
 
Кто может Бога мудрости учить, если судит Он высоко сидящих?

Один до самой смерти полон сил,11 спокоен и счастлив,
 
Один умирает в полноте своих сил, в безопасности и покое.

тело его молочно бело, кости его сочны.
 
Тело его хорошо накормлено, и кости всё ещё крепки.

А другой умирает в муках, так и не вкусив добра…
 
Другой же умирает в горечи, не успев ничему порадоваться.

Оба они во прах лягут, тела обоих покроются червями.
 
Но рядом в прахе они лежат, и черви их покрывают.

Знаю я ваши мысли и ухищренья, которыми вы меня одолеть пытаетесь.
 
Я ваши мысли знаю хорошо и ваши планы причинить мне боль.

Говорите вы: „Где же дом этого знатного? Где шатер, в котором обитал нечестивец?“
 
Вы скажете: „Где дом праведника и где шатёр, в котором обитает грешник?”

Разве вы не расспрашивали путников или не принимаете их свидетельство,
 
Вы, конечно же, наслушались историй путешественников и, конечно же, верите их рассказам о том,

что в день погибели пощажен бывает злодей12 и в день гнева13 оставлен в живых?..
 
что злобных дни несчастий не коснутся, дни гнева Божьего их не затронут.

Только кто в лицо ему скажет о его преступленьях? Кто воздаст ему за все его деянья?
 
Никто в лицо жестокого не судит за сделанное зло.

Хоронят его в богатой гробнице и у могильного камня ставят стражу.
 
Когда его хоронят, у его могилы ставят стражу.

Сладок сон его во прахе земли, все идут за ним,14 и тех, кто перед ним, не счесть.
 
И твёрдая земля долины ему приятна, и тысячи людей его проводят до могилы.

Разве утешите вы меня пустыми словами, ответами, в которых одна лишь ложь?»
 
Как же вашими пустыми словами вы хотели меня успокоить? Ответ ваш мне не помогает!»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Или: разве жалобу мою (я направляю) к человеку.
11  [2] — Букв.: малышей своих они выпускают. Ср. Ис 32:20.
12  [3] — Или: лирах. Цитра и лира — древние струнные инструменты. Играя на одном из таких инструментов, юный Давид успокаивал приступы безумия у Саула, см. 1Цар 16:23.
13  [4] — Букв.: мгновенно. В этих словах присутствует скрытая ирония: «смерть нечестивцев быстрая… после долгой и счастливой жизни».
16  [5] — Или: и что же, не владеют они своим добром?
16  [6] — Букв.: совет нечестивцев далек от меня. Ср. LXX: но Он (т. е. Господь) не благоволит к делам нечестивых. Друг. возм. пер.: как же далеки от Бога замыслы нечестивцев! Ср. также Пс 1:1.
18  [7] — Ср. Пс 1:4.
19  [8] — Эти слова явно принадлежат друзьям Иова, ср. 5:4 (Элифаз); 20:10 (Цофар), ср. также Исх 20:5.
21  [9] — Букв.: число месяцев.
22  [10] — Иов цитирует слова друзей, а возможно, они возражают ему прямо по ходу его речи. LXX: разве не Бог учит пониманию / проницательности…
23  [11] — Или: умирает в расцвете сил.
30  [12] — Друг. возм. пер.: на день беды прибережен злодей.
30  [13] — Имеется в виду «день гнева Господнего». Ср. 20:28; Притч 16:4; Рим 2:5; 2Пет 2:9.
33  [14] — По-видимому, эта фраза намеренно двусмысленная. С одной стороны, говорится о похоронной процессии, с другой — много было таких людей в прошлом и будет в будущем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.